Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:03, контрольная работа
Цель моей контрольной работы- охарактеризовать сотрудничество России со странами СНГ в политическом, экономическом и культурном аспекте. Для выполнения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
- рассмотреть политические аспекты сотрудничества России со странами СНГ;
- охарактеризовать экономические взаимоотношения;
- дать оценку гуманитарному сотрудничеству.
Введение………………………………………………………………….3
1.1. Политические отношения России и стран СНГ…………………...5
1.2. Экономическое взаимодействие России со странами СНГ………9
1.3. Гуманитарное сотрудничество……………………………………13
Заключение……………………………………………………………...16
Список использованной литературы………………………………….18
В течение 1992-1993 гг. Россия заключили двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым этапом этих отношений стало подписанное в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству [4, с.570].
Следующим важным шагом в реализации экономической стратегии России можно считать подписанное в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан [4, с.571]
В декабре 1998 года была подписана Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси. Особым направлением развития интеграционного процесса можно считать подписанное в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политической и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России, а в 1997 г. - об образовании Союза. В январе 2000 г. в ходе визита в Москву главы Белорусского государства был подписан ряд новых документов, направленных на дальнейшее углубление сотрудничества.
Новым
этапом многостороннего
Целью создания интеграционного объединения определено: формирование субрегиональной организации, отличающейся более глубоким, по сравнению с Содружеством Независимых Государств, уровнем интеграции.
Отношения России со странами СНГ строятся как на многосторонней, так и двусторонней основе путем заключения с ними договоров, соглашений и других документов, регламентирующих процессы дальнейшего углубления экономической интеграции с этими государствами.
Экономическое сотрудничество России с отдельными странами СНГ за десятилетний период существования Содружества развивалось довольно неравномерно в основном в связи с имеющимися различиями в содержании и темпах проводимых ими экономических реформ, неустойчивостью национальных валют, их неконвертируемостью на международном рынке.
Предпринятые
Россией и странами СНГ в последующие
годы меры по развитию интеграционных
процессов были направлены на сближение
экономических преобразований, создание
более свободных режимов торговли, упорядочение
платежно-расчетных отношений, развитие
отдельных производственно-
Более
ускорено и углубленно развивается
внешнеэкономическое
Все это позволило обеспечить в 2000-2001 годах определенный позитивный перелом в экономических отношениях России со странами СНГ.
Товарооборот России со странами СНГ в 2000 году составил 27, 7 млрд. долларов, или вырос по сравнению с 1999 годом на 23, 6%, в том числе с Белоруссией - на 32, 6% и странами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - на 42,4 процента [5, с.27].
Сложившиеся в 2000 году тенденции во взаимоотношениях Российской Федерации с государствами-участниками СНГ продолжали оказывать влияние на развитии торгово-экономического сотрудничества и к 2003-2004 гг.
Важное значение для развития интеграционных процессов в рамках СНГ приобретает решение проблем, связанных с формированием зоны свободной торговли, предусматривающей снятие каких-либо барьеров и ограничений во взаимной торговле и переход при этом на общепринятый в мировой практике принцип взимания косвенных налогов «по стране назначения».
С большинством стран СНГ достигнуты договоренности по всему комплексу вопросов по установлению с ними режима свободной торговли.
На
государства Содружества
Поэтому, даже временная утрата Россией своих позиций на рынках стран СНГ негативно сказывается на развитии ее экономики.
В связи с этим потребуется согласовать со странами СНГ ограничения на ввоз из третьих стран тех видов продукции, объемы производства которых в рамках Содружества позволяют удовлетворить в ней собственную потребность, например зерноуборочные комбайны в России, трубы большого диаметра на Украине, карьерные самосвалы в Белоруссии и т.д.
Это тем более важно, что в последние годы прослеживается определенная тенденция на переориентацию отдельных стран Содружества на решение своих экономических задач вне рамок СНГ, с расчетом на возможность значительного расширения отношений со странами дальнего зарубежья.
1.3. Гуманитарное сотрудничество.
По
результатам проведенных
В первой — уровень владения русским языком и его распространенность высока: Беларусь (77%), Украина (65%) и Казахстан (63%) — это страны, где приблизительно две трети населения свободно владеют русским языком [2, с.285]. В этих странах русский язык является либо доминирующим (Беларусь), либо столь же распространенным по сравнению с титульным (в Украине и Казахстане).
