Политические концепции нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:00, реферат

Описание работы

Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев.

Работа содержит 1 файл

Политич.концепции нового времени доклад.docx

— 14.50 Кб (Скачать)

Политические  теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся  буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов  естественного права, согласно которым  каждый человек рождается с неотъемлемыми  правами на жизнь и свободное  развитие, на труд, участие в делах  общества и государства, мыслители  нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи  больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших  социальных проблем.

Но зарождались  и другие политические взгляды, прямо  противоположные первым. Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества.

Одной из фундаментальных  политических идей нового времени была идея договорного характера государства, которая пришла на смену средневековой  теории божественного происхождения  государства. В этой идее нашли отражение  рационально-критическое отношение  к реальности и желание создать  новые вдохновляющие идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии  стремился отобрать у феодалов и  политическую власть.

Другая идея Европейского социализма обратилась к  проблематике государства, права, власти в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические  институты, способные адекватно  воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной  собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими  формами правления.

Существовала  и теория естественного права. Гуго Гроций определял Естественное право определял как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие — в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека — признается либо морально позорным, либо морально необходимым.

Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588— 1679) и  Джон Локк (1632—1704), а также французский  философ Жан Жак Руссо (1712—1778). Их объяснения смысла общественного  договора отличались друг от друга.

Т. Гоббс в произведениях «О гражданке» и «Левиафан» Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более поздних периодов.

Ж. Ж. Руссо, напротив, идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек — существо доброе. Основная задача общественного договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор — это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность «превращается в нераздельную часть целого». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исследовав политическую мысль Нового времени, я пришла к  выводу, что эти теории оказали  существенное влияние на последующие  развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения». Политические идеи Нового времени нашли отражение и в современном политическом устройстве цивилизованных государств, такой идеей можно считать теорию разделения властей. Основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в политологической литературе называют Дж. Локка и Ш.Монтескье. Хотя Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть и разделял власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Отсюда следует вывод, что уже тогда зародилась современная модель разделения власти.

Информация о работе Политические концепции нового времени