Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:08, реферат
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп
проводить свою волю в политике и правовых нормах. Особенности политической
власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить
политическую волю; охват всего поля политического пространств; наличие
организационных структур, посредством которых субъект политического
волеизъявления осуществляет политическую деятельность; воздействие субъектов
политической деятельности на формирование права, осуществление законности;
обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.
Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов
легитимности и суверенитета.
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп
проводить свою волю в политике и правовых нормах. Особенности политической
власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить
политическую волю; охват всего поля политического пространств; наличие
организационных структур, посредством которых субъект политического
волеизъявления осуществляет политическую деятельность; воздействие субъектов
политической деятельности на формирование права, осуществление законности;
обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.
Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов
легитимности и суверенитета. Легитимность означает признание обществом
законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими
решений. М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества.
Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным
нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней
гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти
подчиненными.
Немецкий политолог М.Хеттих пишет о том, что легитимация - это
правомерное признание политического господства со стороны общества.
Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об
определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют
приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь
основными политическими ценностями.
Как отмечают американские политологи Г.Алмонд и С.Верба, состояние
политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой
легитимности ее политической системы. Политический режим устойчив, если
принимается гражданами в качестве правильной формы правления.
То качественное
состояние, в котором находится
сегодня политическая власть Республики
Беларусь, во многом обусловлено особенностями
политической реформы в годы перестройки.
Поэтому при оценке нынешнего
состояния политической власти нельзя
обойтись без анализа предшествующего
политического периода. Изменения
политической власти в СССР начались
с XIX партконференции, где был поставлен
вопрос о децентрализации властных
структур, введении новых политических
институтов. Однако процесс демократизации
политической системы шел крайне
противоречиво. Переход от административно-командной
модели правления сопровождался
отказом от руководящей роли компартии,
наделением особой властной ролью съезда
народных депутатов, появлением прообраза
парламента и т.д. В то же время
в ряде республик, регионов страны фактически
сохранялась административно-
После путча начался
стремительный развал наднациональных
властных структур. Возникшее Содружество
Независимых Государств (СНГ) уже не являлось
наднациональным государственным образованием.
Изначально СНГ - это своеобразная форма
межнациональной политической координации,
направленной против центра и единого
(унитарного) многонационального государства.
Одновременно Содружество выступило формой
бракоразводного процесса между союзными
республиками. В настоящее время СНГ обладает
в основном совещательно-рекомендательным
статусом, а также координирует некоторые
совместные действия членов Содружества
в военной области, в экономике и др. В
любом случае СНГ даже не конфедерация.
Если говорить о будущности
СНГ, то перспективы здесь еще четко не
определились. Некоторые страны - члены
СНГ высказывают предложения о развитии
СНГ в конфедерацию. Предлагаются и варианты
“малых конфедераций”, т.е. объединение
на подобной основе тех стран, которые
готовы на данном этапе к более тесному
экономическому и политическому сотрудничеству.
Ряд стран категорически не согласны с
идеей создания на базе СНГ конфедеративного
государства. Однако реальностью является
и тот факт, что экономическая взаимозависимость
бывших союзных республик велика и поэтому,
очевидно, поиск интеграционных форм будет
продолжаться. Тем более что уровень развития
стран СНГ, инфраструктуры более “стыкуются”
между собой, нежели с развитыми западными
странами. Следует учитывать также сильнейшую
зависимость стран СНГ от России (энергоносители,
сырье, информация, научный потенциал,
системы и кадры образования и т.п.). Все
это подталкивает к созданию наднациональных
властных структур в какой-либо форме
с оговоренными прерогативами. Тем более,
что вся Западная Европа дает наглядный
урок поэтапной интеграционной политики.
Факторы, тормозящие
интеграционные процессы в СНГ:
- не закончившийся
процесс достижения национальной независимости
и самоутверждения в странах Содружества;
- опасения на предмет
правления “нового центра” и нового закабаления;
- позиция лидеров стран,
партий и национальных движений (особенно
радикальных), отстаивающих идею самостоятельности.
Происходящие в последнее
время изменения в экономических отношениях
стран СНГ (образование экономического
союза, заключение двустороннего экономического
соглашения между Россией и Беларусью,
расширение числа участников Содружества
и т.д.) свидетельствуют об усилении интеграционных
процессов. Не исключено, что будет создан
своеобразный “общий рынок” СНГ. При
таком развитии событий может стимулироваться
политическое, межгосударственное взаимодействие.
На сегодняшний день
приходится констатировать, что становой
хребет наднациональной государственной
власти на огромном геополитическом пространстве
(СССР) сломлен, а возникший вакуум ничем
существенным не заполнен. Следует учитывать
и то, что даже при благоприятных условиях
появления межгосударственных политических
форм взаимодействия стран СНГ будет носить
этапный, постепенный характер. Острой
по-прежнему будет проблема сохранения
суверенитета молодых государств.
Сломленной оказалась
государственность и на уровне конкретных
республик. Ни в одной из стран СНГ пока
нет сформировавшихся, устоявшихся форм
государственной власти. Модели правления,
политические системы в странах СНГ лишь
складываются, апробируются, конституируются.
К примеру, в Беларуси, мы все еще не знаем,
какая Республика у нас будет: президентская
или парламентская, или смешанного типа,
как будут соотноситься различные уровни
государственной власти и т.д. Ситуация
осложняется и тем, что старые властные
структуры разрушены, а новые не созданы
или же не скоординированы между собой
(законодательные и исполнительные ветви
власти и др.). Возник кризис политической
власти.
Отражением кризиса
является и нестабильность политических
режимов в странах СНГ. В постперестроечный
период приходится наблюдать как изменение
политических режимов, так и их смешанный
характер (авторитарно-демократические,
демократическо-авторитарные, авторитарно-национал-
Последние события
в ряде стран СНГ (Россия, Таджикистан,
Грузия и т.д.) свидетельствуют о том, что
возможны самые различные повороты в видоизменениях
политической власти.
Политическая власть
в Беларуси также проходит этапы вызревания.
Политическая система республики в стадии
становления. В отличие от других республик
СССР Беларусь смогла избежать сильных
политических потрясений. Однако размежевания
и противостояния политических сил имелись
и на уровне законодательной власти (парламент),
и в общественно-политической жизни. Подтверждением
тому явились постановка оппозиций вопроса
о референдуме, досрочных выборах в Верховный
Совет Республики Беларусь, разногласия
между спикером и парламентским большинством
и т.п.