Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие власти……………………………………………………………….4
2. Общество и власть……………………………………………………………6
3. Виды власти………………………………………………………………….11
4. Структура политической власти……………………………………………14
Заключение …………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………….17
Проблемные вопросы.........................................................................................18

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

    Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

    Социальная  власть — это распределение положения  социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

    Политическая  власть — всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.    

    Политическая  власть характеризуется рядом признаков:

    1) легитимностью в использовании  силы в пределах государства;

    2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

    3) публичностью, т. е. всеобщностью  и безличностью, что значит — обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);                  

    4) моноцентричностью, т. е. наличием  единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);                                        

    5) многообразием ресурсов.

    Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений,  во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической  элиты государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические решения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.

    Во-вторых, нормы, определяющие порядок формирования политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества. Так, в феодальном обществе вхождение в политическую элиту было предопределено принадлежностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты-парламента. В основном же в современных демократических странах нормой становится конкурентная борьба на выборах.

    В-третьих, нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации — все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.

    Нормы создаются обоими участникам и властного  взаимодействия, хотя вид закона придают государственные органы.

    Политическая  элита, конечно, может проявить инициативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие может быть обеспечено только силой или угрозой ее применения. Особым видом политической власти является государственная власть. Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять ее нельзя, т.к. насилие и принуждение могут использоваться и не политической властью (деспотизм, терроризм).

    Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные образовательные и просветительские учреждения, а также через средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но к манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

    В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

    По  широте распространения выделяются мегауровень – международные организации (ООН, НАТО); макроуровень – центральные органы государства; мезоуровень – подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах.

    Есть  классификация власти по функциям ее органов: законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авторитарная и т. п. власти.

    Различные общественные власти находятся в  сложном взаимодействии. Многие политологи важнейшей властью считают экономическую власть.

    Политическая  власть, испытывая сильное воздействие со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство подчинять ее своим целям.

    В определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная (например, в период избирательных компаний)

    Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей  при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический строй предполагает разделение властей, а также сфер влияния внутри этих властей. 
 
 
 
 
 

    4. Структура политической власти 

    Политическая  власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних  другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне — властвующие. В политологии их принято обозначать понятием «субъект» (это может быть целый народ, государственный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения – подвластные, подчиненные. Это — объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности.

    Казалось бы, все ясно: субъект – это те, кто властвует, а объект — те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагают власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредованно, через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом — это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это, прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).

    Суть  представительной демократии хорошо выражена в «Декларации независимости США», где «отцы-основатели» Американской республики записали: «Мы считаем самоочевидным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых».

    Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демократических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле («согласие управляемых») выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти.

    Разумеется, в обществах с недемократическими политическими режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии «народ» можно говорить только как об объекте политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.

    Субъект и объект политической власти —  это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое  — ресурсы власти. Речь идет о  тех средствах, с помощью которых  субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Власть  и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

    Классическая  постановка вопроса о власти исходит  из того, что она представляет собою  совокупность политических институтов, посредством функционирования которых  одни социальные группы получают возможность  навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, согласно Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.

    Политическая  власть, охватывая все сферы жизни  и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой этой политики, т.е. власть – первооснова политики. 
 

    Список  используемой литературы 

  1. Барнс. Б. Природа власти. Политология вчера и сегодня. М., 1990.
  2. Белов. Г. А. Политология. М., ЧеРо 1996
  3. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред., Г. В. Полуниной. М., «Акалис» 1996.
  4. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.
  5. Д.П. Зеркин  «Основы политологии» // Изд. «Феникс», Р.-н-Д., 1996.
  6. Р. Т. Мухаев   «Основы политологии» // Изд. «Новая Школа», Москва, 1996.
  7. МГУ им. М. В. Ломоносова   «Основы политологии. Краткий словарь» // Изд. Общества «Знание», Москва, 1993.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Проблемные  вопросы 

    а) Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев политическая власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением  власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, на страхе последних. 

    б) Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

    Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе — юридический.

Информация о работе Политическая власть