Политическая свобода

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:43, реферат

Описание работы

Политическая свобода составляет социальное содержание политических прав и свобод граждан, которые признаны государственной властью и закреплены в правовых нормах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1.Важнейшие права личности……………………………………. ……………..4
2. Проблемы реализации политических прав и свобод … .………… ………...6
Заключение …………………… .………………………………………………..11
Список использованной литературы………………………………………..….13

Работа содержит 1 файл

рефер политологггг.docx

— 30.98 Кб (Скачать)

Введение.

 

Политическая  свобода является видом (формой) социальной свободы 
личности, существующей в данном обществе. Политическая свобода 
личности прежде всего определяется свободой общества в целом, а так же 
политической свободой той социальной общности, представителем которой 
она выступает (группы, коллективы, организации) и складывается из 
ряда (совокупности) фактических социальных возможностей (свобод) в 
осуществлении народовластия, в управлении государственными и 
общественными делами.  
          Политическая свобода составляет социальное содержание 
политических прав и свобод граждан, которые признаны государственной 
властью и закреплены в правовых нормах.

Политические  права и свободы личности, составляя единство, характеризуют уровень политической свободы данного общества. Содержание, степень реальности политических прав и свобод личности зависят от экономического благополучия, политического режима, политической культуры, духовной жизни общества, других факторов и условий. Всякая свобода, а тем более политическая, имеет объективно существующие границы. Юридическая свобода личности в политической сфере не может быть шире самой социальной (фактической) политической свободы. В то же время государство может суживать границы юридической свободы личности в политической сфере. По отношению к 
гражданам государство несет важные обязательства способствовать 
удовлетворению их политических потребностей и интересов, развитию 
политической активности. Всякое отступление от этой закономерности государственной политики и практики ведет к деформации, извращению демократического характера права и государства.  
     

 

 

  1. Важнейшие права личности.

 

