Политические элиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.

Содержание

1.Понятие и современные теории элит.
2.Ценностные теории.
3. Леволиберальные теории элиты.
4. Основные черты партократической теории элиты.
5. Элита и демократия.
6. Демократический элитизм Шумпетера.
7. Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 125.00 Кб (Скачать)
 

    По результатам деятельности (эффективности):  

  • элита;
  • псевдоэлита;
  • антиэлита.
 

    Кроме того, выделяют :  

  1. "Элиту  крови", или аристократию; элиту  богатства, или плутократию; элиту  знаний, или меритократию.
  2. Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты.
  3. Закрытые и открытые.
 

    В. Парето выделял  два главных типа элит: "львы" и "лисы".     

Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно.     

"Лисы" - мастера обмана, политических комбинаций. Элита "лис" динамична, она обеспечивает преобразования в обществе.     

Политическая  элита обладает следующими функциями:  

  • изучение  и анализ интересов различных  социальных групп;
  • субординация интересов различных социальных общностей;
  • отражение интересов в политических установках;
  • выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.);
  • создание механизма воплощения политических замыслов;
  • назначение кадрового аппарата органов управления;
  • создание и коррекция институтов политической системы;
  • выдвижение политических лидеров.
 

    Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки  ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу.     

Видимо, устранить  политическую элиту можно лишь за счет всеобщего общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность.     

Поэтому в современных  условиях первостепенную значимость имеет  не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты - рекрутирование элит.     

Существуют две  основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.     

Для системы гильдий характерны:  

  1. Закрытость. Отбор на более высокие посты  осуществляется из нижестоящих слоев  самой элиты. Медленный, постепенный  путь наверх.
  2. Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).
  3. Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.
  4. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.
 

    Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают:  

  1. Открытость. Претендентом на занятие руководящей  должности может быть представитель любой общественной группы.
  2. Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.
  3. Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.
  4. Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.
  5. Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).

Таким образом, элитарность политической жизни  общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.     

И если Маркс и Энгельс отмечали возможность  обособления политических лидеров от представляемого ими класса, то в творчестве и в практической политике Ленина и особенно Сталина эта идея постепенно была сведена на нет, и возобладала упрощенная схема соотношения масс и политических лидеров: массы - класс - политическая партия - политический лидер. "Массы, - писал Ленин, - делятся на классы: ...классами руководят обычно ... политические партии; ... политические партии в виде общего правила управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями". (Полн. собр. соч. Т. 41. С. 24).

Термин “элита”  в последние годы довольно прочно вошел в лексикон не только политиков, но и в повседневный быт. Ныне нередко  можно встретиться с бесплодными спорами о том, какое понятие предпочтительнее: “правящая верхушка”, “правящие круги” или “правящая элита”. Важно другое - какую роль в жизни общества играют эти довольно узкие социальные группы, чьи интересы они выражают и защищают: всего общества в целом, или же определенной части (класса, социального слоя и т.п.), ставя ее в привилегированное положение.

Политическая  элита занимает ведущее место  в политической жизни общества. Она  выражает в политических установках интересы различных социальных групп и создает механизм воплощения политических замыслов. Факты современной политической жизни подтверждают, что политические элиты - реальность не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня в развитии человеческой цивилизации. Это обусловлено следующими причинами:

1. Психологическим  и социальным неравенством людей,  их неодинаковыми способностями,  возможностями и желанием участвовать  в политике.

2. Законом разделения  труда, который требует профессиональных  знаний для занятия управленческим трудом.

3. Высокой общественной  значимостью управленческого труда  и его соответствующим стимулированием.

4. Практической  невозможностью осуществления всеобъемлющего  контроля над политическими руководителями.

5. Политической  пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все это обуславливает  элитарность общества. Всякая попытка  ее устранения, усреднения населения  приводит к формированию и господству деспотических элит и, в конечном счете, наносит ущерб всему народу.

Для демократического общества важна не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты и ее подконтрольность обществу. Политической элита интегрирует  многообразные интересы - не только политические, но и экономические, культурные, социальные и др. Она обеспечивает связь между бизнесом, политиками, высшими военными  кругами, руководителями и владельцами средств массовой информации. Поэтому к функциям политической элиты можно отнести изучение, анализ и отражение в политических установках интересов различных социальных групп, классов, слоев, наций и т. п.; выработку политической идеологии, программ, доктрин, конституции, законов и пр.; субординацию интересов различных групп господствующего класса, учет потребностей других социальных образований; создание механизма воплощения политических замыслов; назначение аппарата органов управления; выдвижение политических лидеров.

Как уже отмечалось, первые классические теории элит были разработаны в конце XIX - начале XX века Г. Моской, В. Парето и Р. Михельсом.

