Политические отношения и процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:45, доклад

Описание работы

1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ
Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Выделяют следующие типы политических отношений :
отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус); отношения подчинения господства и эксплуатации. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.

Работа содержит 1 файл

полит.docx

— 19.86 Кб (Скачать)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ  И ПРОЦЕССОВ 
Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Выделяют следующие типы политических отношений :  
отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус); отношения подчинения господства и эксплуатации. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.  
Политический процесс - это совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических концепций, идей и интересов. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой целостное явление: стихийное, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров; логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между акторами.  
Основными акторами политического процесса являются: политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, олитические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды. 
Факторы политического процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса. 
2. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 
1. Базовые и периферийные.  
2. Явные или скрытые. 
3. Открытые и закрытые 
4. Стабильные и переходные 
5. «Западные» и «незападные» 
6. С различным циклом протекания. 
Стадии политического процесса или режимы его протекания: Первая стадия - конституирование, становление политической системы. Вторая стадия - функционирование. Третья стадия - развитие. Четвертая стадия - разложение, упадок.  
Политическая модернизация - совокупность приемов и средств совершенствования политической системы государства, повышения ее эффективности.  
История политических модернизаций знает два основных пути ее осуществления : либеральный; консервативный.  
Политическая технология - это совокупность используемых средств и приемов достижения результата политического процесса.  
Политическое управление - это процесс принятия и приведения в жизнь политических решений.  
Политическое решение - это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.  
Фазы принятия и реализации политических решений: -постановка проблемы; формулирование альтернативных решений; сравнительный анализ и выбор наиболее эффективного решения; формулирование государственного решения и его легити¬мация; реализация принятых решений; контроль за реализацией и осуществление «обратной связи». 
В соответствии с различными уровнями общностей выделяются: интересы, выражающие фундаментальные тенденции развития (это интересы класса, нации, общества в целом); частные интересы (отдельных социальных групп). Для политических интересов характерны: экономическая обусловленность; связь с механизмом и способом осуществления власти в обществе; относительная самостоятельность. Оформление групповых интересов и реализация их в сфере политики включает взаимосвязь следующих элементов: источники политического участия (их объективная основа в характере социальной стратификации); самоорганизация группы, представляющая собою процесс преобразования ее потребностей в определенные политические цели, обеспечение целостности группы; формирование представительских структур, которые непосредственно действуют в политическом пространстве. 
Способы выражения интересов 
Прямые действия Участие в избирательном 
процессе 
Организованное 
представительство интересов 
митинги, демонстрации, 
пикетирование, 
забастовки выдвижение и поддержка кандидатов,  
оказание финансовой помощи кандидату, партии, избирательному блоку политические партии, 
группы интересов,  
общественно-политические 
движения, 
группы давления 
3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  
Понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.  
На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.  
По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).  
Объективной основой прогнозирования является системное строение политической сферы общества.  
Принципы политического прогнозирования: Принцип альтернативности. Принцип верификации (проверяемости).  
В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них – экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов.  
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ТЕМЕ. 
Сформулируйте определение политического процесса и сущности политических отношений.  
Назовите основные виды политических процессов.  
Выделите стадии политического процесса.  
Что такое политическая модернизация и политическая технология?  
Охарактеризуйте структуру и акторов политического процесса. 
Каковы особенности политических процессов? 
Охарактеризуйте основные виды политических процессов. 
Каковы основные фазы политических решений? 