При определении круга политических прав граждан мнение ученых 
довольно едино. Расхождение наблюдается относительно отдельных прав. 
Кроме проблем, традиционно относимых к политическим правам и свободам 
личности, на наш взгляд, к их разряду следует отнести группу (вид) 
прав, которые опосредствуют комплекс общественных отношений, 
складывающихся по поводу принадлежности конкретного лица к государству 
(институт гражданства).  
       В литературе, как правило, не говорят о правах человека касающихся 
гражданства. Более того, бытует мнение, что правовые нормы 
регулирующие отношения гражданства, не закрепляют непосредственно 
юридические права лиц. Такая трактовка прав лица по поводу 
гражданства, на наш взгляд, противоречит нормам международного права о 
гражданстве, обедняет правовой статус лица в политической сфере 
превращает человека в существо, полностью зависимое от государства'  
Статья 15 Всеобщей декларации прав человека провозглашает «Каждый 
человек имеет право на гражданство и на его изменение. В соответствии 
с принципом государственного суверенитета все вопросы относительно 
условий и порядка признания, приобретения и утраты гражданства 
регулируются самим государством». Это, однако, не означает, что 
государство может произвольно устанавливать любые нормы о гражданстве, 
не считаясь с общественными нормами и принципами международного права. 
       «Личность имеет определенный комплекс прав по поводу гражданства: 
право быть признанным гражданином конкретного государства, право 
изменить гражданство и т.д.  
      К этой группе политических прав и свобод граждан непосредствен но 
примыкает исключительное право иностранных граждан (а также лиц без 
гражданства) — право убежища. Закрепив право убежища в 
законодательстве, государство обязано одновременно гарантировать его 
тем лицам, право которых на получение убежища вытекает из закона. 
Предоставив убежище, государство охраняет таких лиц, не выдает их тем 
государствам, где они преследовались за свои прогрессивные взгляды и 
политическую деятельность.  
       К разряду политических прав и свобод следует отнести право граждан 
на защиту своих и чужих прав и интересов. Деятельность граждан по 
защите своих и чужих прав и законных интересов носит политический 
характер. О политической природе права на защиту говорит и такой 
характер. Если гражданин по каким-то причинам не предпринимает попыток 
к защите своего права или законного интереса, то органы государства, 
общественные организации, как правило, по своей инициативе встают на 
защиту нарушенного права или законного интереса личности. Все это дает 
основание выделить особую группу (вид) политических прав и свобод 
граждан, направленных на защиту нарушенного права или законного 
интереса личности. К числу этих прав относятся. право на судебную 
защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на 
личную свободу и имущество, право обжаловать действия должностных лиц, 
государственных и общественных органах в том числе действия 
должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением 
полномочий, ущемляющие права граждан (могут быть в установленном 
порядке обжалованы в суде), право на возмещение ущерба, причиненного 
незаконными действиями государственных и общественных организаций, а 
также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей, 
право обвиняемого на защиту и др.  
       В зависимости от вида благ, которые лежат в основе политических прав 
и свобод (что неразрывно связано с отдельными областями (сфера ми) политической свободы личности), политические права, свободы и законные интересы граждан можно классифицировать на следующие группы (виды): 1) права, опосредствующие принадлежность лица к государству, — отношения 
гражданства и предоставления убежища (право на гражданство и на его 
изменение, право убежища); 2) права и законные интересы, вытекающие из 
принципа равенства граждан перед законом; 3) права, опосредствующие 
осуществление народовластия, управление делами общества и государства. 
В их числе права, опосредствующие: а) формирование представительных 
органов государственной власти (избирательные права); б) участие 
граждан в осуществлении непосредственной (прямой) демократии (право 
на участие во все народных обсуждениях и референдумах 
(голосованиях), в собраниях по месту жительства и др.; в) участие 
граждан в работе государственных органов и контроле за их 
деятельностью (право занимать выборные и иные должности в 
государственном аппарате, право вносить в государственные органы 
предложения, обращаться с жалобами на действия должностных лиц в 
государственные органы (в том числе в суд) и др.; г) участие граждан в 
управлении делами трудовых коллективов (право участия в собраниях 
трудовых коллективов и др.); 4) свобода убеждений, мнений, 
высказываний в любой области общественной жизни; 5) свобода 
объединений; 6) права, направленные на защиту прав и законных 
интересов граждан.  Все виды политических прав и свобод составляют единый комплекс. Они неразрывно и глубоко связаны между собой в их реализации. Вместе с политическими обязанностями они составляют политико-правовой статус — подсистему общего конституционного статуса гражданина.  

  1. Проблемы реализации политических прав и свобод.

 