Они исходили из деления любого общества на привилегированный  относительно малочисленный класс  управляющих и на составляющий большинство общества класс управляемых. Сегодня сторонники их взглядов и последователи относятся к т. н. макиавеллистской школе. Характерными чертами концепции элиты этой школы являются:

  • Признание элитарности любого общества, его разделения на властное меньшинство и нетворческое большинство. Это вытекает из естественной природы человека и общества.
  • Особые психологические качества элиты - природные дарования в сочетании с соответствующим воспитанием.
  • Групповая сплоченность - объединение не только общностью профессионального статуса и социального положения, но и восприятием себя особым слоем, призванным руководить.
  • Признание массами ее права не только на политическое руководство, но и легитимность элиты.
  • Отношения постоянного господства и подчинения между элитой и массами.
  • Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. Элитные качества могут существовать и у других людей, не входящих в элиту. Однако, добровольно элита свои посты не уступает. Неизбежна скрытая и явная борьба за элитные места. Контрэлита всегда будет бороться за руководство обществом.

Современные теории во многом различаются в трактовке  политических элит и их роли в жизни  общества. 

2.Ценностные теории

Ценностные теории являются попытками приспособить теорию элиты к реальной жизни современного демократического общества. Самые общие установки сторонников этой теории следующие:

  • Политическая элита представляет собой наиболее ценный конструктивный элемент общества, обладающий наиболее высокими способностями и показателями в важнейших для всего государства сферах деятельности, и, как правило, более высокими нравственными устремлениями.
  • Исходя из этого - господствующее положение элиты выгодно всему обществу. Масса - не мотор, а лишь колесо истории, проводник в жизнь решений, принимаемых элитой.
  • Элита - следствие не борьбы, а естественного отбора наиболее ценных представителей. Обществу нужен механизм поиска наиболее достойных, результативных для определения в элиту.
  • Элитность не означает неравенство. Социальное равенство - это равенство возможностей, а не результат. Люди не равны физически, интеллектуально. Демократия обеспечивает равные стартовые возможности для всех, однако к финишу они придут в разное время, с разными результатами. Здесь неизбежны как чемпионы, так и аутсайдеры.
  • Элитность необходима для функционирования демократии. Но сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение. Подлинная элита не властвует, а руководит массами с их добровольного согласия, выраженного на свободных выборах.

В последние  десятилетия применительно к  индустриальным демократическим странам  Запада в политологии преобладает  концепция множественности или  плюрализма элит. Ее представители (Д. Рисман, С. Келлер и др.):

  • Отрицают наличие политической элиты как единой, относительно сплоченной привилегированной господствующей группы. Существует множественность элитных групп, каждая из которых ограниченно влияет на определенную сферу деятельности. Ни одна из них не способна доминировать во всех областях. Каждая из социальных групп выделяет свою собственную элиту, которая выражает и защищает ее интересы.
  • Все элитные группы ограничены в своей деятельности контролем со стороны базисных групп, то есть тех групп, интересы которых они представляют. С помощью различных механизмов можно удерживать элиты под влиянием масс.
  • Так как в демократическом обществе существует экономическая и социальная конкуренция, конкуренция элит, то в силу этого существует и подотчетность элит массам. Массы могут оказывать достаточное давление на элиты, чтобы предотвратить концентрацию власти в руках одной господствующей элиты.
  • Различия между элитой и массой относительны, условны и часто размыты. В современных демократических странах рядовые граждане могут входить в состав элиты, активно участвовать в принятии ответственных решений. Доступ к элите открывает не только богатство (хотя оно и сегодня имеет громадное значение) и высокий социальный статус, но, прежде всего, личные способности, знания, активность, организаторские способности и т.п.
  • 3.Леволиберальные теории элиты

    Прямой противоположностью плюралистическим концепциям элит являются леволиберальные теории элиты. Одним  из основоположников этого направления является американский социолог и публицист леворадикальной ориентации Ч.Р. Миллс (1916-1962). В своей работе “Властвующая элита” он доказывал, что США управляются не многими и разными, а одной властвующей элитой. Леволиберальные теории близки к макиавеллистской школе, однако имеются и существенные отличия. К специфическим чертам можно отнести следующие: Во-первых, критика элитарности с демократических позиций. Миллс представлял политическую власть в США в виде пирамиды, состоящей из трех уровней: нижний - представляет массу пассивного бесправного населения; средний - отражающий интересы определенных социальных групп; верхний - на котором принимаются важнейшие политические решения. Именно верхний уровень и представлен правящей элитой, которая не допускает к определению практической политики остальную часть населения.

    Информация о работе Политические элиты