Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:41, реферат

Описание работы

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядовающий соц. отношения и поведение индивида.

Работа содержит 1 файл

Политическая власть.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

      Политическая власть - это специальный  социальный институт, упорядовающий  соц. отношения и поведение  индивида. П.В. - определяющее воздействие  на поведение масс, групп, организаций  с помощью средств, которыми  обладет гос-во. В отличие от  нравственной и семейной власти П.В. носит не личностино-непосредственный, а общественно-опосреднованный хар-р.  П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правит-во, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В.  мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. 

                Воля к власти у одних дополняется  потребностью   других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. 

                Основными компонентами власти  явл-ся: ее субъект, объект. ср-ва (ресурсы) и процесс ,приводящий  в движение все ее эл-ты и  хар-щийся мех-мом и способами  взаимодействия субъекта и объекта.  Субъект власти  воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. 

                Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый хар-р: ее первичными субъектами являются  индивиды, вторичными - политические орг-ции, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь   народ,- политические элиты и лидеры.  Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, наприме, лидеры нередко отрываютя от  масс и даже от приведших их в власти партий. 

                Субъект опрделяется содержанием  властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подрузумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, хар-ра содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего эл-та власти. 

                Объект власти.  Власть - всегда  двустороннее, асимметричное, с доминированием  воли властителя взаимодествие  ее субъекта и объекта. Она  невозможна без подчинения  объекта.  Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает   ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта  властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражясь, чем жить на коленях”. 

                Масштабы отношения объекта к  субъекту властвования простираются  от ожесточенного сопротивления,  борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политичекого властвования определяются прежде всего политической культурой населения. 

                Понятие ресурсов власти. Важнейшей  социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”.  Т.о. ресурсы власти - это все те средства , использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы предстваляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо ср-ва, способные повлиять на внутрений мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь ( оружие, карательные органы в целом). 

                Ресурсы, наряду с субъектом  и объектом, выступают одним из  важнейших оснований власти. Они  могут использоваться для поощрения,  наказания или убеждения. 

                Структурные основания П.В. -  законы, суд, госуд.  аппарат,   отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антрополигическим принцпом, выделяют такие типы оснований П.В. как страх, интерес, убеждение.    

                Виды власти.  Особенности различных эл-в власти - субъекта , объекта, ресурсов - могут истользоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается , на экономическую, социальную, духовно-информационнцю, принудительную ( которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова. 

                В зависимости от субъектов  власть делится на госуданственню, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - междун. орг-ции, Н: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные оргаы гос-ва; мезоуровень - подчиненные центру орг-ции ( областные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных орг-ях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов:  например, законадательная, испольнительная и  судебная власти гос-ва; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти. 

Взаимодействие  политической и других властей. 

                Политическая власть хар-ся рядом  отличительных признаков: 

легальностью  в использовании силы в пределах гос-ва; 

верховенством, обязатьностью решений для всякой иной власти. П. В. может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений ии же вовсе ликвидировать их; 

публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это  означает, что политическая влась  в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам; 

моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти эк-ая, соц-ая и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом общ-ве существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.; 

многообразием ресурсов. П.В., и особенно гос-во, использует не только принуждение, но и эк-кие, соц-ые и культурно-информационные ресурсы. 

                Слияние политической, эк-кой, соц-ой  и духовно-информ-ой властей при  командной роли политики наблюдается  в тоталитарный гос-х. Демократический  же строй предполагает разделение  как самих этих властей, так  и каждой из них: в эк-ке - наличие множества конкурирующих центров влияния , в политике - разделение власти между гос-вом, партитями и группами интересов, а также самой гос-ой власти на законодательную, исполнит-ю и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-инф-ный плюрализм. 
 
 
 

РАБОТА ДОБАВЛЕНА  В КОЛЛЕКЦИЮ: 18 НОЯБРЯ 2002

Информация о работе Политическая власть