Автор: s******************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 22:39, реферат
Политическую жизнь общества можно рассматривать в разных аспектах. С одной стороны, ее важнейшим атрибутом является взаимосвязь существующих политических институтов, составляющих так называемую политическую систему общества. С другой стороны, она выражается в совокупности происходящих в обществе политических процессов, в которых задействованы разнообразные политические, институты. Ниже же речь пойдет о политических партиях, политической системе общества и о роли этих политических партий в функционировании политической системы общества…
Введение
Политическое управление
Роль политических партий в политическом управлении
Заключение
Политические партии и политическое управление
Реферат Политические партии и политическое управление
Введение
Политическое управление
Роль политических партий
в политическом управлении
Заключение
Список литературы:
Введение
Одним из важнейших субъектов политических
отношений в либеральной демократии являются
партии. Именно в них конкретно выражаются
основополагающие принципы демократии
– политический плюрализм, представительство,
выборность должностных лиц.
Основные партии в их взаимодействии,
взаимоотношении, взаимных конфликтах
и взаимной ротации у власти рассматриваются
как единая партийная система, во многом
–определяющая жизнеспособность и функционировании
всей политической системы в целом.
Говорить о партиях – это, значит, поднимать
вопросы об их месте и роли в политической
системе, их функциях, социальном составе
и электорате, их организационной структуре,
типах, формах и т.д.
Политическую жизнь общества можно рассматривать
в разных аспектах. С одной стороны, ее
важнейшим атрибутом является взаимосвязь
существующих политических институтов,
составляющих так называемую политическую
систему общества. С другой стороны, она
выражается в совокупности происходящих
в обществе политических процессов, в
которых задействованы разнообразные
политические, институты. Ниже же речь
пойдет о политических партиях, политической
системе общества и о роли этих политических
партий в функционировании политической
системы общества…
Политическое управление
Управление присуще всем организованным
системам: физическим, биологическим,
социальным. С его помощью достигается
целостность этих систем, сохраняется
их качественная специфика, осуществляется
воспроизводство и развитие. Главной особенностью
социальных, в том числе и политических
систем является наличие в них двух типов
управления. Первый тип управления является
системным, он представляет собой объективно
действующие социальные механизмы или
процессы, которые побуждают людей воспроизводить
в своих действиях системные элементы,
структуры, функциональные связи. В рамках
политической системы такими основными
процессами-механизмами являются политическая
социализация, институализация, легитимация,
в рамках отдельной политической организации
- взаимные ролевые ожидания, групповые
нормы и ценностные ориентации.
На практике системное управление выглядит
в виде подчинения людей обществу, культуре,
внешним и интериоризированным, т.е. глубоко
усвоенным личностью, нормам, правилам,
ценностям. Этот тип управления называют
еще самоорганизацией системы, подчеркивая
тем самым наличие в каждой системе, в
том числе и политической, внутренних
механизмов, обеспечивающих ее воспроизводство.
Спецификой социальных систем - общества,
институтов, организаций, групп - является
наличие в них второго типа управления,
существующего в виде осознанной направленной
деятельности людей, преследующих свои
цели, способных создавать структуры,
принимать решения и влиять друг на друга.
Наличие этого типа управления отличает
социальные системы от всех остальных.
Он привносит субъективность в управленческие
отношения, делает их более сложными, зависящими
не только от системных требований, но
и от индивидуальных особенностей людей,
вовлеченных в управленческий процесс.
В этой субъективности одновременно заключены
и сила, и слабость социального управления.
Его сила состоит в том, что человек способен
не только воспроизводить ранее сложившиеся
связи в системе, но и изменять их, совершенствовать,
инициировать нововведения, ускорять
развитие. Его слабость - в неизбежных
ошибках человека, а главное в том упорстве,
которое он может проявлять, претворяя
в жизнь ошибочные управленческие решения.
Управление, относящееся к сфере политики,
включает всю совокупность управленческих
процессов, возникающих в поле политических
властеотношений. Можно выделить следующие
основные виды управления в политике:
а) управленческие отношения, возникающие
между государственными должностными
лицами и государственными органами, выступающими
в роли субъекта управления, с одной стороны,
и населением или отдельными его группами
– с другой. Этот вид управления обычно
называют государственным управлением,
потому что его субъектом является государство,
его учреждения и должностные лица. В нем
выделяют как особый сегмент - государственно-
Главной особенностью государственного
управления является то, что оно опирается
на право “легитимного насилия”, т.е.
