Автор: Сергей Смирнов, 02 Сентября 2010 в 13:28, контрольная работа
Политическая власть – центральное понятие политологии. Политическое знание вырастало прежде всего из осмысления сущности, направленности, механизма властных отношений в обществе. Давно подмечено, что при отсутствии или при параличе власти не только увеличивается социальная неупорядоченность, но и снижается уровень защищенности человека, растет неуверенность, беспокойство, напряженность в обществе. Эффект использования власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием – способностью действовать в согласии с интересами или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых, а управленческая эффективность оказывается, таким образом, сопряженной с ее социальной сущностью.
Столкновением в России двух тенденций - за и против разделения властей, по-видимому, и объясняется не вполне четкий, точнее сказать, компромиссный характер формулировки ст. 10 Конституции Российской Федерации. В ней говорится, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется..." (таким образом, одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, т.е. на три власти. Единство власти сочетается с ее разделением на три части. Но, говорится далее, органы каждой из них действуют самостоятельно. Таким образом разделение властей все же выражено и закреплено в ст. 10.
Отчасти эта компромиссность выражена и в построении системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть (без использования этого термина) явно возложена на Федеральное Собрание. Исполнительную власть, как сказано в ст. 110, исполняет Правительство Российской Федерации. Судебная власть (так озаглавлена гл. 7) осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами Российской Федерации. Таким образом, в этих частях Конституции самостоятельность каждой из трех властей и их разделение по горизонтали на федеральном уровне выражены довольно ясно, хотя, может быть, все же недостаточно единообразно и четко. Но Президент Российской Федерации, являющийся главой государства (ч. 1 ст. 89), не является одновременно, как в США, главой исполнительной власти; он, согласно ч. 2 ст. 80, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (т.е. всех трех властей - по горизонтали и всех органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, а также местных самоуправлений - по вертикали), отчасти принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Хотя в тексте ст. 10 не упомянуто разделение властей по вертикали, в гл. 1 (Основы конституционного строя), гл. 3 (Федеративное устройство) и в гл. 8 (Местное самоуправление) оно урегулировано с достаточной для Конституции полнотой. В них зафиксированы и основы взаимодействия между федеральными и региональными (на уровне субъектов Российской Федерации) властями и местным самоуправлением.
Органы входящие в механизм политической власти, закрепляются в ст. 11 Конституции РФ. Статья 11 по своему содержанию непосредственно примыкает к ст. 10, конкретизируя ее положение о разделении властей в Российской Федерации прежде всего по вертикали (а в ч. 1 - и по горизонтали, с перечислением федеральных органов государственной власти).
Часть
1 этой статьи содержит перечень федеральных
органов государственной
В перечне названо не просто Федеральное Собрание, т.е. парламент России, но указаны названия составляющих его двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Последовательность, в которой перечислены эти органы (включая и палаты Федерального Собрания) и которой соответствует последовательность изложения статей и упоминаний о них в последующих главах Конституции, соответствует соотношению полномочий, самостоятельно осуществляемых этими органами.
Есть и некоторое несовпадение в содержании ст. 10, говорящей о разделении государственной власти в Российской Федерации на три власти - законодательную, исполнительную и судебную, с одной стороны, - и ч. 1 ст. 11, перечисляющей не три, а четыре звена в системе федеральных органов государственной власти, с другой. В Конституции законодательная власть (без упоминания этого термина) явно возложена на Федеральное Собрание (в гл. 5), исполнительная власть прямо возложена на Правительство (в ст. 110 гл. 6), судебная власть, названная в заглавии гл. 7, возложена на суды; эта недостаточная точность и неодинаковость в изложении распределения трех властей между соответствующими государственными органами дополняется тем, что о месте органа, названного первым, - Президента Российской Федерации - в системе разделения властей прямо ничего не сказано. Правильно отмечается, что многие конституционные полномочия Президента России обычно бывают присущи исполнительной. Более того, в США, как президентской республике, все полномочия главы государства охватываются понятием исполнительной власти. Но в России исполнительную власть осуществляет Правительство. В результате в России некоторые полномочия, типичные для исполнительной власти и составляющие ее существенную часть, исключены из нее и переданы Президенту как особому органу, что в условиях "полупрезидентской, полупарламентской" республики сужает сферу парламентского контроля над исполнительной властью; под этим контролем, принципиально ослабленным в такой республике, остается лишь та большая часть исполнительной власти, которая предоставлена Конституцией Правительству.
Ряд функций Президента Российской Федерации, как и в других республиках этого типа (например, во Франции), ставят его как бы над другими властями. В ч. 2 ст. 80 именно он провозглашен гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, на него возложено принятие мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, хотя все это функции, исполняемые в пределах своей компетенции также органами законодательной, исполнительной и судебной властей, кроме того, согласно ст. 80, именно Президент России обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Поэтому Президент Российской Федерации назван первым в перечне этих федеральных органов.
Часть
2 ст. 11 Конституции РФ закрепляет характерную
для федерального устройства Российской
Федерации самостоятельность
Конституция
Российской Федерации устанавливает
только некоторые общие правила,
которым должны следовать субъекты
федерации. Они должны решать вопросы
этого рода в соответствии с основами
конституционного строя Российской Федерации
(гл. 1 Конституции) и общими принципами
организации законодательной и исполнительной
власти, установленными федеральным законом.
Заключение
Список литературы