Политические и социальные предпосылки

Автор: d******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 15:41, реферат

Описание работы

Цинь покорило другие царства с суровостью и беспощадностью, проявившихся как во внутренней политике, так и во внешних отношениях, и основанных на легистской философии. Поэтому после падения Цинь все единодушно осуждали легистскую школу за жестокость и полное пре­небрежение конфуцианскими добродетелями гуманности и справедливости. Император У-ди не только объявил конфуцианство государственным учением.

Работа содержит 1 файл

даосизм.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

     Политические  и социальные предпосылки 

Цинь покорило другие царства с суровостью и  беспощадностью, проявившихся как во внутренней политике, так и во внешних  отношениях, и основанных на легистской философии. Поэтому после падения  Цинь все единодушно осуждали легистскую школу за жестокость и полное пре­небрежение конфуцианскими добродетелями гуманности и справедливости. Император У-ди не только объявил конфуцианство государственным учением. Так, школе легистов пришлось расплачиваться за все грехи циньских правителей. А из всех школ именно конфуцианская и даосская были наиболее далеки по духу от легистской. Вполне естественно, что ситуация склонилась в их пользу.

Политическая  философия даосизма утверждает, что  хорош не тот правитель, который  делает много вещей, но тот, кто делает как можно меньше. Так, совершенномудрый правитель должен пытаться исправить отрицательные последствия «переуправления» своего предшественника. Именно этого и хотели люди в начале Хань, ибо одним из главных недостатков династии Цинь было то, что у нее в руках сосредоточилось слишком много власти.

Даосская философия  вполне соответствовала нуждам первых императоров Хань, политика которых  заключалась в том, чтобы покончить  с последствиями циньского правления  и дать стране оправиться после долгих разрушительных войн. 

     Само  слово «Дао» вовсе не является исключительным достоянием даосизма. Оно принадлежит всей китайской  мысли, и каждый философ древнего Китая видел в нем обозначение  истины или, точнее, правды и праведного пути жизни. В даосизме Дао приобретает значение высшего первопринципа, мировой субстанции, источника бытия всего сущего. Дао – это то, что дается человеку прежде, чем он познаёт сам себя, и Дао есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы уйдем. Что же это? Классики даосской традиции дают по видимости туманный, а по сути очень точный ответ: все то, что существует само по себе, что не порождено людским умствованием и озабоченностью, что не несет на себе печати натуги, напряжения, насилия.

     Мудрость  приверженца Дао – это не знание и не искусство, а некое умение – «не затемнять суетным деланием великий покой бытия». Даосизм - это «путь цельного существования». Такое единство, как и большинство основных понятий даосизма, насквозь парадоксально, и потому даосские учителя молчат, когда у них просят это объяснить. Как сказано в «Дао - дэ цзин», главном каноне даосизма: «Знающий не говорит, а говорящий не знает».

     2. Даосизм как образ жизни

     Главная задача даосской практики психотренинга и психической саморегуляции (так называемой даосской йоги) заключалась не в подчинении человека биологическому началу как таковому, а в выявлении изначально заложенного в нем космического начала и в подчинении психофизиологических процессов всеобщим космическим законам с тем, чтобы устранить все препятствия для их естественного и полнокровного самопроявления и на макроскопическом уровне, в результате чего человек становится равноправным во всех отношениях членом космической триады «небо – земля – человек».

     Соответственно  высшим достижением даосской практики морального и психического самоусовершенствования провозглашалось состояние полной идентичности «истинной сущности» самого человека с истинной сущностью всех вещей и явлений. Эта идентичность рассматривалась не как интеллектуальный синтез субъективности человека и объективности мира вещей и явлений или рациональная идея медиации (посредничества) между ними, а как прямое спонтанное и мгновенное взаиморастворение, иными словами, «прыжок в подлинный первоисточник идентичности», слияние с универсальной первоосновой всего сущего (Дао), которая одновременно является и «истинной природой» каждого человека.

Вместе с тем  даосы выступали против всякого  насилия над человеческой личностью  и считали, что привязанность  к индивидуальному «Я» нельзя подавлять с помощью насильственных методов, поэтому относились к «культуризаторской» миссии конфуцианских правил резко негативно.

Чтобы постичь  принцип всеобщего космического порядка и слиться с ним, действовать  в неразрывном единстве с этим принципом, даосы предлагали просто «забыть» конвенциальные нормы и  условности, и в порыве спонтанного «просветления» идентифицироваться с безусловным Дао. Психотерапевтическая ценность «просветления», по мнению даосов, заключается в его способности примирять противоречия на более высоком уровне сознания, и в этом смысле Дао интерпретировалось ими как путь к более целостной и гармоничной жизнедеятельности человеческой психики, ведущей к слиянию индивидуального потока психики с универсальным Путем вселенной и его функционированию в полном соответствии с всеобщим принципом структурной организации и функционирования космического целого.

     В «Дао дэ цзине» метод психической  саморегуляции характеризуется  следующим образом: «Нужно сделать [свое сознание] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда  все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. [В мире] большое разнообразие вещей, но [все они] возвращаются к своему истоку (то есть к Дао)».

     3. Инь и Янь в учении даосизма

     В выше приведённой цитате из «Дао - дэ цзин» был описан космологический  процесс творения, где есть прямое указание на первичное образование материи от одного к двум. Упоминание двух – это прямая ссылка на первоначальное появление двух начал, инь и ян. Инь – это тёмной, женское, ян - это светлое, мужское начало. Они олицетворяют два типа вселенских сил, воплощённых в пяти элементах, которые в свою очередь составляют суть мира. Так же как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нём. Подобно солнечной и теневой стороне горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена только в тёмные цвета и наоборот. Думать по другому – это значит проявлять безрассудство. Попытка воспринимать жизнь, как нескончаемый поток удовольствий заранее обречена и ведёт к разочарованию. Точно так же невозможно быть стопроцентным мужчиной или стопроцентной женщиной. Это является базовой концепцией даосизма: сбалансированный подход ко всем явлениям природы и корректировка в случае нарушения естественного равновесия. Данную концепцию выражает символ великого предела – тайцзи.

     Даосизм не утверждает, что жизнь изначально безоблачна, а страдание является лишь досадной случайностью. Основа любого жизненного явления – это баланс роста и угасания, радости и печали, приобретения и потери. Именно понимание двойственности всего сущего позволяет жить счастливо и независимо от чёрных и белых полос в жизни.

Существует ещё  одно проявление баланса инь - ян: инь  – это пассивное начало, покой  и рефлексия; ян – это активная и созидательная мощь. В идеале эти силы необходимо уравновесить. Даосы утверждают, что в жизни человека должны чередоваться периоды активности и созерцательного покоя, иначе его деятельность будет неэффективной. Противостояние инь и ян является инициатором процесса перемен и в принципе неразрешимо

Согласно представлениям даосов, личность человека не может быть идентифицирована как постоянная величина, так как человек становится таким, каким его делает непрерывный процесс перемен. 

Информация о работе Политические и социальные предпосылки