Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:45, доклад
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ
Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Выделяют следующие типы политических отношений :
отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус); отношения подчинения господства и эксплуатации. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ
Политические отношения - взаимодействие
субъектов политики друг с другом и с властью.
Выделяют следующие типы политических
отношений :
отношения сотрудничества, взаимодействия
и политического единства (консенсус);
отношения подчинения господства и эксплуатации.
Политические отношения бывают также
горизонтальными и вертикальными.
Политический процесс - это совокупность
действий субъектов политики, их взаимодействие
по использованию политической власти
для реализации своих политических концепций,
идей и интересов. Политический процесс
раскрывает движение, динамику, эволюцию
политических явлений, конкретное изменение
их состояний во времени и пространстве.
Политический процесс представляет собой
целостное явление: стихийное, имеющее
иррациональный характер, зависящее от
воли и характера людей, прежде всего политических
лидеров; логически разворачиваемую последовательность
взаимодействий между акторами.
Основными акторами политического процесса
являются: политические системы, политические
институты (государство, гражданское общество,
олитические партии и т.д.), организованные
и неорганизованные группы людей, индивиды.
Факторы политического процесса: «внутренние»
и «внешние». К «внешним» относятся среда
(социально-экономические, социокультурные
и прочие условия) и ее воздействие, системные,
но «внешние» для данного политического
процесса политические обстоятельства,
такие как правила и условия политической
игры, «внешние» политические события
и т.п. К «внутренним» можно отнести такие
параметры, как характеристика акторов,
их целей и намерений, распределение властных
ресурсов, логика и «сюжетика» политического
процесса.
2. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1. Базовые и периферийные.
2. Явные или скрытые.
3. Открытые и закрытые
4. Стабильные и переходные
5. «Западные» и «незападные»
6. С различным циклом протекания.
Стадии политического процесса или режимы
его протекания: Первая стадия - конституирование,
становление политической системы. Вторая
стадия - функционирование. Третья стадия
- развитие. Четвертая стадия - разложение,
упадок.
Политическая модернизация - совокупность
приемов и средств совершенствования
политической системы государства, повышения
ее эффективности.
История политических модернизаций знает
два основных пути ее осуществления : либеральный;
консервативный.
Политическая технология - это совокупность
используемых средств и приемов достижения
результата политического процесса.
Политическое управление - это процесс
принятия и приведения в жизнь политических
решений.
Политическое решение - это сознательный
выбор одного из не менее двух возможных
вариантов политических действий.
Фазы принятия и реализации политических
решений: -постановка проблемы; формулирование
альтернативных решений; сравнительный
анализ и выбор наиболее эффективного
решения; формулирование государственного
решения и его легити¬мация; реализация
принятых решений; контроль за реализацией
и осуществление «обратной связи».
В соответствии с различными уровнями
общностей выделяются: интересы, выражающие
фундаментальные тенденции развития (это
интересы класса, нации, общества в целом);
частные интересы (отдельных социальных
групп). Для политических интересов характерны:
экономическая обусловленность; связь
с механизмом и способом осуществления
власти в обществе; относительная самостоятельность.
Оформление групповых интересов и реализация
их в сфере политики включает взаимосвязь
следующих элементов: источники политического
участия (их объективная основа в характере
социальной стратификации); самоорганизация
группы, представляющая собою процесс
преобразования ее потребностей в определенные
политические цели, обеспечение целостности
группы; формирование представительских
структур, которые непосредственно действуют
в политическом пространстве.
Способы выражения интересов
Прямые действия Участие в избирательном
процессе
Организованное
представительство интересов
митинги, демонстрации,
пикетирование,
забастовки выдвижение и поддержка кандидатов,
оказание финансовой помощи кандидату,
партии, избирательному блоку политические
партии,
группы интересов,
общественно-политические
движения,
группы давления
3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Понятие «политическое прогнозирование»
означает многогранную и разноаспектную
деятельность по проведению специальных
научных исследований и разработке прогнозов
многочисленных составляющих политики,
в сфере их разносторонних взаимосвязей
и взаимодействий, а также в области взаимосвязей
с другими сферами жизнедеятельности
общества: экономической, социальной,
духовной.
На основе проблемно-целевого критерия,
то есть в зависимости от того, для чего
разрабатывается прогноз, различают прогнозы
поисковые и нормативные.
По периоду упреждения – промежутку времени,
на который рассчитан прогноз – различают
оперативные (до 1 месяца), краткосрочные
(до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет),
долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные
(за пределами долгосрочных).
Объективной основой прогнозирования
является системное строение политической
сферы общества.
Принципы политического прогнозирования:
Принцип альтернативности. Принцип верификации
(проверяемости).
В настоящее время политическое прогнозирование
располагает целым рядом методов. Среди
них – экстраполяция, моделирование, экспертиза,
коллективная генерация идей, построение
сценариев, прогнозные графы, а также другие
группы методов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ПО ТЕМЕ.
Сформулируйте определение политического
процесса и сущности политических отношений.
Назовите основные виды политических
процессов.
Выделите стадии политического процесса.
Что такое политическая модернизация
и политическая технология?
Охарактеризуйте структуру и акторов
политического процесса.
Каковы особенности политических процессов?
Охарактеризуйте основные виды политических
процессов.
Каковы основные фазы политических решений?
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Авторитаризм и демократия в развивающихся
странах (Отв. ред. В.Г.Хорос). М., 1996.
Аитов Н.А. Понятие социальной структуры
в современной социологии. // Социологические
исследования. 1996. № 7.