субъект управления обладает властными
полномочиями, необходимыми статусными
ресурсами для проведения в жизнь управленческих
решений. В современном обществе государственное
управление осуществляется преимущественно
в виде создания соответствующими органами
и учреждениями норм, носящих деперсонализированный
характер и существующих в виде законов
и иных общих нормативных актов. Государственное
управление в современном обществе является
многоуровневым и необычайно сложным,
прежде всего в силу необычайно разросшегося
числа всевозможных государственных организаций
и учреждений.
б) управленческие отношения, складывающиеся
внутри государственных и политических
организаций с целью
в) управленческие отношения, где субъект
(политическая организация, группа давления,
государственный деятель) не может опереться
на право “легитимного насилия” и на
свои статусные ресурсы для достижения
поставленных целей, не может принять
закон или иное распоряжение, обретающее
обязательный характер, а поэтому вынужден
прибегать к иным формам и методам воздействия
на предполагаемый объект управления.
Этот вид управленческих отношений мы
и будем называть политическим менеджментом
или политико-технологическим управлением.
Политико-технологическое управление
позволяет политическим акторам решать
весьма специфические задачи. Назовем
некоторые из них:
1.Укрепление авторитета государственного
или политического деятеля.
2.Создание привлекательного образа государственного
учреждения, политической партии, общественной
организации или группы давления.
3.Расширение числа сторонников той или
иной политической программы, управленческого
проекта.
4.Формирование электоральных предпочтений
населения.
5.Организация политических союзов, блоков.
6.Влияние на политических оппонентов,
а также на противников в политических
конфликтах.
7.Оказание воздействия на лиц, принимающих
государственные решения.
8.Мобилизация масс для политической поддержки.
Важность перечисленных задач для различных
субъектов, действующих в поле политических
отношений, очевидна. В современном обществе
невозможно добиться значимых политических
результатов, если в каждодневной практике
не решать хотя бы часть из этих задач.
Но специфика всех этих задач заключается
в том, что для их реализации субъект управления
не может воспользоваться властными полномочиями,
не может издать указ или принять закон,
не может прибегнуть к принуждению, он
должен побуждать к действию. Объект управленческого
воздействия в этом случае находится вне
зоны статусного подчинения: он не обязан
(по закону, по установлению, по статусу)
любить или ненавидеть политического
лидера; в кабине для тайного голосования
он свободен в своем выборе; он может примкнуть
к любой политической организации, разрешенной
в стране; его нельзя заставить воздержаться
от распространения слухов о произволе
бюрократии в том или ином государственном
учреждении и т.д..
Итак, политическое управление – это особый
вид управления в политике, когда субъект
управления, стремящийся к достижению
определенной цели, лишен возможности
создавать общеобязательные нормы и опираться
на право «легитимного насилия», т.е. либо
на право государственного принуждения,
либо на статусное право в политической
организации.
Понятие политической партии.
Усвоить историю и историографию политических
партий трудно без понимания некоторых
теоретико-методологических проблем.
Среди них на первое место выдвигается
определение сути партии как общественно-политического
явления.
Понятие «партия» происходит от латинского
partis (часть) и означает организованную
группу людей, объединенных общими идеями
и интересами. То же относится и к «политической
партии», но здесь стоит добавить, что
последняя представляет собой организацию
политического характера, которая выражает
интересы общественного класса или определенного
социального слоя, объединяет наиболее
активных их представителей в процессе
достижения поставленных целей.
Один из отечественных исследователей
политической истории России писал: «...политические
партии суть свободные общественные группы,
образующиеся внутри правового государства
для совместного политического действия
на почве общих всем индивидуумам интересов
и идеи»1. Автор также считал, что одной
партии, т.е. партии в единственном числе,
существовать не может. Однако исторический
опыт России мысль эту не подтвердил, ибо
свыше семидесяти лет здесь существовала
только одна партия, превратившаяся по
существу в партию-государство.
В 1906 г. попытку сформулировать суть партии
предпринял Ю.0. Мартов. Он отметил, что
это — «союз людей единомыслящих, ставящих
себе одни и те же цели и сговорившихся
соединить свои силы для согласованной
деятельности в государственной жизни».
Для возникновения партий необходимы
соответствующие объективные и
субъективные факторы. Важнейший объективный
фактор — наличие определенного уровня
социально-экономичес-кого развития. Не
случайно партии часто возникают на капиталистической
стадии развития человеческого общества,
более точно — в эпоху становления и утверждения
капитализма, когда люди, объединенные
в классы, имеют общие интересы и устремления
и, следовательно, появляются условия,
способствующие противоборству между
ними. Это не противоречит тому, что сам
термин «партия» употреблялся и ранее,
например в XV—XVI вв. Однако только тогда,
когда развернулась борьба между феодалами
и нарождавшейся буржуазией и последняя
стала выражать свою групповую волю, можно
говорить о готовности общества к появлению
партий и противоборстве между ними.
