Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 23:46, доклад

Описание работы

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. В политологической теории не сложилось единого определения власти.

Работа содержит 1 файл

Семинар по политологии.docx

— 20.92 Кб (Скачать)

2

1. Политическая  власть, ее сущность и отличительные  признаки

Власть  представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность  людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. В политологической теории не сложилось единого определения власти.

Из множества  определений власти наиболее часто  употребляется осовремененное определение  М. Вебера, согласно которому власть - это  принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли.

В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти. Так, по субъекту власти разграничиваются классовая, групповая и личная власть. По содержанию можно выделить власть семейную, чувственно-эмоциональную, духовную, экономическую, политическую, информационную.

Уже в  первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны  жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм.

Политическая  власть - это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Основными структурными компонентами власти являются ее субъекты, объекты и сферы властного влияния. К субъектам власти относятся индивиды, элитные социальные группы, социальные группы и общественные классы, нации, политические партии и общественно-политические организации, государство. Объектами власти выступают индивиды и социальные общности, организации и предприятия, ведомства и отрасли, административно-территориальные образования (село, район, город, область, край, республика, регион и др.), страна или сообщество стран (например, Содружество Независимых государств либо Европейский Союз). Сферами действия власти являются экономика, социальная, политическая, духовная сферы, сферы законодательства, судопроизводства, обороны, безопасности и др. Власть во всяком обществе использует определенные ресурсы, без которых не может быть реализована воля и осуществлен интерес властвующего социального субъекта. Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государственная власть имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Понятие «политическая власть» тесно  связано с понятием «легитимность». Легитимная власть - это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство. Макс Вебер предложил выделять три вида легитимности власти: традиционный, харизматический, рациональный. Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

Дееспособность  власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Обратимся к теории легитимности М. Вебера, которая считается классической в политологии. Он выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.

Традиционная  легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько  видов:

· геронтократия - власть старейшин;

· патриархальная - власть племенных вождей;

· патримониальная - власть монарха, которая в прошлом  находила подкрепление не только в  традиции престолонаследия, но и обращалась к религиозной легитимации - монарх как помазанник Божий. Полубожественный образ монарха поддерживался особыми символами: ритуалами, пышностью одежд и трона, специальными изображениями;

· султанизм (разновидность патримониальной власти), где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений и характеризуется абсолютным произволом. Такая власть была распространена в древних восточных деспотиях. В России проявлением «восточного деспотизма» стало правление Ивана Грозного;

· власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую  эпоху. Современным проявлением  этой власти является феномен клиентел (от лат. cliens - послушный) - власть руководителя над группой людей, которые проявляют личную преданность ему в обмен на доступ к каким-либо благам.

Харизматическая легитимность основана на вере в личные качества лидера. В харизматическом  лидере видят воплощение таких качеств, как мудрость, святость, героизм. Харизматическая  легитимность строится на эмоциональном  заряде, на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне. Современные политологи видят харизму не только у основателей мировых религий, но и распространяют ее на революционных и тоталитарных вождей, на духовных отцов нации. М. Ганди, В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзэдун в глазах своих последователей обладали особой святостью. Особый случай - харизма Папы Римского. Он обладает ею в силу своего положения (функциональная харизма), т.к. является наследником святого Петра, наместника Христа на земле. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы, в которых дополнительным источником легитимности власти является экономическая и социальная эффективность режима, выражающаяся в высоком уровне жизни населения.

Обобщая всё вышесказанное можно сделать  вывод: политическая власть, охватывая  все сферы жизни и моделируя  человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой политики. 
 

5

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Парламентарная  форма государственного устройства существует в двух вариантах - парламентская  монархия и парламентская республика.

При парламентской  монархии:

- правительство  формируется из представителей  определенной партии (или партий) получивших большинство голосов  на выборах в парламент;

- лидер  партии, обладающий наибольшим числом  депутатских мест, становится главой  государства;

- в законодательной,  исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные  акты принимаются парламентом  и формально подписываются монархом;

- правительство  согласно конституции несет ответственность  не перед монархом, а перед  парламентом.

При парламентской  республике:

- глава  государства избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией;

- глава  государства в парламентарной  республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты,  назначает главу правительства,  является верховным главнокомандующим  вооруженными силами и т.д.;

- глава  правительства (премьер-министр,  председатель совета министров,  канцлер) назначается президентом; 

- главной  функцией парламента является  законодательная деятельность и  контроль за исполнительной властью, основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

При парламентской монархии верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом.

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой  республике правительство формируется  парламентским путем из числа  депутатов, принадлежащих к тем  партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство  несет коллективную ответственность  перед парламентом о своей  деятельности. Оно остается до тех  пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства  добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства  перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода  в отставку правительство может  потребовать от главы государства  распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

При президентской  республике:

- внепарламентский  метод избрания президента и  формирования правительства;

- ответственность  правительства перед президентом,  а не перед парламентом;

- более  широкие, чем в парламентарной  республике, полномочия главы государства.

В президентской  республике населением избирается не только высший законодательный орган  государственной власти, но и глава  государства - президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать  ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они  не нуждаются в политическом доверии  парламента. Поэтому в президентских  республиках мы нередко наблюдаем  ситуацию, характеризующуюся тем, что  президент принадлежит к одной  партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Информация о работе Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки