Политическая власть. Легитимность политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:14, контрольная работа

Описание работы

Политическая власть – совокупность механизмов и средств воздействия политических субъектов на поведение индивидуумов и социальных групп с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле

В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти.

Работа содержит 1 файл

политология реферат 1.docx

— 27.53 Кб (Скачать)

Лихно Екатерина Владимировна

гр.ЗТуп 3-1

 

 

Политическая  власть. Легитимность политической власти.

 

Политическая  власть – совокупность механизмов и средств воздействия политических субъектов на поведение индивидуумов и социальных групп с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле

 

В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти.

В качестве субъектов власти могут  выступать государство и его  отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся как индивиды, так и  социальные группы, а также большие  массы людей – население той  или иной территории или целого государства.

 

Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д.

 

Среди отличительных признаков  политической власти выделяют:

1) легальность использования силы в пределах государства, то есть обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории;

2) верховенство, то есть обязательность ее решений для всех индивидов и            институтов в пределах данной территори. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

3) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

4) моноцентричность, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Нарушение принципа моноцентричности власти может привести к катастрофическим для общества последствиям. Так случилось, например, в нашей стране после февральской революции 1917 года, когда противостояние Временного правительства и советов привело сначала к дестабилизации и дезорганизации всей общественной жизни, а в итоге к установлению тоталитарного режима.

 

Главным же признаком политической власти по отношению к другим ее разновидностям выступает то, что  она может использовать все многообразие ресурсов, не только принудительных и правовых, но и экономических, социальных, культурно-информационных, демографических.

 

Экономические ресурсы, прежде всего  собственность и деньги,  всегда были важнейшими ресурсами любой  власти. В средневековом феодальном обществе государственная власть для  достижения своих целей широко использовала важнейший в то время ресурс земельной  собственности. В Московской Руси дворянство было сословием, состоящим на государственной  службе, платой за которую являлись поместья. Еще более универсальным  экономическим ресурсом были и остаются деньги. Без них в современном  обществе невозможно ни овладеть властью, ни успешно ею распоряжаться.

Социальные ресурсы власти –  это ее способность менять при  помощи различных рычагов, включая  и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей. Например, в  первые годы существования коммунистического  режима в нашей стране социальный статус интеллигенции был невысок. Впоследствии были предприняты меры к повышению престижа интеллектуального  труда и повышению статуса  связанных с ним общественных групп, поскольку возникла необходимость  социально-экономического развития Советского Союза.

Весьма разнообразными являются культурно-информационные ресурсы. Наряду с собственно информацией, без которой невозможно сегодня  функционирование любой общественной структуры, к культурно-информационным ресурсам относятся разнообразные  научные знания, идеи, духовные ценности. Примеры того, как власть может  использовать все эти ресурсы, легко  найти в истории любой, в том  числе и нашей, страны. Зададимся  вопросом: почему в Советском Союзе  почти ничего не сообщалось о железнодорожных  и авиационных катастрофах, о  разрушительных стихийных бедствиях? Делалось это сознательно, для того чтобы сохранять в обществе спокойствие  и стабильность, доверие к существующей системе власти. Коммунистический, также как и любой другой тоталитарный режим, дозировал информацию о событиях в стране и в мире, ограничивал  доступ населения к таким знаниям, которые могли поставить под  сомнение господствующие идейно-политические принципы.

К силовым ресурсам относятся средства насилия и принуждения, включая  оружие, а также государственные  институты с этим принуждением связанные: армия, полиция, служба безопасности, тюрьма и т.д.

Демографические ресурсы – это  сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования  демографических ресурсов является подбор и расстановка кадров в  разных сферах общественной жизни, в  том числе в структурах власти и управления.

Правовые ресурсы – это законы и другие нормативные акты (указы  президента, распоряжения правительства  т.д.), которые используются властью  в процессе своего функционирования.

В зависимости от того, какой из ресурсов субъект использует для  воздействия на объект, выделяют различные  виды власти. Можно говорить об экономической власти, которой обладают те, у кого есть деньги или собственность по отношению к тем, у кого денег и собственности нет. Так, любой работодатель обладает некоторой степенью власти по отношению к наемному работнику.

 

Одним из основных специфических  свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой  форму поддержки, оправдания правомерности  применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами  и институтами.

Этимологически слово  «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis — законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом.

В истории политической мысли  высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности  легитимации власти. Так, ученые, стоящие  на антропологических позициях и  платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в  человеческом обществе наличествуют некие  абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражданам  возможность поддерживать власть.  

 В то же время  немало ученых полагает, что как  раз отсутствие таких общих  для всех идей в сегментированном  обществе является причиной невозможности  возникновения легитимности. Так,  по мнению австрийского ученого  Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционирования политического режима».

Иной подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель  Э. Берк, который разделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал ее только с конкретным режимом, с конкретными гражданами. По его мнению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному конструированию легитимности.

Источники легитимности в  настоящее время в политической науке принято более конкретно  подходить к понятию легитимности, фиксируя значительно более широкий круг ее источников и форм. Так, в качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких  слоев населения, является самой  заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения  к политике властей и признание  им правомочности правящей элиты  формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного  мнения. Одобрение и поддержка  населением властей связаны с  разнообразными политическими и  гражданскими традициями, механизмами  распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых  «верхами» и «низами» ценностей, определенной организацией государства  и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.

В то же время легитимность может инициироваться и формироваться  не населением, а самим государством (правительством) и политическими  структурами (проправительственными  партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая  легитимность базируется уже на праве  граждан выполнять свои обязанности  по поддержанию определенного порядка  и отношений с государством. Она  непосредственно зависит от способности  властей, элитарных структур создавать  и поддерживать убеждения людей  в справедливости и оптимальности  сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения. Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают  институциональные и коммуникативные  ресурсы государства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачиваются  излишней юридизацией, позволяющей, в  конечном счете, считать любое институционально и законодательно оформленное правление  узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом, легитимность, по сути, отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью  государственной власти и закрепленностью  ее существования в обществе.

Легитимность может формироваться  и внешними политическими центрами — дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность  политической поддержки часто используется при выборах руководителей государства, в условиях международных конфликтов.

Категория легитимности применима  и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных  органов государства.

Иными словами, и внутри государства  различные политические субъекты могут  обладать разным характером и иметь  разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт президента в Югославии  пользуется широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждается на международной  арене, где многие страны признают Милошевича военным преступником. Или наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. Так, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и негативно относиться к деятельности представительных органов. Таким образом, легитимность может обладать различной интенсивностью, давая возможность устанавливать иерархические связи между отдельными политиками и органами власти.

 

Многообразие возможностей различных политических субъектов  поддерживать систему правления  предполагает столь же разнообразные  типы легитимности. В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с  точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

— традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей  в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем  или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при  наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или  иной формы правления создает  эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость;

— рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех  рациональных и демократических  процедур, на основе которых формируется  система власти. Данный тип поддержки  складывается благодаря пониманию  человеком наличия сторонних  интересов, что предполагает необходимость  выработки правил общего поведения, следование которым и создает  возможность для реализации его  собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет  по сути дела нормативную основу, характерную  для организации власти в сложно организованных обществах. Люди здесь  подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. При этом содержание правил и институтов Может  динамично меняться в зависимости  от изменения взаимных интересов  и условий жизни;

— харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей  в признаваемые ими выдающимися  качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного  исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям  и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль  и методы его правления. Эмоциональный  восторг населения, формирующий  этот высший авторитет, чаще всего возникает  в период революционных перемен, когда рушатся привычные для  человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает  веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Информация о работе Политическая власть. Легитимность политической власти