Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:54, доклад

Описание работы

Предметом изучения политологии является политическая власть. Политическая власть возникла в обществе, где люди разделены неодинаковым положением и разными интересами.
Политическая власть – это воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств (ресурсов), которыми обладает государство. Это неравенство базируется на определённых основаниях и поддерживается целой системой ресурсов.

Работа содержит 1 файл

реферат политология.docx

— 19.08 Кб (Скачать)

Предметом изучения политологии  является политическая власть. Политическая власть возникла в обществе, где  люди разделены неодинаковым положением и разными интересами.

Политическая власть –  это воздействие на поведение  масс, групп, организаций с помощью  средств (ресурсов), которыми обладает государство. Это неравенство базируется на определённых основаниях и поддерживается целой системой ресурсов.

Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Основания власти – база, источники властвования, на которые опираются субъекты власти для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач.

Основаниями власти в самом  общем виде выступают неудовлетворенные  потребности одних и возможность  их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.

Источники (основания) власти:

- авторитет - власть как  сила привычки, традиций, интернизированных  культурных ценностей;

- сила - «голая власть»,  в арсенале которой ничего, кроме  насилия и подавления, нет;

- богатство - стимулирующая,  вознаграждающая власть, которая  включает и негативные санкции  за некомфортное поведение;

- знание - власть компетентности, профессионализма, так называемая  «экспертная власть»;

- харизма -  вождистская  власть, построенная на обожествлении  лидера, наделении его сверхъестественными  способностями;

- престиж - отождествляющая  (идентифицирующая) власть и пр.

Проблема оснований власти тесно связана с природой подчинения или, другими словами, мотивацией подчинения. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней  привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом  власти. Все эти мотивы существенно  влияют на силу власти, то есть способность  ее субъекта влиять на объект.

Сравнительно безболезненно  воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Она - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильной является власть, построенная  на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному  выполнению распоряжений, делает излишним применение негативных санкций.

Одной из наиболее благоприятных  для власти мотиваций подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя.

Особо следует остановиться на аргументации положения о том, что властные отношения — это  не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них  разные.

Власть основана на использовании  различных методов и средств, получивших название ресурсы власти.

 Ресурсы власти –  это реальные и потенциальные  средства, которые могут быть  использованы для укрепления  власти. Ресурсы власти разнообразны:

1. Экономические ресурсы  – Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти проводить экономическую политику, направленную на повышение благосостояния своих граждан, дифференцируя степень их оплаты.

2. Социальные ресурсы  – совокупность социальных благ, статусов, областей социального  назначения, которые являются средствами  удовлетворения потребностей людей; это мероприятия, направленные на изменение статуса социальных групп и отдельных индивидов. Включают такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т.п.

3. Культурно-информационные  ресурсы – знания и информация, а также средства их получения  и распространения: институты  науки и образования, средства  массовой информации и другие. Культурно-информационный ресурс  имеет все более возрастающее  значение, поскольку через ежедневно  получаемую информацию формируется  общественное мнение, обеспечивающее  или препятствующее выполнению  властных распоряжений государства. 

4. Административно-силовые  ресурсы – это совокупность  властных учреждений, обеспечивающая  внутреннюю и внешнюю безопасность  государства: армия, полиция, службы  безопасности, суд, и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества, свободы, то есть высших ценностей. Государство, даже самое демократическое, представляет собой во многих отношениях механизм принуждения.

5. Юридические ресурсы  - инструкции, постановления, указы,  не охваченные действующим законодательством.  Сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, оперативные  постановления судебных и исполнительных  органов. 

 Специфическим ресурсом  является сам человек – демографические ресурсы. Люди – универсальный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель матер. благ (эк.ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т. д. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Использование ресурсов власти приводит в движение всю ее структуру, делает реальностью властный процесс. Как уже отмечалось, ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно - это приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение.


Информация о работе Политическая власть