Политические идеи Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:01, реферат

Описание работы

«Политические идеи Аристотеля» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема данной работы актуальна потому, что более двух тысяч лет прошло со времени рождения Аристотеля, но он все еще живет среди нас своими мыслями, и «сведущим» все еще есть чему у него поучиться. Трудно указать область знания, в которой Аристотель не оставил бы следа, уцелевшего до настоящего времени. Немногое достоверно известно нам из жизни Аристотеля, однако и это немногое дает совершенно ясное понятие о его характере, привычках, нравственных и политических убеждениях, об отношении к семье, к друзьям и вообще к людям.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
Краткая биография Аристотеля………………………………………….4
2. Политика и объекты политики…………………………………………... 4
3. Государство по Аристотелю……………………………………………... 5
3.1. Человек в государстве…………………………………………………...6
3.2 Частная собственность…………………………………………………...8
3.3 Формы правления государством……………………………………….. 9
4. Общественные отношения……………………………………………….11
5. Политическое право и закон……………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………….16

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 39.21 Кб (Скачать)

 
 

4. Общественные отношения 

  Аристотель, в отличие от Демокрита и софистов, стоит за «природное» происхождение и устройство государства, в отличие от Платона, он выводит его из «природы человека», а не из божественного установления. С особой силой сказывается эта его установка в трактовке рабства.

  Аристотель  считает, что рабство существует «по природе», ибо одни люди предназначены  повелевать, а другие – подчиняться  и следовать указаниям первых. И здесь он использует мысль о  противоположности души и тела. «Те  люди, которые столь же отличаются от других людей, как душа от тела, а человек от животного ... по своей природе – рабы, для них... лучший удел быть в подчинении у деспотической власти»– такой, какой подчиняются тела и животные. Рабы – это прежде всего варвары, отличные от господ как телом, приспособленным к грубому физическому труду, так и «рабской» душою. Раб – «одушевленный инструмент», часть имущества господина, отличающаяся от другого имущества лишь тем, что имеет человеческие душу и тело. Раб не имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть совершено несправедливости; нельзя дружить с рабом, поскольку он раб, делает оговорку Аристотель, – но дружить с ним можно, поскольку он человек. 

  Уже здесь мы видим явную непоследовательность. Великий мыслитель не мог не видеть слабости своей аргументации в пользу «рабства по природе». Последнее явно противоречит его собственным убеждениям, поскольку Стагирит считал, что рабы по существу выполняют социальную функцию освобождения граждан от забот о предметах первой необходимости. А способы осуществления этой функции могут быть различными: пенесты в Фессалии, илоты в Спарте... Правда, и они для Аристотеля рабы, но ведь и ремесленники, свободные, но не самодостаточные и вынужденные добывать средства к жизни собственным трудом, являются по существу рабами... но не по природе. Более того, Стагирит открывает путь, ведущий за пределы ситуации, связывающей господина и раба: «Если бы челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, то мастерам не было бы никакой нужды в слугах, а господам в рабах». Ну а если предположить, что возможно такое положение, когда увеличившаяся производительность труда создаст условия для смягчения, а затем и уничтожения рабства? Аристотелю не приходит еще на ум такая возможность, впоследствии реализованная историей.

  Нельзя  не сказать, что социально-политическая концепция Аристотеля, при всем том, что она отражала адекватным образом  существующие общественные отношения, была крайне ограниченной. Ее теоретические  установки не допускают превращения  ее в орудие социального прогноза. Если применительно к природе  это незаметно (слишком медленны ее процессы, чтобы встала необходимость в прогнозе, скажем, экологического порядка), то распространение на быстро меняющееся общество учения о соотношении души и тела, формы и материи исключает прогностические возможности теории вообще.

 
5. Политическое  право и закон
 

  Высоко  оценивая благо мира, Аристотель подчеркивал, что «самый принцип войн можно  считать противным идее права». Этот тезис в дальнейшем получил широкое  распространение у критиков войны  и сторонников «вечного мира», в  частности у Канта и Фихте.

  В своем правопонимании Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. «Понятие справедливости, — отмечает Аристотель, — связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

  В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в неполических (деспотических) формах правления.

  Политическое  право делится им на естественное и условное (волеустановленное). «Что касается политического права, — пишет он, — то оно частью естественное, частью условное. Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, (это безразличие прекращается)».

  Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное (волеустановленное) право, хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. У софистов, например, различие между естественным правом (правом по природе) и правом условным (полисными законами, установленными по соглашению, произволу и т. д.) означало различение, а зачастую и прямое противопоставление естественного (природного) и политического (условного). Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое.

  Вообще  при рассмотрении тех или иных естественно-правовых концепций важно установить, что, собственно говоря, имеется в виду под понятиями «природа», «естественное» и т. д. в соответствующих учениях. Данный момент имеет существенное значение для характеристики также и других аспектов правопонимания.

  Под условным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).

  Существенным  составным моментом политического  качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий закон, — отмечал Аристотель, — в основе предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона, — подчеркивал он, — властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».

  Политическое  правление — это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и  аффектам, закон же — «уравновешенный  разум».  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

  В заключение можно сказать, что Аристотель, осуществив грандиозное обобщение  социального и политического  опыта эллинов, разработал оригинальное социально-философское учение.

  Социальная  и политико-правовая проблематика освящается Аристотелем в принципе с позиций  идеального понимания полиса – города государства как политического  общения свободных и равных людей.

  Государство по Аристотелю – продукт естественного  развития. В этом отношении оно  подобно таким естественно возникшим  первичным общениям как семья  и селение. Человек по природе  своей существо политическое и в  государстве (политическом общении) завершается  генезис этой политической природы  человека.

  Отношение господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства. Политическая же власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и  над господской властью над рабами.

  Что касается формы правления государством, то Аристотель выделял правильные формы  правления (монархия, аристократия, полития) и неправильные формы правления – тирания, олигархия и демократия. Но все-таки лучшей формой правления выступает полития – правление большинства в интересах общей пользы. Во главе всего Аристотель ставит закон.

 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:

  1. Блинников А. К. «Великие философы»
  2. Аристотель Сочинения в 4-х томах.
  3. Богомолов А.С. “Античная философия”.
  4. Мельник В.А. Политология. Учеб. пос. –Мн.:Высшая школа,1996
  5. Основы политологии: Курс лекций/Под ред. В.П. Пугачёва . М.,1926.
  6. Мальцев В.А. “Основы политологии”. Учебник для вузов. М.:,1997.
  7. Ругачев В.П., Соловьев А.И. “Введение в политологию”. Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1996.

Информация о работе Политические идеи Аристотеля