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ  
Авторитаризм и демократия в развивающихся странах (Отв. ред. В.Г.Хорос). М., 1996. 
Аитов Н.А. Понятие социальной структуры в современной социологии. // Социологические исследования. 1996. № 7. 
Алпатов В. О социальной структуре постсоветского общества. // Диалог. 1995. № 2. 
Афанасьев М.Н. Государев двор или гражданская служба: Российское чиновничество на распутье. // Политические исследования. 1995. N6. 
Афанасьев М.Н. Государев двор или гражданская служба: Российское чиновничество на распутье. // Политические исследования. 1995. N6. 
Ачкасов В.А. Россия как развивающееся традиционное общество. // Политические исследования. –2001. -№ 3. 
Бергер Я.М.. Модернизация и традиция в современном Китае // Полис, 1995, N 5. 
Вачугов Д.Д., Весенин В.Р. Из истории менеджмента. // Социально-политический журнал. 1993. N3. 
Вачугов Д.Д., Весенин В.Р. Из истории менеджмента. // Социально-политический журнал. 1993. N3. 
Виноградов В.Г. Научное предвидение. –М., 1973. 
Воронков А.А. Методы анализа и оценки государственных программ в США. -М.: Наука, 1986. 
Воронков А.А. Методы анализа и оценки государственных программ в США. -М.: Наука, 1986. 
Дегтярев А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Полис. 2002. №2. 
Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества. // Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1996. N1. 
Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту: Опыт реформирования государственной службы в Великобритании. // Политические исследования. 1996. N1. 
Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту: Опыт реформирования государственной службы в Великобритании. // Политические исследования. 1996. N1. 
Иванов Н.П. Теория управления при переходе к рынку. // Политические исследования. 1992. N2. 
Иванов Н.П. Теория управления при переходе к рынку. // Политические исследования. 1992. N2. 
Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен: о понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии // Полис. 1993. №2. 
Кандель П.Е.. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире // Полис, 1994, N 6. 
Краснов Б.И. Политическое прогнозирование. // Социально-политический журнал. 1994. № 11-12. 
Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ. // Социально-политический журнал. 1992. № 6-7. 
Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002. 
Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2001. 33. С.93-102. 
Ланцов С.А. Россия и Восточная Европа: общее и особенное в процессах политической модернизации. // Вестник МГУ. Сер.12. -1997. -N 5. 
Лисовский Ю.П.. Социокультурные предпосылки модернизации // Полис, 1992, №5-6. 
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. // Социологические исследования. 1992. № 2, 3. 
Морозов И.Л. Информационная безопасность политической системы // Полис. 2002. №5. 
Мухаев Р.Т. Политология. –М., 1997.  
Общая и прикладная политология: Учебное пособие. /Под ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова. –М., 1997. 
Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений/ В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. Ч.2. – М., 1995. 
Основы политологии: Наука о политике. Учебник для вузов. / Под ред. А.Боднара. –Киев, 1991. 
Пантин В.И., Лапкин В.В. Волны политической модернизации в истории России // Полис. 1998. №2. С.39-51.  
Политический процесс: вопросы теории. – М., 1994. 
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.  
Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М., 1999. 
Политология: Учебное пособие. / Под ред. Б.И.Краснова. –М.: Союз, 1995. 
Политология: Энциклопедический словарь. –М., 1993. 
Рабочая книга по прогнозированию. –М., 1981. 
Римашевская Н. и др. Россия: альтернативы социальной динамики. // Власть. 1995. № 1.  
Стариков Е.Н. Социальная структура переходного общества. // Политические исследования. 1994. № 4. 
Теория прогнозирования и принятия решений. –М., 1977. 
Тихомиров В.Б. Профессионализм политолога: анализ, принятие решений, управление событиями. // Социально-политический журнал. 1993. N3. 
Тихомиров В.Б. Профессионализм политолога: анализ, принятие решений, управление событиями. // Социально-политический журнал. 1993. N3. 
Тощенко Ж. Достойна ли политическая экспертиза своего высокого предназначения? // Власть. 1996. № 4. 
Тузиков А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5. 
Тюлин И.Г. О прогнозировании международных отношений. // Вестник Мос. ун-та. Сер. 18. 1995. № 3.  
Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации». –М., 1995. 
Хлопьев А.Т. Трансформация социальной структуры российского общества. // Социально-политический журнал. 1995. № 3. 
Хогвуд В., Ганн Л. Прогнозирование. // Вестник Мос. ун-та. Сер. 12. 1994. № 6.  
Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития. // Социологические исследования. –1998. -№ 8.  
Шибикина Н.А. Информационное обеспечение принятия политических решений. // Политолог: взгляды на современность: Сб. статей. –М., 1996. Вып. 9.


Информация о работе Политические отношения и процессы