Политическая жизнь как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе была рассмотрена политическая система. Как мы знаем, политика имеет деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших социальных групп.
Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равнодушие к политическим проблемам – явление нечастое, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.

Содержание

Введение 3
1. Политическая жизнь как система 4
2. Государство – главный институт политической системы 5
3.Политические нормы 7
4. Политические режимы и типы политических систем 9
5. Роль политических партий в политической системе 11
Заключение 13
Список использованных источников 14

Работа содержит 1 файл

Политология контр. работа.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение                                                                                                           3

1. Политическая  жизнь как система                                                               4

2. Государство  – главный институт политической системы                       5

3.Политические  нормы                                                                                    7

4. Политические  режимы и типы политических  систем                              9

5. Роль политических партий в политической системе                               11 

Заключение                                                                                                       13 

Список использованных источников                                                             14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В данной контрольной работе была рассмотрена  политическая система. Как мы знаем, политика имеет деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной  власти, политическими интересами больших социальных групп.

Внимание  к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического  участия. Однако полное равнодушие к  политическим проблемам – явление  нечастое, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.

В современных  политических словарях мира вряд ли можно  найти более распространенного  и в то же время более противоречивого  термина, чем “политическая система”. О политической системе или о политической организации общества в разных странах и особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые “популисты”. Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

Политическая  система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. 
 
 
 

1. Политическая жизнь как система

Политическая  жизнь на первый взгляд кажется нескончаемой цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредсказуемых явлений и  событий. Осмыслить ее люди пытались еще в глубокой древности. Однако только в ХХ в. Пришло понимание политики как единого, сложно организованного механизма – политической системы. К ее структурным элементам (компонентам) относятся: 1. организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения). 2. нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции) 3. культурный (политическая идеология, политическая культура) 4. коммуникативный (от лат communicatio – связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).

В процессе взаимодействия всех названных структурных  элементов осуществляется политическая власть. Политическое властвование – это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, договоров и пр.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т.е. политическое управление. Цель его – обеспечить стабильность и развитие общества, придать совместной  деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение политической системы как целостного механизма реализации политической власти и политического управления. 

 Каждый  элемент политической системы  имеет свои особенности и вносит  определенный вклад в осуществление общей цели.  
 
 
 
 
 

2. Государство – главный инструмент политической системы

Понятие «государство» употребляется в  широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется  с обществом и трактуется как  государственно организованное сообщество – союз людей, проживающихся на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается в качестве политической организации, которая отличается от других, скажем, политических партий рядом признаков.

Главная отличительная черта государства – суверенность, т.е. верховная власть внутри страны и независимость в отношениях с другими странами.

Наличие монопольных прав и мощных организационных, финансовых, военных рычагов воздействия  на общество ставит государство в  особое положение. Оно выступает главным институтом политической системы.

Сегодня к наиболее значимым функциям демократических  государств относятся: обеспечение  экономического развития, социальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластия( внутренние), а также оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами. Функции, как известно, характеризуют внутреннюю (экономическую, социальную, правовую) и внешнюю политику государства. Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и пр.; социальная функция – в предоставлении социальных гарантий молодежи, престарелым, инвалидам и др.

Следовательно, речь идет вовсе не о грубом вмешательстве государства в повседневную жизнь людей, не о подчинении общества государству, что нередко случалось в истории разных стран. Напротив, обозначенные функции являются своего рода обязательствами государства перед обществом и находят отражение в структуре и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат – это комплекс государственных  органов и учреждений, посредством  которых осуществляется государственная  власть и государственное управление.

К государственным  органам относятся: законодательные (представительные), исполнительные, судебные. Каждый наделен компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), властными полномочиями (правом действовать от имени государства в пределах своих полномочий) и решает конкретные задачи.

Так, законодательные органы (парламенты: Федеральное собрание в России, Конгресс в США, Национальное собрание во Франции) разрабатывают и принимают законы, нормы которых регулируют общественные отношения и закрепляют государственную политику. Исполнительные органы (правительства) исполняют законы. Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, ведущей надзор за исполнением законов, входят в состав правоохранительных органов.

