Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:26, контрольная работа
Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.
1.Понятие и современные теории элит.
2.Ценностные теории.
3. Леволиберальные теории элиты.
4. Основные черты партократической теории элиты.
5. Элита и демократия.
6. Демократический элитизм Шумпетера.
7. Используемая литература.
По результатам деятельности
(эффективности):
Кроме того, выделяют
:
В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы".
Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно.
"Лисы" - мастера обмана, политических комбинаций. Элита "лис" динамична, она обеспечивает преобразования в обществе.
Политическая
элита обладает следующими функциями:
Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу.
Видимо, устранить
политическую элиту можно лишь за
счет всеобщего общественного
Поэтому в современных условиях первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты - рекрутирование элит.
Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.
Для системы гильдий характерны:
Антрепренерскую систему рекрутирования элит
отличают:
Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.
И если Маркс и Энгельс отмечали возможность обособления политических лидеров от представляемого ими класса, то в творчестве и в практической политике Ленина и особенно Сталина эта идея постепенно была сведена на нет, и возобладала упрощенная схема соотношения масс и политических лидеров: массы - класс - политическая партия - политический лидер. "Массы, - писал Ленин, - делятся на классы: ...классами руководят обычно ... политические партии; ... политические партии в виде общего правила управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями". (Полн. собр. соч. Т. 41. С. 24).
Термин “элита” в последние годы довольно прочно вошел в лексикон не только политиков, но и в повседневный быт. Ныне нередко можно встретиться с бесплодными спорами о том, какое понятие предпочтительнее: “правящая верхушка”, “правящие круги” или “правящая элита”. Важно другое - какую роль в жизни общества играют эти довольно узкие социальные группы, чьи интересы они выражают и защищают: всего общества в целом, или же определенной части (класса, социального слоя и т.п.), ставя ее в привилегированное положение.
Политическая элита занимает ведущее место в политической жизни общества. Она выражает в политических установках интересы различных социальных групп и создает механизм воплощения политических замыслов. Факты современной политической жизни подтверждают, что политические элиты - реальность не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня в развитии человеческой цивилизации. Это обусловлено следующими причинами:
1. Психологическим
и социальным неравенством
2. Законом разделения
труда, который требует
3. Высокой общественной
значимостью управленческого
4. Практической
невозможностью осуществления
5. Политической
пассивностью широких масс
Все это обуславливает элитарность общества. Всякая попытка ее устранения, усреднения населения приводит к формированию и господству деспотических элит и, в конечном счете, наносит ущерб всему народу.
Для демократического общества важна не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты и ее подконтрольность обществу. Политической элита интегрирует многообразные интересы - не только политические, но и экономические, культурные, социальные и др. Она обеспечивает связь между бизнесом, политиками, высшими военными кругами, руководителями и владельцами средств массовой информации. Поэтому к функциям политической элиты можно отнести изучение, анализ и отражение в политических установках интересов различных социальных групп, классов, слоев, наций и т. п.; выработку политической идеологии, программ, доктрин, конституции, законов и пр.; субординацию интересов различных групп господствующего класса, учет потребностей других социальных образований; создание механизма воплощения политических замыслов; назначение аппарата органов управления; выдвижение политических лидеров.
Как уже отмечалось, первые классические теории элит были разработаны в конце XIX - начале XX века Г. Моской, В. Парето и Р. Михельсом.
Они исходили из деления любого общества на привилегированный относительно малочисленный класс управляющих и на составляющий большинство общества класс управляемых. Сегодня сторонники их взглядов и последователи относятся к т. н. макиавеллистской школе. Характерными чертами концепции элиты этой школы являются:
Современные теории
во многом различаются в трактовке
политических элит и их роли в жизни
общества.
2.Ценностные теории
Ценностные теории являются попытками приспособить теорию элиты к реальной жизни современного демократического общества. Самые общие установки сторонников этой теории следующие:
В последние десятилетия применительно к индустриальным демократическим странам Запада в политологии преобладает концепция множественности или плюрализма элит. Ее представители (Д. Рисман, С. Келлер и др.):
Прямой противоположностью плюралистическим концепциям элит являются леволиберальные теории элиты. Одним из основоположников этого направления является американский социолог и публицист леворадикальной ориентации Ч.Р. Миллс (1916-1962). В своей работе “Властвующая элита” он доказывал, что США управляются не многими и разными, а одной властвующей элитой. Леволиберальные теории близки к макиавеллистской школе, однако имеются и существенные отличия. К специфическим чертам можно отнести следующие: Во-первых, критика элитарности с демократических позиций. Миллс представлял политическую власть в США в виде пирамиды, состоящей из трех уровней: нижний - представляет массу пассивного бесправного населения; средний - отражающий интересы определенных социальных групп; верхний - на котором принимаются важнейшие политические решения. Именно верхний уровень и представлен правящей элитой, которая не допускает к определению практической политики остальную часть населения.