Алпатов В. О социальной структуре постсоветского
общества. // Диалог. 1995. № 2.
Афанасьев М.Н. Государев двор или гражданская
служба: Российское чиновничество на распутье.
// Политические исследования. 1995. N6.
Афанасьев М.Н. Государев двор или гражданская
служба: Российское чиновничество на распутье.
// Политические исследования. 1995. N6.
Ачкасов В.А. Россия как развивающееся
традиционное общество. // Политические
исследования. –2001. -№ 3.
Бергер Я.М.. Модернизация и традиция в
современном Китае // Полис, 1995, N 5.
Вачугов Д.Д., Весенин В.Р. Из истории менеджмента.
// Социально-политический журнал. 1993. N3.
Вачугов Д.Д., Весенин В.Р. Из истории менеджмента.
// Социально-политический журнал. 1993. N3.
Виноградов В.Г. Научное предвидение. –М.,
1973.
Воронков А.А. Методы анализа и оценки
государственных программ в США. -М.: Наука,
1986.
Воронков А.А. Методы анализа и оценки
государственных программ в США. -М.: Наука,
1986.
Дегтярев А.А. Теория принятия политических
решений в структуре социальных и управленческих
дисциплин // Полис. 2002. №2.
Заславская Т.И. Стратификация современного
российского общества. // Мониторинг общественного
мнения. Информационный бюллетень. 1996.
N1.
Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту:
Опыт реформирования государственной
службы в Великобритании. // Политические
исследования. 1996. N1.
Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту:
Опыт реформирования государственной
службы в Великобритании. // Политические
исследования. 1996. N1.
Иванов Н.П. Теория управления при переходе
к рынку. // Политические исследования.
1992. N2.
Иванов Н.П. Теория управления при переходе
к рынку. // Политические исследования.
1992. N2.
Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен: о
понятиях «процесс», «изменение» и «развитие»
в политологии // Полис. 1993. №2.
Кандель П.Е.. Национализм и проблема модернизации
в посттоталитарном мире // Полис, 1994, N
6.
Краснов Б.И. Политическое прогнозирование.
// Социально-политический журнал. 1994. №
11-12.
Крозье М. Основные тенденции современных
сложных обществ. // Социально-политический
журнал. 1992. № 6-7.
Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр.
и доп. – М., 2002.
Ланцов С.А. Российский исторический опыт
в свете концепций политической модернизации
// Полис. 2001. 33. С.93-102.
Ланцов С.А. Россия и Восточная Европа:
общее и особенное в процессах политической
модернизации. // Вестник МГУ. Сер.12. -1997.
-N 5.
Лисовский Ю.П.. Социокультурные предпосылки
модернизации // Полис, 1992, №5-6.
Мертон Р. Социальная теория и социальная
структура. // Социологические исследования.
1992. № 2, 3.
Морозов И.Л. Информационная безопасность
политической системы // Полис. 2002. №5.
Мухаев Р.Т. Политология. –М., 1997.
Общая и прикладная политология: Учебное
пособие. /Под ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова.
–М., 1997.
Основы политической науки. Учебное пособие
для высших учебных заведений/ В.П.Пугачев,
А.И.Соловьев. Ч.2. – М., 1995.
Основы политологии: Наука о политике.
Учебник для вузов. / Под ред. А.Боднара.
–Киев, 1991.
Пантин В.И., Лапкин В.В. Волны политической
модернизации в истории России // Полис.
1998. №2. С.39-51.
Политический процесс: вопросы теории.
– М., 1994.
Политический процесс: основные аспекты
и способы анализа: Сборник учебных материалов
/ Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.
Политология для юристов: Курс лекций.
/ Под ред Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.,
1999.
Политология: Учебное пособие. / Под ред.
Б.И.Краснова. –М.: Союз, 1995.
Политология: Энциклопедический словарь.
–М., 1993.
Рабочая книга по прогнозированию. –М.,
1981.
Римашевская Н. и др. Россия: альтернативы
социальной динамики. // Власть. 1995. № 1.
Стариков Е.Н. Социальная структура переходного
общества. // Политические исследования.
1994. № 4.
Теория прогнозирования и принятия решений.
–М., 1977.
Тихомиров В.Б. Профессионализм политолога:
анализ, принятие решений, управление
событиями. // Социально-политический журнал.
1993. N3.
Тихомиров В.Б. Профессионализм политолога:
анализ, принятие решений, управление
событиями. // Социально-политический журнал.
1993. N3.
Тощенко Ж. Достойна ли политическая экспертиза
своего высокого предназначения? // Власть.
1996. № 4.
Тузиков А.Р. Масс-медиа: идеология видимая
и невидимая // Полис. 2002. №5.
Тюлин И.Г. О прогнозировании международных
отношений. // Вестник Мос. ун-та. Сер. 18.
1995. № 3.
Федеральный закон РФ «Об общих принципах
организации системы органов государственной
власти субъектов Российской Федерации».
–М., 1995.
Хлопьев А.Т. Трансформация социальной
структуры российского общества. // Социально-политический
журнал. 1995. № 3.
Хогвуд В., Ганн Л. Прогнозирование. // Вестник
Мос. ун-та. Сер. 12. 1994. № 6.
Цапф В. Теория модернизации и различие
путей общественного развития. // Социологические
исследования. –1998. -№ 8.
Шибикина Н.А. Информационное обеспечение
принятия политических решений. // Политолог:
взгляды на современность: Сб. статей.
–М., 1996. Вып. 9.