Среди субъективных факторов отметим
осознание своих политических идеалов
передовыми элементами общества. Основная
масса людей к этому еще, может быть, не
готова — тогда формирующаяся партия
разъясняет им свои цели и задачи. Исторический
опыт свидетельствует о том, что нередко
устремления класса (слоев, групп) сознают
раньше не их непосредственные представители,
а выходцы из других классов (слоев, групп),
более образованные, но уже порвавшие
связь со средой происхождения. Это интеллигенты;
именно они в большинстве случаев становятся
организаторами и вождями партий. Причины
этого явления разные. Установлено, что
сознание не всегда адекватно отражает
интересы людей. Известно, что партии по
политической структуре не отличаются
так резко, как классы в экономической
жизни общества. На партию и ее программу
влияют национальные, религиозные и другие
общечеловеческие факторы. Наконец, тот
или иной класс вследствие своей неоднородности
(социальной и национальной) может иметь
несколько партий, зачастую вступающих
между собой в борьбу.
В целом же вопрос о социальной и классовой
базе партий слабо изучен. В связи с этим
приведем несколько положений из политологии.
Первое. Социальная база партии включает
в себя не только классы, но и слои и группы,
людей. Второе. Социальный состав — не
зеркальное отражение социальной базы,
так как у большинства партий, кроме ее
основного классового костяка, имеются
примкнувшие представители других слоев
и групп. Третье. Социальная база и политика
партии диалектически взаимосвязаны,
определяющей здесь является социальная
база , но и политика может играть известную
независимую роль. Четвертое. Исторический
опыт России и других стран свидетельствует
о том, что далеко не всегда политические
партии проводят в жизнь и отстаивают
те программные цели, которые они декларируют,
а следовательно, зачастую неадекватно
выражают интересы тех социальных слоев,
от имени которых они выступают. Пятое.
Социальная база — явление не статичное,
а динамичное, она меняется в зависимости
от стратегии и тактики партии. Шестое.
Облик партии, в том числе и ее социальная
база, зачастую связан с субъективным
фактором — линией поведения ее лидеров.
И еще об одном. Деятельность партий в
СССР регулировалась «Положением о добровольных
обществах и их союзах», утвержденным
ВЦИК и СНК только 10 июля 1932 г. По отношению
к ВКП(б) — КПСС оно формально применялось
по аналогии. Легитимационная норма о
партии большевиков появилась лишь в Конституции
СССР 1936 г., зафиксировавшей идею о руководящей
и направляющей роли ВКП(б). Она была закреплена
и в 6-й статье Конституции СССР 1977г., особо
подчеркнувшей, что КПСС является «ядром
политической системы социалистического
общества». Несмотря на то, что деятельность
партии ограничивалась рамками Конституции
СССР, КПСС превратилась в партию-государство.
Она фактически устанавливала законы
страны, определяя ее внутреннюю и внешнюю
политику.
Вступивший в силу 1 января 1991 г. Закон
СССР «Об общественных объединениях»
установил, что политическая партия, как
разновидность общественных объединений,
создается и действует на основе добровольности,
равноправия ее членов, самоуправления,
законности и гласности. Так была создана
правовая и политическая основа формирования
многопартийности.
Роль политических партий в политическом
управлении
И еще раз понятие политической партии,
поскольку они играют весьма значительную
и все более возрастающую роль в современной
политической системе общества.
Политическая партия (от лат. партис —
часть чего-либо) — это организованная
группа единомышленников, представляющая
интересы определенной части народа и
ставящая своей целью их реализацию путем
завоевания государственной власти или
участия в ее осуществлении.
Политические группы, именовавшиеся партиями,
были известны еще в Древней Греции со
времен Аристотеля. Тогда они представляли
собой, как правило, группы в поддержку
какого-либо политического деятеля (так
называемые клиентелы). Обеспечивая известную
координацию своих действий и усилий,
клиентелы быстрее достигали поставленных
целей в интересах определенной личности
и ее приближенных.
Политические партии в их современном
понимании возникли сравнительно недавно
— в XIX в. Наиболее ярко партийное влияние
и противостояние выразились в это время
в Англии и в США. Позднее, к началу XX в.,
политические партии стали все больше
отражать и отстаивать интересы уже не
столько отдельных индивидов, сколько
определенных слоев населения, классов
и других социальных групп.
