Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:43, курсовая работа
Целью данного реферата является анализ социологических моделей политической власти.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной тематике.
2. Провести анализ политической власти как социального феномена.
3. Выявить специфику политической власти как социологической категории.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 4
1.1. Сущность и происхождение политической власти. 4
1.2. Социологические концепции политической власти. 7
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ.. 11
2.1. Структура политической власти. 11
2.2. Специфика функционирования политической власти. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 4
1.1. Сущность и происхождение политической власти. 4
1.2. Социологические концепции политической власти. 7
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ.. 11
2.1. Структура политической власти. 11
2.2. Специфика функционирования политической власти. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19
ВВЕДЕНИЕ
К числу базовых, основополагающих понятий политической науки относится категория политической власти. Без данного понятия невозможно объяснить содержание и закономерности политической деятельности, осуществление государственной политики. По своей сути она играет роль своеобразного стержня, который скрепляет воедино все элементы общества, придает ему целостность и устойчивость. Ослабление, либо деформация политической власти неизбежно грозит обществу тяжелыми последствиями – экономическим хаосам, разгулом преступности, кровавыми эксцессами.
Политические знания – жизненная необходимость для каждого гражданина. Цель работы состоит в том, чтобы вооружиться необходимыми знаниями и вполне достоверными о политических общественных процессах, научиться самостоятельно ориентироваться в сложной политической ситуации.
Целью данного реферата является анализ социологических моделей политической власти.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной тематике.
2. Провести
анализ политической власти
3. Выявить
специфику политической власти
как социологической категории.
Актуальность
данной тематики обусловлена тем, что
понятие «власть» в обыденной
жизни и в научной литературе
употребляется в разных смыслах.
При глубоком рассмотрении вопроса
обнаруживается, что понятие «власть»
не может быть полностью раскрыто
лишь с точки зрения экономики
и политики, права и морали, представляющих
отдельные аспекты такого многослойного
и в то же время целостного феномена,
каким является власть. Для этого
необходимо исследование власти на самых
разных уровнях её функционирования
в обществе, истории и культуре.
Разгадка парадоксов властных отношений
и приращение всякого нового знания
о природе власти и механизмах
властвования является едва ли не главной
задачей фундаментальной
Первые
попытки разобраться в
Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, на подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории.
Концепция власти - одна из ведущих теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства и политической системы.
Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как 2не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение [кого-то или чего-то]». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия».
В данной
работе рассматриваются генезис
власти, основные компоненты и способы
функционирования этого феномена.
ГЛАВА
I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ
ФЕНОМЕН
1.1. Сущность
и происхождение политической
власти
Власть
появилась с возникновением человеческого
общества и сопутствовала его
развитию, что нашло отражение
в различных учениях о власти.
На ранней степени своего развития
политические воззрения в целом
ещё не успели выделиться в относительно
самостоятельную область
Вместе с тем, в древней мифологии различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа.
В соответствии
с религиозно-мифологическими
Божественный характер власти, правила поведения, законы - всё это по тогдашним воззрениям соответствовало божественному порядку справедливости, получившего позднее формулировку как «теория естественного права».
Рационализация политических представлений, наблюдаемая в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.
Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является полития, в котором большинство правит в интересах общей пользы. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.
В Древней Руси проблемы единовластия князя, социальной базы его власти находят освещение в наиболее известных литературных источниках, как «Повесть временных лет», «Новгородская летопись», «Русская правда» и др.
Важной
проблемой более позднего времени
была борьба за верховность власти
между церковной властью и
светской. Отрицание божественного,
сверхприродного происхождения власти,
святости её институтов, низведение их
до уровней земных, обыденно-житейских
дел, до «грешной» природы человека выступала
для мыслителей Возрождения как оружие
в борьбе за автономизацию социально-политического
процесса, входило в комплекс основных
идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469
- 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую
деятельность от религиозных оснований,
исследовал всласть как отношение властвующих
и подвластных, её устройство, учреждение
законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне
умеренной республики, или «смешанной»
формы государства, которая сочетает демократический,
аристократический и монархический элементы
власти и является более прочной по сравнению
с «простыми» формами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного реферата выступал анализ социологических моделей политической власти.
Были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по данной тематике.
2. Провести
анализ политической власти
3. Выявить
специфику политической власти
как социологической категории.
И в заключении необходимо отметить, что во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый куммулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.
Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах имеют свою специфику. Однако общим для всех демократических государств является правило, согласно которому три ветви власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.
Поэтому в рамках единой целостности власти государства необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.
Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта позволяют охарактеризовать общее назначение и место каждой ветви власти.
Законодательная
власть основывается на принципах конституции
и верховенства права, формируется
путём свободных выборов. Законодательная
власть вносит поправки в конституцию,
определяет основы внутренней и внешней
политики государства, утверждает госбюджет,
принимает законы, контролирует их
исполнение. Законы обязательны для
всех исполнительных органов власти
и граждан. Верховенство законодательной
власти ограничено принципами права, конституцией,
правами человека. Законодательные
органы находятся под контролем
избирателей посредством
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность. 1996. №5.
2. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
3. Куколеев И.В. Трансформация политических элит // Общественные науки и современность. 1997.№ 4.
4. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. 1997. № 3.
5. Лоббизм: этапы большого пути // Социс. 1995. № 3, 4.
6. Перегудов
С., Семененко И. Лоббизм в
7. Шлшттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2.
8. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1997.
9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996.
10. Ачкасов В.А., Елисеев СМ., Ланцов С.А. Легитимность власти в постсоциалистическом российском обществе. М., 1996.
11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
12. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
Информация о работе Политическая власть как социальный феномен