Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:27, контрольная работа
Цель определяет основные задачи работы:
- характеристика понятия политической партии, ее основные признаки, структура и функции;
- типология политических партий
- рассмотреть некоторые положения, определяющие правила формирования и функционирования политической партии.
Введение……………………………………………………………...
3
1.
Характеристика понятие политической партии ее
основные признаки, структура и функции……………………
4
2.
Типология политических партий………………………………
8
3.
Правовое регулирование партийной деятельности…………..
11
Заключение…………………………………………………………
19
Список использованной литературы…………………………….
21
Таблица № 1 Сравнительная характеристика кадровых и массовых партий
По стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические; антидемократические.
Одной из наиболее известных типологий является разделение партий на «правые», «левые» и «центристские». (Таблица № 2.) Левыми в политологии принято считать те партии, которые выступают за увеличение роли государства в экономике с целью обеспечения социальных гарантий гражданам, за общественную собственность на средства производства, прогрессивную систему; налогообложения. Правые партии традиционно отстаивают ценности личной свободы, частной собственности, рыночной экономики, уменьшение роли государства в экономике, а в центре оказались умеренные депутаты. С тех пор принято построение идеологического спектра политических партий слева направо. Сегодня он выглядит следующим образом:
Левые |
Центристские |
Правые | ||
Радикалы |
Умеренные |
Умеренные |
Радикалы | |
Большевистские, коммунистические партии |
Социалистические, социал-демократические партии |
Либеральные, либерально-демократические партии |
Консервативные, неоконсервативные партии |
Фашистские, националистические партии |
Таблица № 2 Левые, правые и центристские партии
По характеру доктрин выделяют идеологические, прагматические партии, партии деловых интересов.
С точки зрения их идейно-политической ориентации выделяют коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, фашистские (неофашистские), монархические партии. Можно говорить о существовании партий, в основе которых лежат религиозные и национальные доктрины.
По методам выполнения программы партии подразделяются на революционные - стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества, реформаторские- стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений.
По характеру политических действий партии подразделяются на: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские.
По идейным основаниям деятельности партии подразделяются на: доктринальные - защищающие свою идеологию, прагматические- ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, харизматические- объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера.
По организационной
структуре партии подразделяются на:
парламентские (в качестве первичных образований
выступают территориальные комитеты);
лейбористские (представляющие собой
разновидность парламентских партий,
допускающих коллективное членство, в
том числе трудовых коллективов); авангардные
(построенные на принципах демократического
централизма и территориально-
В цивилизованном обществе партии должны стремиться к поиску согласованных решений, учитывающих интересы различных слоев общества, должны действовать в рамках закона. Законодательство о партиях различных стран мира достаточно разнообразно. Но в то же время в нем и много общих черт, что обусловлено спецификой и определенным единообразием партийной деятельности.
В конституциях и законах закрепляются права и обязанности политических партий, требования, предъявляемые к их уставам и программам. Законодательством регламентируется порядок и условия прекращения деятельности партий, финансовая сторона их функционирования и контроль государства. Конституциями может запрещаться создание определенных общественных объединений.
Так, в ст. 13 Конституции России говорится о том, что "запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".
Данное положение отвечает требованиям, содержащимся в международно- правовых документах. Например, в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года говорится, что каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими объединениями и пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В связи со вступлением
в Совет Европы Россия обязана
Юридическим признаком политических партий является признание их одним из видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в формировании органов государственной власти, местного самоуправления, исполнительных структур. Цели и задачи партий формируются в их программах и уставах, к которым законодатель предъявляет особые требования. В уставах должно также отражаться название партии, порядок вступления и прекращения членства в ней, права и обязанности членов партии, ее руководящие органы, источники финансирования, порядок и условия прекращения деятельности партии.
Кроме общесоциологического подхода в политологии существует и правовая характеристика партий. Политические партии являются субъектами права. Они участвуют в различных отношениях, регулируемых юридическими нормами, но главным образом их деятельность регламентируется конституционным законодательством. Правосубъектность партий возникает со времени их учредительных съездов или конференций, но в полном объеме возможности, предусмотренные законом, они могут реализовать после регистрации уставов в органах юстиции. С этого времени они обретают статус юридического лица.
В России накануне и некоторое
время после Октябрьской
Это объясняет и то обстоятельство, что за все время существования Союза ССР так и не был принят специальный закон о политических партиях. В 30-х годах в нашей стране действовало Положение о добровольных обществах и союзах. 9 октября 1990 года был принят Закон СССР об общественных объединениях, распространявшийся и на политические партии, процесс формирования которых в то время отличался особой активностью.
С юридической точки прения хронологическим отсчетом перехода к многопартийности в нашей стране можно назвать март 1990 года, когда была изменена редакция ст. 6 Конституции СССР, в которой уже не говорилось о руководящей роли КПСС, хотя ее название в Основном Законе сохранялось. В отличие от общесоюзной Конституции Основной Закон РФ, аналогичная статья которого была изменена в июне 1990 года, не содержал названия партии, тем самым поставив все их в равное положение.
В ст. 6 новой редакции говорилось, что политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами. Но становление многопартийности прошло и драматический этап.
В 1991 году Президентом РФ была приостановлена, а затем и прекращена на территории России деятельность Коммунистической партии. К этому времени впервые в отечественной истории был образован и начал действовать Конституционный Суд РФ, которому и пришлось решать судьбу КПСС. Этот процесс в Конституционном Суде без всякого преувеличения можно назвать историческим. Он привлек внимание широкой общественности и в нашем государстве, и за рубежом.
С принятием новой редакции ст.6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991г. Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. В конце 90-х г.г. Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Кроме того, существовало, да и до сих пор существует, множество мелких незарегистрированных партий, партий-однодневок.
В конце концов, возникла
необходимость упорядочить
Правовая регламентация организации и деятельности политических партий в Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется на основании:
Статья 13, части 3, 4, 5 Конституции РФ: «В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
Основными целями политической партии являются:
- формирование общественного мнения;
- политическое образование и воспитание граждан;
- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Основные принципы деятельности политической партии:
Запрещаются создание и деятельность на территории РФ политических папртий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности; по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности — партия не должна состоять из лиц одной профессии; политические партии иностранных государств и их структурных подразделений.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, и наоборот, не допускается.
Способы создания политических партий: