Политические партии и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Цель определяет основные задачи работы:
- характеристика понятия политической партии, ее основные признаки, структура и функции;
- типология политических партий
- рассмотреть некоторые положения, определяющие правила формирования и функционирования политической партии.

Содержание

Введение……………………………………………………………...
3
1.
Характеристика понятие политической партии ее
основные признаки, структура и функции……………………

4
2.
Типология политических партий………………………………
8
3.
Правовое регулирование партийной деятельности…………..
11
Заключение…………………………………………………………
19
Список использованной литературы…………………………….
21

Работа содержит 1 файл

контрольная по политологии.docx

— 57.10 Кб (Скачать)

Таблица № 1 Сравнительная  характеристика кадровых и массовых партий

 

По стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические; антидемократические.

Одной из наиболее известных типологий является разделение партий на «правые», «левые» и «центристские». (Таблица № 2.) Левыми в политологии принято считать те партии, которые выступают за увеличение роли государства в экономике с целью обеспечения социальных гарантий гражданам, за общественную собственность на средства производства, прогрессивную систему; налогообложения. Правые партии традиционно отстаивают ценности личной свободы, частной собственности, рыночной экономики, уменьшение роли государства в экономике, а в центре оказались умеренные депутаты. С тех пор принято построение идеологического спектра политических партий слева направо. Сегодня он выглядит следующим образом:

Левые

 

Центристские

Правые

Радикалы

Умеренные

Умеренные

Радикалы

Большевистские, коммунистические партии

Социалистические, социал-демократические партии

Либеральные, либерально-демократические  партии

Консервативные, неоконсервативные партии

Фашистские, националистические партии


Таблица № 2 Левые, правые и  центристские партии

По характеру  доктрин выделяют идеологические, прагматические партии, партии деловых интересов.

С точки зрения их идейно-политической ориентации выделяют коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, фашистские (неофашистские), монархические партии. Можно говорить о существовании партий, в основе которых лежат религиозные и национальные доктрины.

По методам  выполнения программы партии подразделяются на революционные - стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества, реформаторские- стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений.

По характеру  политических действий партии подразделяются на: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские.

По идейным  основаниям деятельности партии подразделяются на: доктринальные - защищающие свою идеологию, прагматические- ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, харизматические- объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера.

По организационной  структуре партии подразделяются на: парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты); лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов); авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов).

 

  1. Правовое регулирование партийной деятельности

В  цивилизованном  обществе  партии  должны   стремиться   к   поиску согласованных решений,  учитывающих  интересы  различных  слоев   общества, должны действовать в рамках закона.  Законодательство  о  партиях  различных стран мира достаточно разнообразно. Но в то же время в  нем  и  много  общих черт, что обусловлено  спецификой  и  определенным  единообразием  партийной деятельности.

 В  конституциях  и   законах   закрепляются   права   и   обязанности политических партий, требования, предъявляемые к их  уставам  и  программам. Законодательством   регламентируется   порядок   и    условия    прекращения деятельности партий,  финансовая  сторона  их  функционирования  и  контроль государства.   Конституциями   может   запрещаться   создание   определенных общественных объединений.

Так, в ст. 13 Конституции  России говорится о  том,  что  "запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия  которых направлены  на  насильственное  изменение  основ  конституционного  строя  и нарушение   целостности   Российской    Федерации,    подрыв    безопасности государства,  создание  вооруженных  формирований,  разжигание   социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

Данное положение отвечает требованиям, содержащимся  в  международно- правовых документах. Например, в ст. 22 Международного пакта  о  гражданских и политических правах 1966 года говорится, что каждый  человек  имеет  право на свободу ассоциаций с другими объединениями и пользование этим  правом  не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются  законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах  государственной или общественной безопасности,  общественного  порядка,  охраны  здоровья  и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

 В связи со вступлением  в Совет Европы Россия обязана   ориентироваться в своем законодательстве на европейские стандарты в области  прав  человека, которые в концентрированном виде изложены в Европейской конвенции  о  защите прав  человека  и  основных  свобод.  Статья  22  Международного   пакта   о гражданских  и  политических  правах  соответствует   ст.   11   Европейской конвенции, в которой, в частности, сказано,  что  могут  вводиться  законные ограничения на осуществление права на ассоциации лицами, входящими в  состав вооруженных сил, полиции и государственного управления.

Юридическим признаком политических партий является признание их одним из видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие  в формировании  органов  государственной  власти,   местного   самоуправления, исполнительных структур. Цели и задачи партий формируются в их программах  и уставах, к которым законодатель предъявляет  особые  требования.  В  уставах должно также отражаться название партии, порядок  вступления  и  прекращения членства в ней, права и обязанности членов партии,  ее  руководящие  органы, источники  финансирования,  порядок  и  условия   прекращения   деятельности партии.