Политические партии существенно отличаются
от внешне похожих на них других политических
объединений (союзов, движений и т.п.) по
ряду специфических признаков. Признаки
политической партии:
* Основная цель деятельности — завоевание
и осуществление политической власти
в обществе.
* Наличие детально разработанной политической
программы и устава партии.
* Наличие организационной структуры в
центре и на местах.
* Активное участие в выборных кампаниях.
Сила политических партий во многом определяется
их организованностью, соединением усилий
их членов. В силу этого обстоятельства
они способны гораздо в большей степени,
чем отдельные индивиды или другие общественные
группы, влиять на политику и общественное
мнение. Путем своего представительства
в структурах власти партии более эффективно
решают вопросы реализации политических
интересов представляемой ими политической
общности и соответствующих социальных
групп.
Выделяют различные виды партий:
1. По социальному признаку — в зависимости
от того, какие социальные слои (страты)
представляет данная партия. При этом
может быть четко выраженная ориентация
на определенный социальный слой (класс).
Встречаются также межклассовые и смешанные
партии, представляющие более широкие
слои различных социальных общностей.
В результате возникают партии: буржуазные
(в том числе мелко- и средне-буржуазные),
крестьянские, рабочие, партии служащих
и др. Как правило, политические партии
декларируют свои особые интересы как
благоприятные для всего общества и его
слоев.
2. По идейному (идеологическому) признаку
различают консервативные, либеральные,
социалистические, коммунистические,
националистические, клерикальные (религиозные)
и другие партии.
3. По организационной структуре (классификация
французского социолога Мориса Дюверже
(р. 1917 г.) выделяют:
* Кадровые партии — характеризуются значительной
внутрипартийной свободой, отсутствием
фиксированного членства. Местные комитеты,
состоящие из активистов, не стремятся
к расширению собственных рядов. Их деятельность
направлена главным образом на выяснение
мнений и ожиданий избирателей, подбор
кандидатов во власть. Как правило, активность
таких партий ограничена периодом предвыборной
борьбы.
* Массовые партии имеют жесткое фиксированное
членство, уплату членских взносов. Они
проводят постоянную организационную
и идеологическую работу. Им свойственна
высокая партийная дисциплина. Фракции
таких партий в парламентах весьма зависимы
от решений высших партийных органов.
Организационная основа массовых партий
— первичные организации (ячейки). Во многом
внутренняя организация и работа таких
партий отражает их понимание необходимости
устройства жизни общества.
4. Традиционно также деление политических
сил, в том числе партий, в зависимости
отихориентации и методов достижения
целей на так называемые «левые» и «правые».
Согласно классической терминологии,
левые партии, как правило, исповедуют
социалистические, коммунистические ценности
и соответственно радикально-революционные
методы их достижения. Правые партии в
основном ориентируются на консервативные
буржуазные ценности, стабильность политической
системы, отрицание коммунистических
идеалов и революционных методов переустройства
общества.
Между этими двумя полюсами политических
сил находится весьма обширный и разнородный
по составу так называемый политический
центр. Как правило, это умеренные политические
силы, не стремящиеся к резким изменениям
в обществе, предпочитающие реформаторские,
эволюционные пути развития в целях улучшения
благосостояния общества и его членов.
Компромисс, сотрудничество, попытка максимального
учета различных общественных интересов
— стержень их повседневной политики.
5. По отношению к существующему режиму
различают партии правящие и оппозиционные.
* Правящими считаются партии, которые
победили на выборах и (главное) сформировали
правительство. Правящая партия (или партийная
коалиция нескольких партий, объединившихся
в единый блок) проводит собственный политический
курс через «своего» премьер-министра
и членов кабинета министров.
Как правило, это возможно только в условиях
парламентской республики, в то время
как президентской республикой может
руководить президент, представляющий
в парламенте партию меньшинства. И в этом
случае даже победа на выборах не обеспечивает
ведущей политической партии статуса
правящей (Так, например, успех ЛДПР в 1993
г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал им
возможности сформировать правительство
России в условиях президентской республики).
Поэтому главный признак правящей партии
— возможность самостоятельного формирования
правительства.
* Оппозиционными партиями считаются те,
которые лишены реальной возможности
влиять на формирование правительства
и находятся в очевидной оппозиции к политике
действующего правительства. Их сверхзадача
— завоевание власти на следующих выборах
и смена существующего правительства.
Для этого ими активно используются критика
существующего правительства за его ошибки,
жесткий контроль за действиями властей,
проверяемых на соответствие конституции
и законам, предложения обществу альтернативных
проектов развития страны.
