Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:05, контрольная работа
Одним из выдающихся мыслителей во всей истории философии является древнегреческий учёный Платон (427-347 гг до н.э.) Он автор более 30 сочинений, часть из которых специально посвящена политическим проблемам. После казни своего учителя, древнегреческого философа Сократа, совершил ряд путешествий. Около 387 г. до н.э. он основал в Афинах собственную школу - Академию.
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Общественно-политическим вопросам и посвящены два наиболее крупных и обстоятельных произведения – «Государство» и «Законы».
В диалоге «Государство» Платон создаёт модель идеального и справедливого государства. Вместе с тем здесь он решает ряд важных теоретических проблем.
1. Учение Платона о государстве, политике и законе. 3
2. Политико – правовая теория Аристотеля 6
3. Политические идеи Цицерона 8
Список использованной литературы
Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Калининградский
Кафедра социальных наук
Педагогики и права
Контрольная работа по дисциплине « Политология»
Тема « Политические идеи Древней Греции и Рима»
Выполнила студентка Чирва Юлия
Учебной группы 09-МО-2
Контрольная работа
сдана ____________
Контрольную работу допущена к защите
проверил Кретов Ю.А. ________________
Контрольная работа
зачтена ___________
Калининград 2012
Содержание
1. Учение Платона о государстве, политике и законе. 3
2. Политико – правовая теория Аристотеля 6
3. Политические идеи Цицерона 8
Список использованной литературы
1.Учение Платона о государстве, политике и законе.
Одним из выдающихся мыслителей во всей истории философии является древнегреческий учёный Платон (427-347 гг до н.э.) Он автор более 30 сочинений, часть из которых специально посвящена политическим проблемам. После казни своего учителя, древнегреческого философа Сократа, совершил ряд путешествий. Около 387 г. до н.э. он основал в Афинах собственную школу - Академию.
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Общественно-политическим вопросам и посвящены два наиболее крупных и обстоятельных произведения – «Государство» и «Законы».
В диалоге «Государство» Платон создаёт модель идеального и справедливого государства. Вместе с тем здесь он решает ряд важных теоретических проблем.
В данной работе Платон опровергает софистскую теорию общественного договора и стремится доказать, что государство – есть система связей между людьми, и возникает оно из потребностей, которые люди могут удовлетворить совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда.
Сущность государства Платон
Государство, по мнению Платона, должно, прежде всего, выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы.
Философ ратует за единство государства, в котором видит его силу. Отсутствие единства, раздоры и противоречия в государстве непосредственно ведут к его развалу и распаду. Единство Платон понимает трояко: во-первых, отсутствие разногласий среди правящей элиты; во-вторых, господство закона над всеми гражданами; в-третьих, отсутствие поляризации в обществе, деления его на бедных и богатых.
Человеческой душе, полагал Платон, свойственны три начала: разумное, яростное и вожделенное, которым в государстве соответствуют совещательное, защитительное и деловое начала. Они воплощаются в трёх основных сословиях: правителей-философов; воинов и производителей; ремесленников, торговцев и землевладельцев. Если каждое сословие будет добросовестно заниматься своим делом, то в государстве царит порядок: философы правят, воины охраняют, а ремесленники, торговцы и землевладельцы содержат два сословия и самих себя.
Однако учёный рассматривает не только проект идеального государства, но и те, которые, по его мнению, представляют отклонения от идеала. Их четыре, это – тимократия, олигархия, демократия, тирания. Каждый последующий представляет всё большее искажение от идеала. Освещая весь этот цикл деградации, Платон создаёт цельную динамическую картину политической жизни и смены её форм.
В конце своей жизни Платон пишет ещё одно крупное произведение по политическим вопросам – «Законы». Здесь Платон изображает второе по совершенству государство, более всего подходящее к греческим полисам.
В чём же различия этих двух проектов переустройства государства? В сравнении с «Государством», где Платон полагается, прежде всего, на мудрость правителей-философов, в «Законах» большая роль отводится установленному законом порядку в осуществлении власти.
Форму второго по совершенству
государства Платон
Афинский мыслитель один из первых в истории обращается к рассмотрению политики как социального явления, вводит в оборот это понятие и даёт ему всесторонне теоретическое обоснование. Этому посвящена его работа «Политика».
