Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:25, доклад
Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварского сгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложившихся веками социальных связей. Эти обстоятельства породили обнищание многочисленных масс населения, подвергаемых безжалостной эксплуатации. И именно в это время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет, что только отказ от частной собственности может обеспечить социальную гармонию.
1. Введение
2. Биография Т. Мора
3. Основные идеи книги "Утопия"
4. Критика "Утопии"
5. Заключение
Доклад
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым временем - эпоха Возрождения - обогатила политическую мысль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг был совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую "Утопию" ("Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия") , восемь изданий которой, вышедшие одно за другим, были с невероятной быстротой раскуплены.
Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее "место, которого нет", стало нарицательным и дало имя целому направлению общественной мысли - утопическому социализму.
То. что "Утопия" появилась в Англии начала ХУ1 в. не было случайностью. Книга Мора - не просто игра воображения, это своеобразное, хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников.
Т.
Мор жил в эпоху
2.
Биография Т. МОРА
Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Нортона.
Мор
получил прекрасное образование
вначале в Оксфордском
В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, "покровителя всех нуждающихся".
В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в 1529 г. принимает высшую должность - лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера.
6
июля 1535 г. был казнен по обвинению
в государственной измене (отказ
от присяги королю как "
3.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ "УТОПИЯ"
Критика
феодального и
Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.
"Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса".
Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве - "огораживанию", приводящему к тому, что "овцы пожирают людей".
Критика
феодального и
Мор
выдвигает новаторские для
Mop
подвергает резкой критике
Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные', граждане Утопии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь) .
Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.
Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.
Главная
забота государства - организация производства
и распределения. Наряду с этим оно борется
с преступностью, обеспечивает охрану
страны от агрессии и проводит внешнюю
политику, целью которой является обеспечение
мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать
вооруженную помощь своим друзьям во имя
защиты справедливости. Интернациональная
солидарность утопийцев проявляется и
в том, что они дарят седьмую часть своего
экспорта неимущим тех стран, с которыми
они ведут торговлю.
4.
КРИТИКА "УТОПИИ"
По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание, вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно выделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобы доказать, что этот идеал плох.
Видное место в интерпретации "Утопии" принадлежит католической литературе. Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая церковь должна была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церкви пытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не является убеждением Мора, что смысл "Утопии" всего лишь в абстрактной проповеди братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта стяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека. "Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. Бердяев -... и ныне мы стоим перед лицом проблемы. мучительной в совершенно новом отношении: как мы можем избежать их действительной реализации? "
5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не просто как рациональную организацию общества, но и как средство решения социальных противоречий, упразднения общественного неравенства и эксплуатации. Мор - демократ и в том смысле, что он построил политическую систему утопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческой личности.
Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопические произведения Томаса Мора и другого крупнейшего философа-гуманиста - Томмазо Кампанеллы (1568-1&39) - послужили источником для социально-политических учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона, Ш Фурье, Р. Оуэна и других представителей социалистической мысли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гвозданный В. А., Гусев Г. А., Мееровский Б. В., Сидоренко Н. А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы. История западной философской мысли. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993,3г8 с.
2. История
политических и правовых
3. Мop Т. Утопия. Н.. 1978.