Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:28, контрольная работа
Вопрос №1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки.
Вопрос № 3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра
менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
ВАРИАНТ
№ 13
Выполнил студент 2 курса:
Елфимов Р.А.
«Менеджмент организации»
Проверил:
Новороссийск
2011 г.
Вариант
13. Политическая власть.
Вопрос
№1. Политическая власть, ее сущность и
отличительные признаки.
Политическая власть является важнейшим элементом политической жизни общества, однако не исчерпывает ее. Политическая жизнь общества складывается из политической деятельности различных социальных сил. При этом каждая из них старается реализовать свои политические интересы. Соотношение власти и политики носит диалектический характер. С одной стороны власть является средством осуществления политики, с другой – выступает ее первоосновой. Политика – это регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть.
Политическая власть – это реальная способность данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм. В каком-то роде власть представляет собой принуждение человека к деятельности вопреки его воли. В отличие от государственной власти политическая власть реализуется не только государственным аппаратом и его подразделениями, но и через деятельность политических партий, а также различных общественных организаций: профессиональных союзов, общественных фондов и движений, различных творческих организаций и т.д.
Политическая власть обладает рядом особенностей. К ним относятся:
- право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;
-наличие единого центра принятия решений;
-выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных социальных групп;
-обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;
-целенаправленное использование средств массовой информации для формирования общественного мнения.
Социальными
предпосылками власти можно считать
групповые, сословные, или классовые различия
между людьми, обусловленные разделением
труда, отношениями собственности и т.д.
Вопрос
№ 2. Структура и ресурсы
Из множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение М.Вебера, согласно которому власть – это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли.
В зависимости
от степени вовлеченности
Субъекты политической власти воплощают в себе активное волеизъявляющее начало, являются ее непосредственными носителями и творцами. Отличительные особенности субъекта политической власти – его стремление к власти как к средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д., а также способность своевременно принимать правильные политические решения, чувство ответственности за последствия проводимой политики, политическая мудрость.
Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия. При этом данные действия могут соответствовать или не соответствовать их подлинным интересам.
Политическая власть обладает всеобщностью в том смысле, что присутствует во всех видах деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов. Вместе с тем политика реализуется через политические отношения, политические институты, и политическую идеологию.
Известно, что идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теория только в ХVIII веке. Классическую же формулировку данная теория получила в трудах Ш.Л.Монтескье. По его утверждению, чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую. В соответствии с современным представлением о принципе разделения властей – для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власти. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий одной из сторон. Реальным примером выступает опыт США.
Вместе с тем существенное значение имеет разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали – на общенациональную, или центральную, региональную и местную.
По форме проявления власти обычно выделяют влияние, принудительный контроль и господство. Господство – это форма власти, при которой приказы ее субъектов эффективны именно по тому, что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными и законными, т.е. легитимными. Необходимо также отметить тот факт, что любая власть может существовать именно в случае добровольного или вынужденного согласия, готовности к повиновению, т.е. легитимности. М.Вебер выделял три вида легитимного, или основанного на законе, господства – традиционное, рационально-легитимное и харизматическое. Традиционная форма основывается на вере, что институт господства определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него власти и т.д.
Рационально-легитимное господство основывается на предположении, что существующая политическая система, атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам, например, вследствие победы на выборах.
Харизматическое
господство отличается от остальных
тем, что опирается на бессознательную
веру масс в исключительные личностные
качества вождя, его «ауру», его обладание
некими выдающимися качествами.
Вопрос
№ 3. Используя классификацию типов легитимного
политического господства М.Вебера, охарактеризуйте
последовательно основные периоды российской
политической истории.
Давайте кратко повторим еще раз, каким образом М.Вебер выделял три вида легитимного господства.
Традиционная форма - когда власть основана на традициях, например, монархия. Второй формой является рационально-правовая, т.е. установленная легально, например, в результате победы на выборах. Харизматическое господство отличается от других тем, что опирается на «слепую» веру масс в выдающиеся личные качества политического вождя.
По моему личному убеждению, характер основных периодов Российской политической истории невозможно определить без сопоставления с некоторыми характеристиками политической психологии. Именно наличие в политической психологии медленно меняющихся элементов таких, как личность и социальная группа, позволяет говорить о ее исторических и национальных типах. Выделим некоторые особенности российской политической ментальности:
- придание
особого значения
- высокий уровень ожиданий от государства, от которого требуется выполнение функций не регулировщика, но попечителя, заботливого устроителя судеб граждан;
- персонализация
государственной власти, признание
единоличной воли правителя (
- отказ
от личной политической
- выражение коллективистских (общинных) начал жизнеустройства в категориях соборности, интернационализма, мировой солидарности трудящихся;
- высокая
степень терпимости к
- пренебрежение
формально-правовым способам
Все эти типические черты отечественной политической психологии легко увязываются с историко-географическими особенностями развития российского общества: необъятными размерами территории, пестрым этническим составом населения, необходимостью сильного централизованного государственного начала, общинным укладом жизни основной массы населения, срединным расположением России на стыке восточной и западной цивилизаций и пр.
Необходимо подчеркнуть, что господство всех трех видов признается законным, т.к. основывается на обыденном представлении, что всякая власть – от Бога, либо заложена основателями династии, либо соответствует естественному закону, волеизъявлению граждан. Иными словами, традиционная и рационально-легитимная власть в определенной мере тоже имеют харизматическую основу, т.е. основываются на вере в нечто из ряда вон выходящее, сакрализованное. Разница только в том, что в случае харизматической власти эта связь имеет прямой, а не опосредованный характер.
Сопоставив
психологические особенности
Современный период (с 1991 года по настоящее время) можно охарактеризовать как Рационально-легитимное господство. Но слепая вера в «доброго царя» продолжает жить в каждом из большинства граждан России. По этой причине мы ждем позитивных изменений в нашей социальной обыденности и не прилагаем никаких собственных усилий для того, чтобы что-то изменить.