Древнегреческий философ указывает, что политика возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимоотношений между людьми. С одной стороны, политика есть единое знание о том, как нужно управлять обществом, с другой – это искусство управления всеми людьми.
В «Политике» Платон излагает несколько иначе классификацию форм правления, нежели в «Государстве» и «Законах». Здесь он устанавливает шесть форм: 1) монархия – власть одного лучшего, как воплощение разума; 2) аристократия; 3) демократия – правление народа, подчинённое законам; 4) демократия, не подчинённая законам (охлократия); 5) олигархия и 6) тирания.
Большое влияние Платон уделяет вопросу о законах. Этот вопрос – один из главнейших в системе политических взглядов Платона. Закон – это та несущая опора, на которой держится государство. Закон, защищая интересы граждан, всё-таки высшей целью имеет благо государства. Стабильность государства определяется не только и не столько властью, отмечает Платон, сколько законом и справедливостью. Наилучшее средство против возможных угроз государственности, откуда бы они не исходили, – справедливые законы.
Платон различает правильные и неправильные законы. Правильные лишь те законы, которые установлены ради общего блага и всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы.
2. Политико – правовая теория Аристотеля
Раскрывая историю политических
воззрений, нельзя не упомянуть о
другом величайшем представителе древнегреческой
политической мысли, ученике Платона,
философе и ученом-энциклопедисте Аристот
В его биографии можно выделить
некоторые основные моменты. В 367-347
гг. до н. э. он находился в Академии
Платона, сначала как слушатель,
затем - как преподаватель и
Политические взгляды
Аристотель раскрыл сущность государства
и причины его образования, рассмотрел
роль права в обществе, сущность
и функции власти, зафиксировал принцип
разделения властей (законосовещательные
орган и должности; судебные органы)
и указывал, что от состояния этих
частей зависит состояние
Аристотель, в частности, был сторонником
теории ”естественного“ происхождения
государства (подобно живым организмам):
”очевидно, что полис принадлежит
к естественным образованиям, и что
человек от природы есть политическое
животное“. Поэтому государство
не подлежит радикальным искусственным
переустройствам. Генетически с
”Желательный“ государственный строй может быть охарактеризован как ”аристократия“ в изначальном смысле слова (правление лучших). Платоновскую сословную дифференциацию социальных функций Аристотель заменяет возрастной: в молодости граждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости - собственно политическую (”совещательную“); физический труд (земледелие, ремесло) и торговля - удел рабов; отличительный признак свободного гражданина - досуг, необходимый для реализации интересов свободных граждан в эстетической или умозрительной деятельности.
Рабство, по Аристотелю, существует от ”природы“; отношения ”раб - господин“ - такой же необходимый элемент структуры полиса, как отношения ”жена - муж“ в семье; рабами должны быть ”варвары“.
На основе опыта и изучения конституций греческих полисов Аристотель осуществил типологию государственного устройства и власти. При том он делил формы государственного строя на правильные и неправильные (3 пары).
Правильные формы |
Неправильные формы |
монархия |
тирания |
аристократия |
олигархия |
полития |
демократия |
Правильность (или неправильность) форм государственного устройства у Аристотеля определялась на основании одного критерия - способности правящих лиц (групп) служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то независимо от того, правит ли один, многие или большинство - это правильные формы. Там же, где в управлении возобладали личные интересы, там возникают неправильные формы.
Наихудшей из форм государственного строя Аристотель считает тиранию, как безответственную власть монарха. Как и Платон, Аристотель негативно отказывался о демократии (демократия, по Аристотелю это своекорыстная форма господства большинства). Всем формам государственного устройства он предпочитал политию. Так Аристотель обозначал такое устройство государства, в котором большинство управляет в интересах общей пользы. Такое состояние общества достижимо, когда власть находится в руках ”среднего элемента“. Под средним элементом Аристотель понимает размер имущественного состояния по отношению к богатейшей и беднейшей частям рабовладельческого общества.
3. Политические идеи Цицерона
Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей, прежде всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах. Вслед за Платоном и Аристотелем он видел в государстве “дело народное”, выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Как и Аристотель, он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступает право, закон. Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право. Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан. Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).