Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:29, контрольная работа
В данной контрольной работе была рассмотрена политическая система. Как мы знаем, политика имеет деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших социальных групп.
Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равнодушие к политическим проблемам – явление нечастое, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.
Введение 3
1. Политическая жизнь как система 4
2. Государство – главный институт политической системы 5
3.Политические нормы 7
4. Политические режимы и типы политических систем 9
5. Роль политических партий в политической системе 11
Заключение 13
Список использованных источников 14
Содержание
Введение
1. Политическая
жизнь как система
2. Государство – главный институт политической системы 5
3.Политические
нормы
4. Политические
режимы и типы политических
систем
5. Роль политических
партий в политической системе
Заключение
Список использованных
источников
Введение
В данной
контрольной работе была рассмотрена
политическая система. Как мы знаем,
политика имеет деятельностный характер,
связана с вопросами
Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равнодушие к политическим проблемам – явление нечастое, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.
В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем “политическая система”. О политической системе или о политической организации общества в разных странах и особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые “популисты”. Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.
Политическая
система существует неразрывно с государством,
так как государство является едва ли
не самым главным элементом политической
системы. Возникновение политической
системы практически связано с возникновением
государства вообще, так как с его возникновением
начинается возникновение различных негосударственных
образований.
1. Политическая жизнь как система
Политическая жизнь на первый взгляд кажется нескончаемой цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредсказуемых явлений и событий. Осмыслить ее люди пытались еще в глубокой древности. Однако только в ХХ в. Пришло понимание политики как единого, сложно организованного механизма – политической системы. К ее структурным элементам (компонентам) относятся: 1. организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения). 2. нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции) 3. культурный (политическая идеология, политическая культура) 4. коммуникативный (от лат communicatio – связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).
В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Политическое властвование – это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, договоров и пр.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т.е. политическое управление. Цель его – обеспечить стабильность и развитие общества, придать совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение политической системы как целостного механизма реализации политической власти и политического управления.
Каждый
элемент политической системы
имеет свои особенности и
2. Государство – главный инструмент политической системы
Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с обществом и трактуется как государственно организованное сообщество – союз людей, проживающихся на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается в качестве политической организации, которая отличается от других, скажем, политических партий рядом признаков.
Главная отличительная черта государства – суверенность, т.е. верховная власть внутри страны и независимость в отношениях с другими странами.
Наличие монопольных прав и мощных организационных, финансовых, военных рычагов воздействия на общество ставит государство в особое положение. Оно выступает главным институтом политической системы.
Сегодня к наиболее значимым функциям демократических государств относятся: обеспечение экономического развития, социальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластия( внутренние), а также оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами. Функции, как известно, характеризуют внутреннюю (экономическую, социальную, правовую) и внешнюю политику государства. Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и пр.; социальная функция – в предоставлении социальных гарантий молодежи, престарелым, инвалидам и др.
Следовательно, речь идет вовсе не о грубом вмешательстве государства в повседневную жизнь людей, не о подчинении общества государству, что нередко случалось в истории разных стран. Напротив, обозначенные функции являются своего рода обязательствами государства перед обществом и находят отражение в структуре и деятельности государственного аппарата.
Государственный аппарат – это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.
К государственным органам относятся: законодательные (представительные), исполнительные, судебные. Каждый наделен компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), властными полномочиями (правом действовать от имени государства в пределах своих полномочий) и решает конкретные задачи.
Так, законодательные органы (парламенты: Федеральное собрание в России, Конгресс в США, Национальное собрание во Франции) разрабатывают и принимают законы, нормы которых регулируют общественные отношения и закрепляют государственную политику. Исполнительные органы (правительства) исполняют законы. Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, ведущей надзор за исполнением законов, входят в состав правоохранительных органов.
Исполнительная
власть в рамках своих полномочий осуществляет
все виды деятельности государственного
аппарата: принятие решений, организацию
их исполнения, контроль за выполнением.
Поэтому управленческие органы именуются
государственным аппаратом в узком смысле.
При этом подчеркивается их административный
(исполнительно-
Государство,
являясь главным институтом политической
системы, призвано выражать и защищать
интересы не узкого круга лиц (политические
элиты), а общезначимые социальные интересы
и потребности граждан.
3. Политические нормы
Деятельность политической системы осуществляется на основе определенных норм – правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны и являются правилами политического поведения и воздействия на общество.
О моральных нормах в политике нам многое известно. Правовые нормы закрепляются в законах и подзаконных актах: указах президента, постановлениях правительства, распоряжениях, приказах министерства, ведомств и других исполнительных органах.
Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических документах государства и партий, международных документах.
Разделение норм на правовые и политические является условным, ибо правовые документы в большей? или меньшей степени закрепляют как политику, так и правила политической деятельности. Политико-правовые нормы представлены публичным правом (конституционным, частью административного, финансового, уголовного и международного) при ведущей роли конституции. Конституционные принципы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, являются одновременно основополагающими базовыми ценностями страны. Например, в экономической сфере – это равноправие частной и других форм собственности, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в социальной – социальное обеспечение; в духовной – идеологическое многообразие и пр. В политической сфере к базовым ценностям демократического общества относятся правовое государство, права и свободы человека, парламентаризм, многопартийность и др. Будучи закрепленными на государственном уровне, политические ценности включаются в нормативный компонент политической системы и определяют комплекс органов государственной власти, порядок их образования и полномочия.
Поскольку
законодательные органы занимают особое
место в государственном
Кроме того, нормами публичного права регулируются взаимоотношения внутри государственного аппарата, например между министерствами и ведомствами, должностными лицами и госслужащими.
Политико-правовые
нормы дополняются обычаями и традициями
(от лат. tradition – передача, предание). Они
представляют собой ту часть политического
опыта людей, который передается из поколения
в поколение и приобретает силу общепринятых
неписаных правил поведения. Так, лейбористы
в Великобритании уже более девяносто
лет (партия существует с 1906 г.) строят
свою программу, опираясь на освященную
веками традицию рабочего движения –
быть легальной оппозицией партии консерваторов.
При этом отношения между партиями не
носят характера непримиримой борьбы
добра и зла, а строятся на взаимном признании
прав и законности программных установок
каждой из сторон.
4. Политические режимы и типы политических систем
Взаимодействие всех компонентов политической системы, включая методы осуществления власти, создает определенный политический режим. Известны демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.
Демократический режим признается самым прогрессивным, так как позволяет создать условия для подлинной свободы личности. Он характеризуется следующими признаками: выборность в органы государственной власти; правовое государство; разделение государственных властей на законодательную, исполнительную, судебную; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита; деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства; политический плюрализм; полная гласность; парламентаризм; широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений, демократическая политическая культура.
Авторитарный режим (от лат. auctoritas – власть, влияние) означает сосредоточение власти в руках какого-либо политического лидера или группировки. В условиях такого режима господствует исполнительная власть. Парламент существует как совещательное учреждение при главе государства, который занимает, как правило, все ключевые государственные посты. Основными методами государственной деятельности становятся приказы и команды. В условиях авторитарного режима личность находится в подчинении у властвующей группировки.
Тоталитарный режим (от лат. totalis-весь, полный, целый) представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и др.). Основные признаки этого режима: всесторонний контроль за жизнью общества; отсутствие реальных прав и свобод, демократических организаций; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация жизни общества; господство единой общеобязательной идеологии. Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.