Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:21, реферат
В данной работе рассмотрены социальные и политико-правовые взгляды Ж..-Ж. Руссо, изложенные им в самых значительных его сочинениях – «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире» (1782).
Введение
1. Ж.-Ж. Руссо о свободе и неравенстве
2. Теория общественного договора Ж.-Ж. Руссо
3. Ж.-Ж Руссо о законодательной и исполнительной власти
Заключение
Список использованной литературы
Для
поддержания положений
Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, «наиболее важные из всех», - «нравы, обычаи и особенно мнение общественное». При этом он подчеркивает, что к его теме общественного договора относятся только политические законы.
Руссо
говорит о необходимости учета
в законах своеобразия
Законодательную
власть Руссо характеризует как
«сердце Государства», в случаях
крайней опасности, когда речь идет
о спасении государственного строя
и отечества, «можно приостановить
священную силу законов» и особым
актом возложить заботу об общественной
безопасности на «достойнейшего», т.е.
учредить диктатуру и избрать
диктатора. При этом Руссо подчеркивал
краткосрочный характер такой диктатуры,
которая ни в коем случае не должна
быть продлена.
Заключение
Диалектическая
мысль Ж.-Ж. Руссо проявилась главным
образом в его социально-
В силу многих причин Руссо не поднялся до материалистической философии, не освободился от деистических взглядов. Но его суждения по многим социально-политическим проблемам носили вполне радикальный, революционный характер, глубоко и полно отражали интересы и чаяния социальных низов.
Согласно
Руссо, человек в естественном состоянии
находился в гармонии с природой,
но рост населения и географические
причины приводят к развитию способностей
людей, которое, в свою очередь, стимулирует
новые потребности, и возникновению
в человеческом сообществе сотрудничества
и соперничества. Естественное неравенство
порождает неравенство в
Стержнем
политической теории Руссо является
учение о народном суверенитете как
осуществлении общей воли. Мыслитель
подчеркивает отличие общей воли
от воли всех: первая имеет в виду
общие интересы, вторая - интересы
частные и представляет собой
лишь сумму изъявленной воли частных
лиц. Общая воля, в свою очередь, выступает
источником законов, мерилом справедливости
и главным принципом
Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы. Правительство – лишь временный агент суверенного народа, Руссо против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Причем исполнительную и судебную власть, передав правительству, все же полностью подчиняет народу – суверену. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях. Руссо выдвинул требование единства прав и обязанностей гражданина, полагая, что гражданином может считаться только тот, кто преодолел «своемыслие». Трактуя свободу как подчинение закону, он высказывал идею о возможности принуждения к свободе.
Политический идеал Руссо - небольшие по размеру государства – республики, где возможно прямое, непосредственное волеизъявление народа и контроль за деятельностью его представителей.
Ж.-Ж.
Руссо попытался объяснить
Список использованных источников