Главным в современный период является обеспечение  реализации 
политических прав и свобод человека на уровне международно признанных 
стандартов. В этих целях необходимо:  привести действующее законодательство в соответствие с нормами международно-правовых документов о политической свободе и политических правах граждан;  
обеспечить материально-фактическую возможность реализации 
всех юридически провозглашенных политических прав и свобод граждан;  
создать действенные юридические механизмы и процедуры наиболее 
полного осуществления политических прав и свобод граждан 
надежной и эффективной защиты в случаях их нарушения .  
В контексте намеченных путей обеспечения реализации политических прав 
и свобод особого внимания заслуживает проблема политических свобод 
граждан.  
         К сожалению, в научном плане проблема политических свобод как 
самостоятельная проблема, в отличие прежде всего от политических прав, 
не рассматривалась. Все дело ограничивалось тем, что фиксировалось: 
политическая свобода — это тоже право на определенный вид 
свободного поведения. Чем же свободное поведение в рамках политической свободы отличается от такого же свободного поведения в рамках 
политического права? Есть ли особенности в порядке осуществления политических свобод? Какова роль государственных органов в обеспечении реализации политических свобод граждан? Эти, как и другие, вопросы оставались нераскрытыми. При авторитарно-бюрократическом режиме в этом и не было особой необходимости.  
       Речь идет о таких политических свободах, как свобода политических, 
религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, 
митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, свобода 
объединений. Исходной в данном перечне свобод является свобода 
убеждений, которая выражается и обеспечивается всеми другими юридически гарантированными политическими свободами (свободы совести, 
религий, слова, печати, митингов, демонстраций, объединений и др.) и 
принципами функционирования, демократии (народовластие, гласность, 
выражение и учет общественного мнения и др.). Свободу убеждений нельзя 
свести лишь к плюрализму мнений. Она означает и свободу действий, 
плюрализм организаций. Не может быть каких-либо ограничений 
идеологического порядка в высказываниях, мнениях и суждениях через 
печать и другие средства массовой информации, в том числе по вопросам 
оценки существующего общественно-политического строя, в проведении в 
этих целях митингов, собраний, шествий, демонстраций, в сборе 
подписей, в пикетировании и т.д. Такая свобода убеждений невозможна в 
условиях полного огосударствления общества. В целях осуществления 
реальной свободы убеждений необходимы разгосударствление 
общественно-политической жизни, развитие разнообразных видов печати и 
других средств массовой информации, школы, вузов, других учебных 
заведений, культурных учреждении, а также серьезная деидеологизация в 
государственных учреждениях образования, науки и культуры.  
        Так, по нашему мнению, учебный процесс в государственных школах и 
вузах должен давать возможность достаточно широко и полно осваивать не 
только содержание материалистической философии, но и других 
философских мировоззрений и систем, содержание разнообразных научных 
направлений, в том числе так называемых буржуазной политологии , 
социологии, футурологии. Иными словами, должна произойти коренная 
ломка всего образования. Обучающийся должен овладеть всем содержанием 
современной политологии и юриспруденции.  
        Трудно говорить о свободе убеждений в условиях так называемого 
полного отделения церкви от государства и школы, что практически было 
в нашей стране. Любая церковь должна иметь возможность разъяснять и 
распространять свое вероучение всеми доступными для современной 
цивилизации средствами, учить желающих (и не только в индивидуальном, 
частном порядке) и т.д. При таких условиях, естественно, возникает 
конкуренция мировоззрений, идей, убеждений. Смысл свободы убеждений в 
том и состоит, что человек сам, по своей воле, свободно формирует свое 
мировоззрение, взгляды, избирает свою линию поведения в соответствии 
со своим личным внутренним убеждением. И такая свобода выбора 
принудительно не навязывается, прямо или косвенно не наказывается (когда, например, назначение на должность связывается с 
политическими и иными убеждениями).  
      Есть вопросы, которые требуют немедленного решения в целях реального 
обеспечения политических свобод граждан. Актуальным из них является 
вопрос о порядке реализации политических свобод.  
Конституционные свободы должны иметь адекватную их природе и 
содержанию процессуальную форму (порядок) реализации. В данном случае 
речь идет о свободах (в отличие от прав граждан), которые не приемлют 
какого-либо предварительного разрешения со стороны должностных лиц 
государства. В этом и состоит особенность юридической свободы 
гражданина как его права на свободу, на поведение по своему свободному 
усмотрению, а не по усмотрению (команде) должностного лица.  
К сожалению, законодательство в нашей стране, как правило, 
устанавливает разрешительный порядок осуществления политических 
свобод, проведения митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций. Это яркий пример командно-бюрократического отношения к человеку, 
его свободам. Практически разрешительный порядок осуществления 
политических свобод означает, что гражданин не обладает и тем более не 
может пользоваться политическими свободами до тех пор, пока не получит 
на это разрешения должностных лиц, в частности исполкома местного 
органа государственной власти. Разрешительный порядок — самый 
жесткий порядок реализации прав и свобод граждан, он предусматривает, 
по существу, значительное усмотрение должностных лиц. При решении 
вопроса должностные лица исходят не только из требований закона, но и 
из принципа целесообразности, что на практике легко превращается в 
произвол, в открытое беззаконие. Они могут всегда затянуть, 
заволокитить решение вопроса, придумать различные основания 
«целесообразности» отказа в разрешении проведения митинга или 
демонстрации. В силу неадекватности разрешительного порядка содержанию 
политических свобод граждан законодательные акты устанавливающие такой 
порядок, должны, по нашему мнению, квалифицироваться как 
антиконституционные и подлежать в силу этого отмене. Относительно 
политических свобод (равно как и любых других свобод граждан) может 
быть установлен один из следующих видов порядка (процедуры) их 
реализации (либо в сочетании): уведомительный (заявительный). Так, к примеру, организаторы митинга или демонстрации обязаны лишь уведомить в установленные сроки местные органы власти о проведении митинга или демонстрации; регистрационный. Например, регистрационный порядок адекватен содержанию таких свобод, как свобода объединений. Правомерно 
установление регистрации при организации религиозных объединений, 
общественных организаций, партий, органов печати и других средств 
массовой информации. Разрешительный порядок при прописке граждан 
должен быть заменен регистрационно-учетным, желательно в специальном 
подразделении местного органа власти, а не милиции, что будет 
корректным обеспечением свободы передвижений и свободы выбора 
местожительства в стране; инициативный. В этом случае со стороны граждан не требуется какого-либо предварительного разрешения, регистрации или уведомления о реализации той или иной свободы. К примеру, целесообразно определение местными органами власти населенных пунктов (улицы, площади, скверы и т.д.), где возможно проведение митингов, демонстраций в инициативном порядке, без предварительного уведомления. 
       При действии любого порядка реализации политических свобод 
компетентные органы при наличии законных оснований (а не в силу 
целесообразности) могут запретить проведение заявленного или 
инициативного митинга или демонстрации. Такие основания вытекают из 
установлений уголовного и административного законодательства, 
определяющих, какие действия при осуществлении политических свобод 
являются преступлениями и административными проступками (деликтами). В свою очередь указанные запреты сами должны быть правомерными.

