Политические партии и движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Практикум
«Дайте сравнительный анализ партийных систем России, США и одной из европейских стран»

Содержание

1. Понятие «политической партии», ее признаки, функции и
основные типы. Политические партии и политические движения.
2. Многообразие партийных систем. Особенности партийной
системы современной России.
3. Практикум
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 31.91 Кб (Скачать)

                                             Содержание 

  1. Понятие «политической  партии», ее признаки, функции и 

    основные типы. Политические партии и политические движения.  3стр

  1. Многообразие партийных систем. Особенности партийной

     системы  современной России.                                                             8стр

  1. Практикум                                                                                              11стр
  2. Список литературы                                                                               13стр
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие «политической партии», ее признаки, функции  и основные типы. Политические партии и политические движения.
 

Политика - это  специфический способ взаимодействия государства и общества. Связующим  звеном между ними выступают политические партии и общественно-политические движения. Являясь элементом гражданского общества, они позволяют ему эффективно влиять на политику государства.

Политическая  партия - это организованная группа граждан, выражающая интересы тех или  иных социальных слоев и стремится  к реализации своих целей путем  борьбы за государственную власть и  ее использования.

В отличие от других организаций для партии характерны следующие признаки:

· Наличие постоянной организации на общенациональном и местных уровнях;

· Сознательная постановка целей, которые должны быть реализованы после прихода к  власти;

· Стремление приобрести поддержку со стороны народа.

В структурном  отношении в партии можно выделить четыре уровня. Во-первых, самый неопределенный и размытый уровень - это тот блок избирателей, которые идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на выборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает кандидатов партии поддержкой у избирательных  урн. Принадлежность к такой группе весьма трудно определить, поскольку  она основывается просто на декларируемой  приверженности, нежели на официальной  вовлеченности в партийную организацию.

Во-вторых, сама официальная партийная организация. Естественно, организационная структура  партии берет начало там, где находятся  избиратели, поэтому, как правило, она  начинается на уровне самой низшей первичной ячейки избирательного округа. Главная их задача состоит в мобилизации  на местном уровне избирателей в  поддержку кандидатов своей партии. В-третьих, почти все современные политические партии имеют партийный аппарат, представляющий собой особую группу людей, профессионально занимающихся организационными вопросами политической деятельности партии. Они занимаются административными вопросами, организуют предвыборные кампании кандидатов партий, устанавливают сроки, место и порядок проведения партийных съездов, обеспечивают соблюдение правил избрания делегатов на съезды и т.д.

В-четвертых, речь идет о партии в системе правления, состоящей из должностных лиц  в государственном аппарате, которые  получили свои посты в силу принадлежности к соответствующей партии. Это - президенты, губернаторы, члены парламента, законодательных собраний областей, штатов, земель, местных органов и т.д. Естественно, такая иерархия во многом носит условный характер и в разных странах имеет свою национальную специфику.

Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных  интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в  их совокупный политический интерес  путем сведения этих интересов к  единому знаменателю. Будучи звеном вертикальной связи народа и государства, участвующим практически во всех фазах политического процесса, партия выступает одним из важнейших  механизмов распределения (перераспределения) в обществе властных статусов.

Главные функции  партий, конкретно выражающие предназначение этого политического института, таковы:

•   политическую – овладение государственной властью;

•   представительскую – выражение интересов определенных групп и слоев населения;

•   рекрутерскую – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

•   электоральную – организация и участие в избирательных кампаниях;

•   социализации – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.

Эффективность решения партийных задач в  немалой степени зависит от того, придерживаются партии прагматического  или идеологического стиля деятельности. Первый, в частности, предполагает постоянную нацеленность партии на поиск любых  возможностей для достижения конкретных целей. Здесь идеологические ограничения  не играют существенной роли, и ими  легко жертвуют при достижении различного рода соглашений, образовании коалиций и т.д. В конечном счете, такой  прагматизм всегда предполагает использование  по преимуществу консенсусных технологий борьбы за власть, что повышает политическую стабильность общественного развития.

Идеологизированный же стиль партийной деятельности, основываясь на постоянной защите идеалов и принципов, неизбежно приводит к нарастанию конфликтности политического процесса. Если идеологии сформированы на антагонистических ценностных основах, то межпартийная полемика ведет к поляризации и резкой конфронтационности сил, участвующих в отношениях власти.

Действующие в  современном обществе политические партии весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга  происхождением, местом и ролью в  политической системе, внутренней структурой, методами деятельности, социальной базой, идеологией, программами.

Исходя из такого многообразия, политологи предлагают различные классификации партий с целью определения их особенностей:

1. По способу организации:

•   парламентские (кадровые) партии – немногочисленные объединения ведущих политиков, действующие главным образом в парламентских фракциях;

•   массовые партии – многочисленные объединения со сложной организационной структурой и фиксированным членством.

2. По отношению к власти:

•   правящие партии;

•   оппозиционные партии, которые делятся на легальные (их деятельность разрешена государством) и нелегальные (запрещена государством, действуют подпольно).

3.  По типу членства:

•   открытые партии, со свободным членством представителей различных социальных слоев;

•   закрытые партии, с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема.

4. По отношению к обществу:

•   революционные партии, выступающие за коренное и насильственное изменение существующего строя;

•   реформистские партии, предлагающие постепенные и частичные изменения существующего строя;

•   консервативные партии, выступающие за сохранение существующего строя;

•   реакционные партии, ратующие за возвращение к предшествующему строю.

5.  По типу политической программы:

•   левые партии (коммунистические, социалистические, трудовые), защищающие интересы социальных низов, общественную собственность, регулируемый рынок;

•   правые партии (демократические, республиканские, либеральные), защищающие интересы высшего класса, частную собственность, буржуазные ценности, нерегулируемый рынок;

•   центристские партии (социал-демократические), защищающие примиренческую позицию без ярко выраженного тяготения к какой-либо крайности в политике.

Совокупность  всех существующих и действующих  в стране партий называется партийной  системой. Она может быть:

•   однопартийной,

•   двухпартийной,

•   многопартийной.

Помимо партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения.

Общественно-политические организации - добровольные объединения  граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.

Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы  различных общественных групп для  совместного решения интересующих их проблем. Их можно подразделять на:

  • национальные (в рамках одной страны);
  • региональные;
  • континентальные;
  • мировые.

Общественное  движение:

  • может структурно не оформляться;
  • может объединять организации различной политической ориентации;
  • как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).
 
 
 
 
 
 
 

2.  Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России. 

Совокупность  политических партий и взаимосвязи  между ними составляют партийную  систему. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов.

Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов.

Многопартийная  система предполагает активную роль в политической жизни двух и более  партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Многопартийность дает возможность политической и социальной проблематике получать всестороннее освещение, в ходе межпартийной борьбы обсуждаются различные альтернативы общественного развития, всякая общественная потребность сложного многосоставного современного общества находит своих сторонников и критиков.

Для современной  России характерны политический плюрализм, крайне поляризованная многопартийная система. В Конституции РФ признается политическое многообразие и многопартийность. Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но у многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность.

Процесс образования  политических партий и складывания  партийной системы в России начался  несколько позже, чем на Западе, –  в конце XIX – начале XX в., что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.

Исходной точкой партийного строительства в современной  России стало начало раскола КПСС.

С образованием самостоятельного Российского государства  начался второй этап партийного строительства  в России, в значительной степени  носивший характер самоорганизации. В целом этот период отмечен бурным ростом числа общественно-политических объединений. Но постепенно на основе идеологической близости начался процесс формирования коалиций, обещавший образование на их основе крупных партий.

Завершением этого  этапа формирования партийной структуры  России стал 1993год, когда борьба по поводу идеологических ценностей вылилась в противостоянии законодательной  и исполнительной ветвей власти, достигшее апогея в октябре.

Новый импульс  формированию партийной структуры  в этих условиях дали прошедшие в  конце 1993 года выборы и принятие Конституции  Российской Федерации. Возникли новые  правила игры, связанные с порядком проведения выбор и разделением  властей. С этого момента ведет  отсчет третий этап партийного строительства  в России, его институализация. Партии получили реальный механизм влияния на государственную политику и тем самым – возможность стать институтом политического опосредования.

Результаты президентских  выборов 2000 года убедили окончательно: общество, обоснованно отождествившее российскую модель демократии с хаосом, вручило власти мандат на установление порядка с опорой на административный ресурс.

С этого момента  можно начать отсчет очередного, четвертого этапа развития партийного строительства  в России, характеризуемого доминированием государственного управления над политической самоорганизацией, продолжающегося  и сегодня. Принятый в 2001году Закон  о политических партиях фактически законсервировал кризис партийной  системы, создав преференции для  действующих непопулярных партий и  поставив заслон для роста новых. Парламентские выборы 2003 года, в  результате которых новое номенклатурное объединение «Единая Россия»  получила конституционное большинство, по мнению многих аналитиков, вообще поставили  под вопрос существование партий в России.

Информация о работе Политические партии и движения