Политическая власть как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данного реферата является анализ социологических моделей политической власти.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной тематике.
2. Провести анализ политической власти как социального феномена.
3. Выявить специфику политической власти как социологической категории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 4
1.1. Сущность и происхождение политической власти. 4
1.2. Социологические концепции политической власти. 7
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ.. 11
2.1. Структура политической власти. 11
2.2. Специфика функционирования политической власти. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН.docx

— 22.67 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ. 

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 4

1.1. Сущность  и происхождение политической  власти. 4

1.2. Социологические  концепции политической власти. 7

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА  ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ  КАТЕГОРИИ.. 11

2.1. Структура  политической власти. 11

2.2. Специфика  функционирования политической  власти. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

 

ВВЕДЕНИЕ

К числу  базовых, основополагающих понятий  политической науки относится категория  политической власти. Без данного  понятия невозможно объяснить содержание и закономерности политической деятельности, осуществление государственной  политики. По своей сути она играет роль своеобразного стержня, который  скрепляет воедино все элементы общества, придает ему целостность  и устойчивость. Ослабление, либо деформация политической власти неизбежно грозит обществу тяжелыми последствиями –  экономическим хаосам, разгулом преступности, кровавыми эксцессами.

Политические  знания – жизненная необходимость  для каждого гражданина. Цель работы состоит в том, чтобы вооружиться  необходимыми знаниями и вполне достоверными о политических общественных процессах, научиться самостоятельно ориентироваться в сложной политической ситуации.

Целью данного  реферата является анализ социологических  моделей политической власти.

Задачи:

1. Проанализировать  литературу по данной тематике.

2. Провести  анализ политической власти как  социального феномена.

3. Выявить  специфику политической власти  как социологической категории. 

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  понятие «власть» в обыденной  жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса  обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики  и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного  и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого  необходимо исследование власти на самых  разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений  и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной  задачей фундаментальной политологии.

Первые  попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет  закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, на подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории.

Концепция власти - одна из ведущих теоретических  концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию  механизма деятельности государства  и политической системы.

Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как 2не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение [кого-то или чего-то]». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия».

В данной работе рассматриваются генезис  власти, основные компоненты и способы  функционирования этого феномена.  

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 

1.1. Сущность  и происхождение политической  власти 
 

Власть  появилась с возникновением человеческого  общества и сопутствовала его  развитию, что нашло отражение  в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом  ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого  знания и представляли собой элемент  целостного мифологического мировоззрения. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении  существующих отношений власти и  порядка. Согласно этим мифам, космос в  отличии от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.

Вместе  с тем, в древней мифологии  различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи  божественного начала с земными  отношениями. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными  силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа.

В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями  древних египтян и греков боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными  правителями и законодателями, верша  земные дела.

Божественный  характер власти, правила поведения, законы - всё это по тогдашним  воззрениям соответствовало божественному  порядку справедливости, получившего  позднее формулировку как «теория  естественного права».

Рационализация  политических представлений, наблюдаемая  в I тысячелетии до н.э., означала отход  от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.

Весьма  радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является полития, в котором большинство правит в интересах общей пользы. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.

В Древней  Руси проблемы единовластия князя, социальной базы его власти находят освещение  в наиболее известных литературных источниках, как «Повесть временных  лет», «Новгородская летопись», «Русская правда» и др.

Важной  проблемой более позднего времени  была борьба за верховность власти между церковной властью и  светской. Отрицание божественного, сверхприродного происхождения власти, святости её институтов, низведение их до уровней земных, обыденно-житейских дел, до «грешной» природы человека выступала для мыслителей Возрождения как оружие в борьбе за автономизацию социально-политического процесса, входило в комплекс основных идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований, исследовал всласть как отношение властвующих и подвластных, её устройство, учреждение законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне умеренной республики, или «смешанной» формы государства, которая сочетает демократический, аристократический и монархический элементы власти и является более прочной по сравнению с «простыми» формами.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Целью данного реферата выступал анализ социологических  моделей политической власти.

Были  реализованы следующие задачи:

1. Проанализировать  литературу по данной тематике.

2. Провести  анализ политической власти как  социального феномена.

3. Выявить  специфику политической власти  как социологической категории. 

И в  заключении необходимо отметить, что  во взаимодействии различных властей  в обществе имеет место так  называемый куммулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.

Разделение  властей и разграничение их компетенции  в различных странах имеют  свою специфику. Однако общим для  всех демократических государств является правило, согласно которому три ветви  власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.

Поэтому в рамках единой целостности власти государства необходимо разграничение  властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.

Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта позволяют  охарактеризовать общее назначение и место каждой ветви власти.

Законодательная власть основывается на принципах конституции  и верховенства права, формируется  путём свободных выборов. Законодательная  власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней  политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для  всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной  власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные  органы находятся под контролем  избирателей посредством системы  народного представительства и  свободных демократических выборов  и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными.  

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность. 1996. №5.

2. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1996. № 5.

3. Куколеев И.В. Трансформация политических элит // Общественные науки и современность. 1997.№ 4.

4. Лапин  Н.И. Ценности, группы интересов  и трансформация российского  общества // Социс. 1997. № 3.

5. Лоббизм:  этапы большого пути // Социс. 1995. № 3, 4.

6. Перегудов  С., Семененко И. Лоббизм в политической  системе России // Мировая экономика  и международные отношения. 1996. №  9.

7. Шлшттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2.

8. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1997.

9. Пугачев  В.П., Соловьев А.И. Введение в  политологию. М., 1996.

10. Ачкасов В.А., Елисеев СМ., Ланцов С.А. Легитимность власти в постсоциалистическом российском обществе. М., 1996.

11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

12. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

Информация о работе Политическая власть как социальный феномен