Заключение.

 

Ранее публичные права граждан рассматривались  как права, которыми 
собственники наделяются «вообще», а потому они являются «над государственными». В новых идеях буржуазной правовой науки, отражающих 
новую ситуацию в буржуазном «постиндустриальном» обществе, 
активизацию политической деятельности различных слоев населения, в 
том числе и тех, которые были далеки изначально от политики (движение 
«зеленых»), не отрицается, что основные права есть известная 
позитивация естественных, неотчуждаемых прав человека, но акцент 
больше делается на утверждении, что основные права сформулированы 
государством, а беспрекословное повиновение всем законам государства 
провозглашается высшим земным осуществлением истинной свободы 
человека.  
Существует мнение, что борьба пролетариата в буржуазных государствах 
за расширение и упрочение политических прав и свобод укрепляет 
враждебную ему государственную власть. Например, Прудон отвергал 
всякое политическое участие масс в политике и политической борьбе, 
ошибочно считая, что участие трудящихся в политической жизни 
современного ему общества означает признание и фактическую поддержку 
ими существующих институтов власти.  
Основоположники марксизма неоднократно показывали ущербность лозунга 
политического индифферентизма, невмешательства рабочего класса в 
политическую жизнь. Трудящиеся массы способны оказать заметное 
влияние на политику правящих кругов, получают возможность эффективно 
отстаивать свои демократические завоевания, связать воедино борьбу за 
демократию с борьбой за новый общественный строй.  
Личность воздействует на общество и государство, на все стороны 
функционирования политической системы своим трудом, политической 
активностью, всей деятельностью. Причем сила этого воздействия по мере 
социального прогресса возрастает как результат все более активного 
использования гражданами своих политических прав и свобод, все более 
эффективного участия в формировании всех сторон общественной и 
государственной жизни.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 
1. Мальцев В.А. Основы политологии:  Учебние для вузов. – М.: 
ИТРК РСПП, 1998. 
2. Корельский В.М. , Превалова В.Д. Теория государства и права. 
– М.: НОРМА – ИНФРА, 1998. 
3. Фирсов В.А. Основы права: курс лекций. – М.: НМЦ СПО, 1997. 
4. Шилобод М.И. Политика и право. – М.: Дрофа, 1996

 


Информация о работе Политическая свобода