Кроме  общесоциологического  подхода  в  политологии   существует   и правовая характеристика партий.  Политические  партии  являются  субъектами права. Они участвуют  в  различных  отношениях,  регулируемых  юридическими нормами,   но   главным   образом    их    деятельность    регламентируется конституционным законодательством. Правосубъектность  партий  возникает со времени их учредительных  съездов  или  конференций,  но  в  полном  объеме возможности,  предусмотренные  законом,   они   могут   реализовать   после регистрации уставов в органах юстиции. С этого времени они обретают  статус юридического лица.

В России накануне и некоторое  время после Октябрьской революции  1917 года существовало множество партий. Но после мятежа  левых  эсеров  в  июле 1918 года в стране утверждается  однопартийность.  Конституции СССР  1936, 1977  годов и принятые  в соответствии  с ними  конституции союзных и автономных республик закрепляли руководящую в государстве и  обществе  роль Коммунистической партии. Хотя в действовавшем в то  время  законодательстве отсутствовали прямые запреты на создание иных партий, они реально не  могли появиться в силу сложившейся  политики  административно-командной  системы, исходившей из целесообразности однопартийности.

Это объясняет и то обстоятельство, что  за  все  время  существования Союза ССР так и не был принят специальный закон о политических  партиях.  В 30-х годах в нашей стране действовало Положение о добровольных обществах и союзах.  9  октября  1990  года  был  принят  Закон  СССР  об  общественных объединениях,  распространявшийся  и  на   политические   партии,   процесс формирования которых в то время отличался особой активностью.

С  юридической  точки  прения  хронологическим  отсчетом  перехода  к многопартийности в нашей стране можно назвать март 1990  года,  когда  была изменена редакция ст. 6 Конституции СССР, в которой  уже  не  говорилось  о руководящей роли КПСС, хотя ее название в Основном  Законе  сохранялось.  В отличие от общесоюзной Конституции Основной Закон  РФ,  аналогичная  статья которого была изменена в июне 1990 года, не содержал названия  партии,  тем самым поставив все их в равное положение.

 В  ст.  6  новой   редакции  говорилось,  что   политические   партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и  массовые  движения через своих представителей, избранных  в  Советы  народных  депутатов,  и  в других формах участвуют  в  выработке  политики  государства,  в  управлении государственными и общественными  делами.  Но  становление  многопартийности прошло и драматический этап.

 В 1991 году Президентом  РФ была приостановлена, а затем  и  прекращена на территории России деятельность Коммунистической партии. К  этому  времени впервые  в  отечественной  истории  был  образован   и   начал   действовать Конституционный Суд  РФ,  которому  и  пришлось  решать  судьбу  КПСС.  Этот процесс в Конституционном  Суде  без  всякого  преувеличения  можно  назвать историческим.  Он  привлек  внимание  широкой  общественности  и   в   нашем государстве, и за рубежом.

С принятием новой редакции ст.6 Конституции СССР (1990) и вступлением  в силу с 1 января 1991г. Закона СССР “Об  общественных объединениях” политические партии получили официальное право  на свое существование и деятельность. В конце 90-х г.г. Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Кроме того, существовало, да и до сих пор существует, множество мелких незарегистрированных партий, партий-однодневок.

В конце концов, возникла необходимость упорядочить партийную  систему, определить четкие критерии для  государственной регистрации политической партии. Для этого Принят Государственной  Думой  и одобрен  Советом Федерации  Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях". 

Правовая регламентация  организации и деятельности политических партий в Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется на основании:

  • Конституция РФ (статья 13),
  • ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 (в редакции ФЗ от 02.11.2004),
  • ФЗ РФ «О политических партиях» от 11.07.2001 (в редакции ФЗ от 28.12.2004),

Статья 13, части 3, 4, 5 Конституции  РФ: «В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения  равны перед законом. Запрещается  создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых  направлены на насильственное изменение  основ конституционного строя и  нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных  формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

  • иметь региональные отделения более чем в ½ субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии ;
  • в ней должно состоять не менее 50 000 членов, при этом более чем в ½ субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения (структурные подразделения политической партии, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта РФ) численностью не менее 500 членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;
  • руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.
  • Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Основные принципы деятельности политической партии:

  • добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность(информация об их учредительных и программных документах является общедоступной);
  • их деятельность не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией.

Запрещаются создание и деятельность на территории РФ политических папртий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности; по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности — партия не должна состоять из лиц одной профессии; политические партии иностранных государств и их структурных подразделений.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, и наоборот,  не допускается.

Способы создания политических партий:

Информация о работе Политические партии и их виды