Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:40, курсовая работа
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Введение………………………………………………………………….. стр. 3
1. Механизм и процесс развития власти ……………………… стр. 4
2. Власть как общественное явление…………………………. стр. 7
3. Легитимность власти………………………………………… стр. 14
4. Виды власти: традиционная, харизматическая
и рационально-правовая…………… стр. 15
5. Государство как инструмент власти……………………....... стр. 18
6. Структура политической власти
6.1 Источники и составные элементы власти………….. стр. 20
6.2 Теория разделения властей………………………….. стр. 23
6.3 Ресурсы власти…………………………………….. стр. 27
7. Какой должна быть власть в России……………………...... стр. 29
Заключение…………………………...…………………………………... стр. 30
Список использованной литературы……………………...……………. стр. 31
П
Л А Н
Введение…………………………………………………………
1. Механизм и процесс развития власти ……………………… стр. 4
2. Власть как общественное явление…………………………. стр. 7
3.
Легитимность власти……………………………
4. Виды власти: традиционная, харизматическая
5. Государство как инструмент власти……………………....... стр. 18
6. Структура политической власти
6.1 Источники и составные элементы власти………….. стр. 20
6.2 Теория разделения властей………………………….. стр. 23
6.3 Ресурсы власти…………………………………….
7. Какой должна быть власть в России……………………...... стр. 29
Заключение…………………………...…………………
Список
использованной литературы……………………...…………….
стр. 31
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.
Власть
появилась с возникновением человеческого
общества и будет в той или
иной форме всегда сопутствовать
его развитию.
Наиболее перспективным и обоснованным, на мой взгляд, представляется тот подход к изучению феномена власти, согласно которому власть в социуме может быть определена скорее как регулятор общественных отношений, механизм тотального социального общения, когда каждый связан с каждым, как своего рода способ человеческой самоорганизации и принцип коллективного саморегулирования.
Аристотель отмечал, что политика — это упорядоченное общение людей, становящихся «политическими» в силу гармонизации отношений между социальным «целым» и его отдельными «частями», где обязательно присутствует регулирующее начало или властный механизм. В отличие от достаточно простых отношений «господской власти» (господина и раба, мужа и жены, отца и детей), Аристотель власть публичную (общественную) считал наиболее совершенной и имеющей самую сложную структуру.
Механизм власти имеет сложную, иерархическую структуру, в которой формальным первичным «субъектом» и источником власти выступает народ, передающий властные функции своему официальному представителю, т.е. опосредующему их агенту — государству. Государство, в свою очередь, распределяет полномочия среди «носителей» по «горизонтали» и по «вертикали» с тем, чтобы управлять населением страны от имени всего общества. Именно такой формально-юридический механизм заложен и в систему политической власти России, определенный статьей Конституции, которая звучит так: «1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. 2) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Однако реальным носителем власти, как правило, являются элита и бюрократия, а также различные группировки правящей элиты, между которыми распределяются «сферы» властных функций и полномочий и «зоны» контроля над ресурсами общества.
В современным условиях идет процесс развития власти, в котором можно выделить ряд главных тенденций.
Первая
тенденция заключается в усилен
Вторая
тенденция проявляется в возрас
Третья
тенденция проявляется в высоки
Четвертая тенденция. Как правильно было замечено, злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в странах Восточной Европы и в России. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти.
Пятая
тенденция отражает негативный процесс
нарастания конфликтности
между различными ветвями
власти. Эта тенденция отрицательно
воздействует на столь желательную для
всех стран экономическую и политическую
стабильность. Россия последних лет дает
многочисленные иллюстрации действия
данной тенденции.
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи — о власти социальной, экономисты — о власти хозяйственной, юристы — о государственной власти, политологи — о политической власти, естествоиспытатели — о власти над природой, психологи — о власти человека над самим собой, родители — о семейной власти, богословы — о власти от Бога и т. д. и т.п.
Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия.
Власть
в общем смысле есть способность
и возможность оказывать
Власть иногда отождествляют с ее орудиями — государством, с ее средствами — управлением, например, с ее методами — принуждением, убеждением, насилием. Некоторые авторы проводят знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и отличается от власти принципиально.
Сама власть выступает в виде управления, управление — в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Б. Краснов: «Управление шире, чем власть». Власть — элемент управления, источник силы управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность.
Одно из наиболее распространенных представлений о власти — понимание ее как принуждения. Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо субъекта, было бы нелепо. Вместе с тем считаю, что сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно.
Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти, формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли множеств в одном субъекте. Однако политическая власть не тождественна любой общественной власти.
Политическая власть существовала, как известно, не всегда. В примитивных обществах, т.е. в обществах, социально не структурированных, общая власть еще не носит политического характера, так как нет проблем, которые вызывают к жизни политику, — проблем достижения согласия. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой.
Конечно, каждая форма проявления власти заслуживает внимания и изучения. И этим занимаются соответствующие научные дисциплины. Политологию же интересует политическая власть, являющаяся, как уже было отмечено, ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем - экономической, социальной, духовной и др. К понятию «политическая власть», конечно, применимо общее, приведенное выше определение власти как таковой, как широкого понятия, имеющего многочисленные формы проявления. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:
- верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
- всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть
- легальность в использовании силы и других средств властвования
-моноцентричность, т.е. существование общегосударственного
центра (системы властных органов) принятия решений;
-широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Информация о работе Политическая власть: сущность, формы организации и проявления