Партийные системы. Под партийной системой
понимают совокупность существующих в
обществе политических партий и их взаимосвязь.
С ростом неоднородности общества, как
правило, пропорционально увеличивается
и количество существующих партий, отражающих
интересы определенных социальных общностей.
Традиционно выделяют три разновидности
партийных систем: монопартийную, двухпартийную
и многопартийную.
• При монопартийной системе
власть в обществе контролирует одна
партия (КПСС — в СССР, КПК —
в Китае). Как правило, такая система
характерна для тоталитарного общества.
Преимущества многопартийности проявляются
в концентрации сил и средств общества
на решении конкретных экономических
и социальных задач. Однако такая «экономия»
очень часто нивелируется и перекрывается
другими негативными моментами. «Любая
монополия ведет к загниванию» — данный
классический тезис в полной мере относится
и к политической сфере жизни общества.
Застой в политической и, как следствие,
в экономической и социальной сферах,
бюрократизация управления неизбежно
приводят к ухудшению важнейших социальных
и экономических показателей. Об этом
красноречиво свидетельствует опыт нескольких
десятков социалистических стран и других
однопартийных режимов.
• Двухпартийная система характерна в
основном для стран, в которых существует
устойчивая однородная социальная и
культурная среда с традиционными ценностями,
поддерживаемыми большинством членов
данного общества. В этом случае лишь две
ведущие партии (даже при формальном наличии
других) составляют реальные конкурирующие
политические структуры. Они различаются
в основном подходами к решению практически
одних и тех же задач (республиканцы и
демократы — в США, лейбористы и консерваторы
— в Великобритании). В Западной Европе
двухпартийная система часто представлена
партиями либерального курса (минимальное
вмешательство государства, стабильность
условий, саморазвитие рынка) и сторонниками
социал-демократического развития (высокая
социальная защищенность, усиление влияния
государства на экономику в виде увеличения
налогового давления на большой капитал).
Такие политические качели (партии, сменяющие
друг друга у власти) позволяют достаточно
эффективно сочетать и развитие экономики,
и интересы различных слоев населения.
• Многопартийная система предполагает
реальную борьбу за власть более чем двух
партий. В конечном счете, раздробленность
политических сил приводит партии со сходной
политической ориентацией к необходимости
поиска компромисса и объединения для
создания межпартийной коалиции в парламенте
в целях завоевания большинства и возможности
формирования коалиционного кабинета
министров. Недостатки данной системы
— частые правительственные кризисы при
обычном расхождении интересов внутри
правительственной коалиции или при невозможности
ее создания.
Заключение
Управление - это важная и неотъемлемая
часть политической жизни общества. С
его помощью решаются как масштабные задачи
координации политических, экономических
и социальных процессов в обществе, так
и более мелкие, связанные с достижением
конкретных целей и задач, таких как: завоевание
доверия масс, победа на выборах, разрешение
конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие
отношения в политике многообразны.
В настоящее время в России появилось
много различных политических партий.
Они постоянно развиваются, ведут между
собой политическую борьбу, идет их развитие,
объединение и выработка совместных позиций.
По моему мнению развиваются партии различной
политической направленности: демокративной,
либеральной, прокоммунистической и т.д.
Рассматривать конкретную партию надо
в конкретной ситуации.
Но ясно одно - возрождение России требует
не просто взаимодействия партий, но и
взаимодействия просто политических сил.
Они должны сотрудничать друг с другом
на разумных условиях.
Список литературы:
1. Под ред. Зевелева А.К., « История политических
партий России »; Москва, Высшая школа,
1994 г.
2. Ильин М.В., « Слова и смыслы: Опыт описания.
Ключ: политические партии »; Москва, РОССПЭН,
1997 г.
3. Кочетков А.П., « Политические партии
и гражданское общество »; Москва, Институт
Социологии, 1990 г.
4. Авт. коллектив Клементьев Д.С. и др.,
« Политология: учебное пособие »; Москва,
Знание, 1997 г.
5. Под ред. Лавриненко В.Н., « Политология:
учебник для вузов »; Москва, Юнити, 1999
г.
6. Гаджиев К.С., « Политическая наука »;
Москва, Международные отношения, 1996 г.
7. Гаджиев К.С., « Введение в политическую
науку: учебник »; Москва, Логос, 1999 г.
8. Гамбаров Ю.С. Политические партии России
в их прошлом и настоящем. СПб., 1904 г.
Информация о работе Политические партии и политическое управление