Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:37, контрольная работа
Основой политики является власть. Она способствует удовлетворению целого комплекса интересов, в том числе общих, групповых и частных. В то же время она является объектом борьбы и сотрудничества различных групп, партий, движений, а также индивида и государства. В принципе само понятие “власть” очень широко употребляется в обыденной жизни и в научной литературе, причем в самых различных смыслах. Например, социологи говорят о власти социальной, политологи о власти политической, психологи о власти человека над собой и т.д.
В научной литературе существуют разнообразные определения власти. Каждая из дефиниций акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении власти и связана с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.
1. Понятие и сущность власти. Основные концепции власти.
2. Основания и ресурсы политической власти. Легитимность власти.
3. Проблемы функционирования государственной власти в России.
Одна из современных типологий, которая использует смешанные критерии, была разработана американским социологом О. Тоффлером (р.1928). По его мнению, в современном обществе наблюдается определенное “смещение” власти, так как в нем произошли серьезные изменения в самой системе ресурсов власти. На протяжении веков власть опиралась на три основных властных ресурса – силу, богатство и знания, причем все эти факторы действовали взаимосвязано. В зависимости от того, какой ресурс выходил на первый план, устанавливались различные виды властвования. По Тоффлеру, власть, основанная на силе, представляет собой низший тип властвования и практически изжила себя, несмотря на ее использование в прошлом и настоящем. Власть среднего качества связана с богатством, а власть высшего порядка основывается на знаниях, которые становятся в настоящее время решающим ресурсом власти. Определяющей тенденцией мирового развития является постепенный переход от власти “низшего” качества к власти “высшего” порядка. Таким образом, по мнению Тоффлера, современное общество развивается в направлении “антибюрократических форм власти”.
Легитимность власти.
Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.
Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.
Легитимность может
Исторически сформировались несколько типов легитимности:
Основа – общее понимание норм, установленных законом;
Основа – идеологические ценности;
Основа – традиции, традиционное сознание;
Основа – специфические политические структуры;
Основа – личный авторитет правителя;
Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.
Проблема легитимности –
это в значительной мере проблема
участия общества в управлении государством.
Неспособность системы
Признаками падения
Проблемы функционирования государственной власти в России.
Государственная власть в России играла в истории России двойственную роль. С одной стороны, она превратила Россию в великую державу, при этом перманентно прибегая к антигуманным средствам управления, зачастую от имени народа уничтожая многие тысячи и даже миллионы людей.
С другой стороны, в России
сама государственная власть становилась
непосредственной причиной кризиса
государственности и даже развала
государства. За четыре столетия российская
цивилизация пережила три национально-
Основой любой державности является ставка на силу и экспансию, при этом часто "державный" аппетит превосходит реальные возможности государства, что, в конце концов, подрывает силы нации и вызывает кризис государственности.
Отчужденность общества и
государственной власти, достигающая
своего предела накануне кризиса
российской государственности, во многом
объясняет и то равнодушие, с которым
российское общество воспринимает падение
политических режимов, и ту способность
русских людей отвернуться от
власти в трудную для нее минуту,
и ту их готовность проявить себя самым
неожиданным и радикальным
Как показывает исторический опыт, в тех странах, где государство контролировалось гражданским обществом, развитие шло по наиболее эффективному пути, и политические режимы оказывались наиболее стабильными, потому что при всех кризисах государственная власть могла надежно опереться на социальный фундамент в виде этого общества.
Еще одна особенность государственной власти связана с проведением в России реформ "сверху".
История России - это непрерывный процесс реформ, революций и перестроек, неизменно сопровождавшихся контрреформами и контрреволюциями. В эпоху реформации всегда есть открытые противники преобразований, однако результаты реформ зависят, прежде всего, от реакции на них со стороны управляемых.
Реформы в России задумывались
и проводились "сверху" в специфических
условиях, которые в современной
литературе получили название социокультурного
раскола. Реформаторская элита с
инновационным типом культуры, в
основе которого - критический целерациональный,
технократический стиль мышления, была
больше озабочена целями развития и
его организационными формами, чем
ценностными ориентациями людей. Ей
казалось, что посредством
Большинству русских людей
присущ ценностно-рациональный стиль
мышления и поведения, для них
важны не столько цели и результаты,
сколько смысл преобразований. В
иерархии ценностей русского человека
ведущее место отводится
Поэтому попытки трансформировать основы экономической, социальной и политической жизни России без изменения культуры как духовного кода жизнедеятельности подавляющего большинства ее населения приводили к социокультурному отторжению реформ, по мере того как они создавали ситуацию фрустрации или дискомфорта. Это сопровождалось кризисом государственной власти и заканчивалось контрреформами "сверху" или революциями "снизу".
Контрреформы были реакцией правительства в условиях пассивного общественного противодействия на результаты преобразований и попыткой, чаще всего стихийной, привести их цели и средства в соответствие с социокультурной средой.
Опыт реформ в России и других странах свидетельствует о том, что для успешного их проведения требуется соблюдение, по крайней мере, двух условий.
Во-первых, реформы должны
соответствовать
Во-вторых, реформы могут
успешно проводиться только легитимной
государственной властью, которая
в состоянии согласовать
Эти два условия проведения реформ тесно связаны между собой, поскольку речь идет прежде всего о ценностном обосновании социальных инноваций и реформаторской деятельности самой государственной власти.
Список литературы.