Вторую условную группы составили Киргизия, Латвия, Молдова, Эстония, где несмотря на доминирование языка титульной национальности, достаточно большая доля населения владеет русским языком, и приблизительно для четверти жителей русский является языком общения [2, с.247].
В третью группу по результатам исследования вошли Азербайджан, Грузия, Армения, Литва, Таджикистан. Здесь свободно владеет русским языком только доля населения (не более 30% и ниже) и он реже используется в массовых сферах общения [2, с. 247].
Теперь о том, как, по мнению российских специалистов, следует трактовать текущую ситуацию с русским языком в СНГ, какие проблемы возникают у русского языка, и в более широком смысле, как продвигать в СНГ смыслы российской культуры и содержание гуманитарного знания.
Русский
язык для новых независимых
Во-первых, «советский язык» взял на себя — в том или ином объеме — роль языка межнационального общения в пределах новых самостоятельных государств. Во-вторых, выступает в качестве возрастного (поколенческого) средства коммуникации.
Таким образом, хотя процесс замещения «советского языка» может тянуться очень долго, но тенденция на его замещение будет обрисовываться все более и более определенно. В частности, медленно и постепенно именно в таком направлении проводят свою языковую политику Казахстан и Украина (казалось бы наиболее дружественные к русскому языку страны). Потребность в русском естественным образом будет сокращаться по мере уменьшения «советских» поколений.
Иными словами, в постсоветский период мы получили с одной стороны озабоченность собственным этно-культурным суверенитетом стран СНГ, с другой, отношение к русскому в ряде стран чуть ли не как к наследию «оккупационного» режима. С укреплением в государствах национальных языков, отношение к русскому стабилизировалось, однако процесс вытеснения продолжается и доминирующее положение в языковом пространстве СНГ русский язык полностью утратит в перспективе 10–15 лет.
Главная задача для российской языковой политики в СНГ видится таким образом — если национализация этно-культурного пространства уже свершившийся факт, то развитие национальной культуры отдельно взятой страны Содружества на корнях постсоветского единства не должно сопровождаться дерусификацией. Вытеснение русского на вторые-третьи позиции можно воспринимать как естественный процесс, но это не должно означать сворачивания культурно-информационной политики в пользу русского со стороны самой России.
Желание или нежелание партнеров России содействовать развитию и поддержанию русской культуры — это пластичный фактор, на который РФ с необходимость может воздействовать посредством механизмов: медиа, качественных продуктов массовой культуры, инвестициями в образовательную сферу СНГ, отдельными исследовательскими грантами.
Россия может влиять на гуманитарную сферу даже в нынешнем, ослабленном, в сравнении с советским периодом, состоянии. Устойчивому положению русской (российской) культуры в ряде стран должна способствовать политическая синхрония Кремля с действующими режимами в странах СНГ. Хотя по опыту известно, ранее, в 1990–е годы, Москва не выдвигала соседям своих условий и интересов в этой плоскости. Результатом такой политики стало повсеместное ослабление позиций «русской речи», «русских смыслов» как культурного и социо-гуманитарного феномена.
На нынешнем этапе требуется иной подход. Интересы русского языка должны быть активно включены в повестку двустороннего и многостороннего гуманитарного сотрудничества. Причем акценты в этом вопросе можно расставить другим, не только россия-центричным образом.
Гуманитарное
сотрудничество и в особенности
проблемы межкультурных коммуникаций
находятся под давлением
Еще один ресурс развития русского — это сотрудничество стран СНГ между собой. Если для стран тюркской группы языков это не столь очевидно, то на дуге Казахстан-Украина или Азербайджан-Молдова главным языком естественно оказывается русский. Однако без подпитки со стороны России ресурс русского языка будет быстро сокращаться. В этом аспекте разумно учитывать, что в за пределами СНГ, в странах на пространстве от Израиля до Европейского Союза, порядка 10 млн. человек, считают русский язык своим: украинские евреи, казахстанские немцы, прочие группы, на которые также необходимо обращать внимание специальных программ обучения и развития русского.
Заключение.
Годы
существования СНГ
Вместе с тем в базисных сферах взаимодействия - политической и экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не создано полноценного общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, не обеспечено свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. В первые годы после распада СССР были быстро ликвидированы все признаки единого союзного экономического пространства, бывшие республики разделили союзную собственность, задействовали разные системы ценообразования, ввели самостоятельные денежные единицы, установили таможенные границы. В результате национальные интересы стран-участниц Содружества оказывались зачастую противоположными. Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялся и Платежный союз - полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных валют.
Информация о работе Политические отношения России и стран СНГ