Исполнительная  власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы именуются государственным аппаратом в узком смысле. При этом подчеркивается их административный (исполнительно-распорядительный) характер.

Государство, являясь главным институтом политической системы, призвано выражать и защищать интересы не узкого круга лиц (политические элиты), а общезначимые социальные интересы и потребности граждан. 
 
 
 
 
 

3. Политические нормы

Деятельность  политической системы осуществляется на основе определенных норм – правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны  и являются правилами политического  поведения и воздействия на общество.

О моральных  нормах в политике нам многое известно. Правовые нормы закрепляются в законах и подзаконных актах: указах президента, постановлениях правительства, распоряжениях, приказах министерства, ведомств и других исполнительных органах.

Политические  нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических документах государства и партий, международных документах.

Разделение  норм на правовые и политические является условным, ибо правовые документы  в большей? или меньшей степени закрепляют как политику, так и правила политической деятельности. Политико-правовые нормы представлены публичным правом (конституционным, частью административного, финансового, уголовного и международного) при ведущей роли конституции. Конституционные принципы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, являются одновременно основополагающими базовыми ценностями страны. Например, в экономической сфере – это равноправие частной и других форм собственности, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в социальной – социальное обеспечение; в духовной – идеологическое многообразие и пр. В политической сфере к базовым ценностям демократического общества относятся правовое государство, права и свободы человека, парламентаризм, многопартийность и др. Будучи закрепленными на государственном уровне, политические ценности включаются в нормативный компонент политической системы и определяют комплекс органов государственной власти, порядок их образования и полномочия.

Поскольку законодательные органы занимают особое место в государственном аппарате, публичным правом устанавливаются  определенные правила проведения избирательных  кампаний. Большое внимание также  уделяется регулированию деятельности исполнительных органов. Гражданин обычно имеет дело не с министрами или депутатами парламента, а с государственными служащими налоговых органов, загсов, работниками отделений милиции и др. Чтобы оградить людей от возможного произвола, политическими нормами определяются границы допустимого поведения представителей власти.

Кроме того, нормами публичного права регулируются взаимоотношения внутри государственного аппарата, например между министерствами и ведомствами, должностными лицами и госслужащими.

Политико-правовые нормы дополняются обычаями и традициями (от лат. tradition – передача, предание). Они представляют собой ту часть политического опыта людей, который передается из поколения в поколение и приобретает силу общепринятых неписаных правил поведения. Так, лейбористы в Великобритании уже более девяносто лет (партия существует с 1906 г.) строят свою программу, опираясь на освященную веками традицию рабочего движения – быть легальной оппозицией партии консерваторов. При этом отношения между партиями не носят характера непримиримой борьбы добра и зла, а строятся на взаимном признании прав и законности программных установок каждой из сторон. 
 
 
 
 
 
 
 

4. Политические режимы и типы политических систем

Взаимодействие  всех компонентов политической системы, включая методы осуществления власти, создает определенный политический режим. Известны демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический режим признается самым прогрессивным, так как позволяет создать  условия для подлинной свободы  личности.  Он характеризуется следующими признаками: выборность в органы государственной власти; правовое государство; разделение государственных властей на законодательную, исполнительную, судебную; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита; деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства; политический плюрализм; полная гласность; парламентаризм; широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений, демократическая политическая культура.

Авторитарный  режим (от лат. auctoritas – власть, влияние) означает сосредоточение власти в руках какого-либо политического лидера или группировки. В условиях такого режима господствует исполнительная власть. Парламент существует как совещательное учреждение при главе государства, который занимает, как правило, все ключевые государственные посты. Основными методами государственной деятельности становятся приказы и команды. В условиях авторитарного режима личность находится в подчинении у властвующей группировки.

Тоталитарный  режим (от лат. totalis-весь, полный, целый) представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и др.). Основные признаки этого режима: всесторонний контроль за жизнью общества; отсутствие реальных прав и свобод, демократических организаций; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация жизни общества; господство единой общеобязательной идеологии. Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.

Информация о работе Политическая жизнь как система