Политические идеи Ж.-Ж. Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрены социальные и политико-правовые взгляды Ж..-Ж. Руссо, изложенные им в самых значительных его сочинениях – «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире» (1782).

Содержание

Введение
1. Ж.-Ж. Руссо о свободе и неравенстве
2. Теория общественного договора Ж.-Ж. Руссо
3. Ж.-Ж Руссо о законодательной и исполнительной власти
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реф по политологии.docx

— 27.83 Кб (Скачать)

     Для поддержания положений общественного  договора и контроля над деятельностью  исполнительной власти, по мысли Руссо, периодически должны созываться народные собрания, на которых следует ставить  на голосование в отдельности  два вопроса: «Первое: угодно ли суверену сохранить настоящую форму Правления. Второе: угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее  время возложено».

     Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть  само общественное соглашение и вновь  возвратить себе естественную свободу.

     Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, «наиболее важные из всех», - «нравы, обычаи и особенно мнение общественное». При этом он подчеркивает, что к его теме общественного  договора относятся только политические законы.

     Руссо говорит о необходимости учета  в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т.д. Законы - необходимые  условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы  законов - дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности для достижения союза разума и  воли в общественном организме. Это  «порождает нужду в Законодателе», под которым имеются в виду учредители государств, реформаторы  в области политики, права и  морали. Великого законодателя Руссо  сравнивает с механиком изобретателем  машины и создателем образца, а великого правителя - с рабочим, который лишь собирает и пускает в ход машину. Но такой великий законодатель, поясняет Руссо, это учредитель государства, а не магистратура или суверен. Деятельность такого необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает необходимую почву для его  собственного выступления в качестве законодателя.

     Законодательную власть Руссо характеризует как  «сердце Государства», в случаях  крайней опасности, когда речь идет о спасении государственного строя  и отечества, «можно приостановить  священную силу законов» и особым актом возложить заботу об общественной безопасности на «достойнейшего», т.е. учредить диктатуру и избрать  диктатора. При этом Руссо подчеркивал  краткосрочный характер такой диктатуры, которая ни в коем случае не должна быть продлена. 

     Заключение

     Диалектическая  мысль Ж.-Ж. Руссо проявилась главным  образом в его социально-политических размышлениях, в сфере социальной философии.

     В силу многих причин Руссо не поднялся до материалистической философии, не освободился  от деистических взглядов. Но его суждения по многим социально-политическим проблемам  носили вполне радикальный, революционный  характер, глубоко и полно отражали интересы и чаяния социальных низов.

     Согласно  Руссо, человек в естественном состоянии  находился в гармонии с природой, но рост населения и географические причины приводят к развитию способностей людей, которое, в свою очередь, стимулирует  новые потребности, и возникновению  в человеческом сообществе сотрудничества и соперничества. Естественное неравенство  порождает неравенство в собственности, являющееся источником постоянной нестабильности в обществе. Отсюда возникает необходимость  в гражданском мире, который гарантируется  общественным договором.

     Стержнем  политической теории Руссо является учение о народном суверенитете как  осуществлении общей воли. Мыслитель  подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая -  интересы частные и представляет собой  лишь сумму изъявленной воли частных  лиц. Общая воля, в свою очередь, выступает  источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления. В отличие от большинства мыслителей Руссо считал суверенитет народа неотъемлемым и неделимым.

     Народ не может никому отдать свое право  на самоуправление и решение своей судьбы. Правительство – лишь временный агент суверенного народа, Руссо против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Причем исполнительную и судебную власть, передав правительству, все же полностью подчиняет народу – суверену. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях. Руссо выдвинул требование единства прав и обязанностей гражданина, полагая, что гражданином может считаться только тот, кто преодолел «своемыслие». Трактуя свободу как подчинение закону, он высказывал идею о возможности принуждения к свободе.

     Политический  идеал Руссо - небольшие по размеру государства – республики, где возможно прямое, непосредственное волеизъявление народа и контроль за деятельностью его представителей.

     Ж.-Ж. Руссо попытался объяснить важнейшие  исторические события, не апеллируя  к сверхъестественным силам. Он рассматривал историю человечества как результат  деятельности людей, их интеллекта и  чувств. Стремление объяснить историю, не выходя за ее пределы, не увенчалось и не могло в ту историческую эпоху  увенчаться переходом на позиции  материалистического понимания  общественной жизни. Но это обстоятельство не помешало французскому просветителю-демократу  высказать ряд глубоких диалектических идей об истории человеческого общества. 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

    1. Бернардинер Б.М. Социально-политическая философия Жан-Жака Руссо. Воронеж, 1940. -247с.
    2. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980. - 365с.
    3. Лавриненко В.Н., Гречин А.С., Дорошенко В.Ю. Политология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 367с.
    4. Лапандин Д. Политические и правовые воззрения Жан-Жака Руссо // Уч. зап. Московского юридического ин-та. Вып. II. М., 1970.
    5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. /Перевод Мальцевой С./ Том 3. Новое время. - ТОО ТК «Петрополис». 1996.-736c.
    6. Руссо Ж.-Ж. 1. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. 2. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969; // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1998.

Информация о работе Политические идеи Ж.-Ж. Руссо