Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:33, реферат

Описание работы

Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Поэтому ее изучение ограничено объяснением только тех культурных явления, которые формируются и функционируют прежде всего в политических сообществах, как компоненты политической реальности.
В своем реферате я хочу отобразить два вопроса. Первый вопрос – это сама политическая культура – ее структура, функции и типы. Второй вопрос – это политическая социализация – ее сущность, этапы и факторы

Содержание

Введение
1. понятие политической культуры
2. структура, функции и типы политической культуры
2.1 Структура политической культуры
2.2 Функции политической культуры
2.3 Типы политической культуры
3. политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

полит культура.doc

— 105.50 Кб (Скачать)
 

     План 

Введение

1. понятие политической культуры

2. структура, функции и типы политической культуры

2.1 Структура политической культуры

2.2 Функции политической культуры

2.3 Типы политической культуры

3. политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Изучение  политического сознания вплотную подводит нас к более широкой проблеме – политической культуре. Эта категория  обобщенно характеризует политику как особую, самостоятельную сферу  общественной деятельности с ее качественной стороной. Политическая культура синтезирует в себе политическое сознание, деятельность и поведение людей в сфере властных отношений и управления общественными делами. Ныне стал общепринятым тезис о цивилизованности общества. Так вот одним из главных критериев цивилизованности выступает уровень политической культуры в данном обществе, в конкретной стране.

     Политическая  культура – часть человеческой культуры в целом. Поэтому ее изучение ограничено объяснением только тех культурных явления, которые формируются и функционируют прежде всего в политических сообществах, как компоненты политической реальности.

     В своем реферате я хочу отобразить два вопроса. Первый вопрос – это  сама политическая культура – ее структура, функции и типы. Второй вопрос – это политическая социализация – ее сущность, этапы и факторы 

 

      1. Понятие политической культуры 

                         "Законы воспитания  должны быть

                         различны для каждого  вида правления:

                         в монархиях их предметы будят честь,

                         в республиках –  добродетель, в деспотиях – страх".

                                                            Ш.Монтескье 

     политическая культура – постоянно изменяющийся и развивающийся феномен, чутко реагирующий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине "политическая культура" самого понятия "культура" создает ряд трудностей в его определении. До сих пор нет единого мнения, что такое культура. Существует множество ее определений, часто весьма далеких друг от друга. Понятие "политическая культура" интерпретируется в литературе так же многозначно, как и понятие политики. Трудности в понимании политической культуры обусловлены размытостью ее очертаний, "разлитостью во всем" политическом бытии, как и в целом культуры общества во всем социальном.

     Сам термин "политическая культура" ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель И.Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом. Разрабатывая модель политической системы, Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Последняя и была названа политической культурой. Ее классическое определение, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: "Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение". политический культура социализация личность

     Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

     а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

     б) аффективную ориентацию – чувство  связи, противодействия, вовлечения и  т.д. в отношении политических объектов;

     в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование  в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев.

     Из  приведенного выше можно выделить две  характерные особенности. Во-первых, политическая культура предстает как  совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структуры, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные функции); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).

     Как признавался сам Алмонд, введенное им понятие представляло попытку классифицировать с помощью одного термина то, что "раньше представало как отношение к политике, политические ценности, идеология, национальный характер, культурная среда и т.д.". Оно позволяло выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем, соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии, фундаментальных ценностей общества.

     Вот одно из развернутых определений, данных в литературе: "Политическая культура – это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Оно включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальный действиях".

     В этом определении схвачены главные стороны политической культуры. На базе этого определения представляется возможным развернуть анализ интересующей нас категории. 

 

      2. Структура, функции и типология политической культуры 

     2.1 Структура политической культуры 

     В состав политической культуры включается вся совокупность как индивидуальных, так и коллективно-групповых ценностных ориентаций и образцов поведения участников политической системы. Культура не сводима к индивидуальным свойствам. Не единичное, а массовое и типичное для данной группы или общности характеризует ее.

     Понимание политической культуры как специфического качества социального субъекта связано  с коренным ее признаком: она (культура) есть способ политической деятельности и поведения. Этим признаком охватываются все компоненты политической культуры: политический опыт, стереотипы, политические мифы, модели как политического поведения личности и групп, так и функционирования политических институтов, идеология, политические символы, политическая социализация, политические ориентации.

     Исследование  ориентации на политическую систему в целом начал американский политолог Алмонд, который выделил ориентации на структуры "входа" в политическую систему и "выхода" из нее, а также ориентации индивида относительно своего места в политическом процессе и возможностях политического участия.

     Исследование  структуры политических ориентаций было продолжено У.Розенбаумом, который  выделил три типа ориентаций относительно политических объектов.

     Первый  тип составляют ориентации относительно институтов государственного управления. К нему принадлежат:

     а) оценки индивида государственных органов  власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция  на них – ориентация относительно режима;

     б) оценки различных требований к политической системе и реакции на них – ориентации относительно "входа", оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них – ориентации относительно "выхода".

     Второй  тип включает ориентации относительно "других" в политической системе:

     а) политической идентификации – ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним;

     б) политических верований (убеждений), отражающих отношение к другим политическим группам в интервале "хорошее – плохое";

     в) представлений об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы  – о "правилах игры".

     В третий тип входят ориентации относительно своей собственной деятельности, включающие в себя:

     а) политическую компетентность – оценки индивидом собственных политических "ресурсов", позволяющих ему участвовать в политической жизни и представления о влиянии политики на человека;

     б) политическую действенность – представления  о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции.

     В обобщенном виде содержание и структура политических ориентаций представлена в таблице. 

     Содержание  и структура политических ориентаций

Ориентация Операциональное определение
Политическая  идентификация Нация граждан; политическое образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования и группы, в которые  индивид вовлечен наиболее глубоко.
Политическая  вера Готовность  сотрудничать с различными группами в различных социальных акциях; членство в группах; оценка деятельности групп с точки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т.д.
Ориентации  относительно режима Вера в легитимность режима; чувства (по поводу) и оценка основных политических учреждений и символов режима; включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режима.
"Правила игры" Как индивид  относится к высказываемым политическим мнениям; концепции политических обязательств для самого себя и для других; концепции принятия политических решений властями; отношение к политическим девиантам и диссидентам.
Политическая  действенность Вера в то, что власть ответственна за свои действия; вера в важность гражданской активности и участия в политической жизни; вера в возможность политических изменений.
Политическая  компетентность Частота голосований  и других типов политической активности; знание о политических событиях и  их влиянии на человека; интерес к политике.
Input=Output-ориентация Удовлетворенность политикой власти; вера в эффективность  "входов" и "выходов" политической системы.

 

     Понятие политической культуры, предложенное и сформулированное Г.Алмондом и  Г.Пауэллом, неоднократно уточнялось и  дополнялось многочисленными исследователями данного феномена.

     Структура политических ориентаций была представлена нами выше. Рассмотрим такие компоненты политической культуры, как стереотипы, мифы и символы.

     Политический  стереотип –  это упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Отличительными чертами стереотипа являются:

  1. персонификация события (причина тех или иных явлений связывается с деятельностью конкретного лица или определенной группы);
  2. сильная эмоциональная окрашенность в восприятии и интерпретации событий (как правило, резко негативное или резко позитивное отношение к чему-либо или кому-либо);
  3. иррациональность (обычно факты, противоречащие стереотипу, не замечаются или с негодованием отвергаются);
  4. устойчивость (стереотип статичен, долговечен, он не подвержен изменениям и способен к самосохранению даже в радикально меняющееся ситуации).

     Политический  миф – это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. В многочисленных исследованиях, посвященных политическому мифу, раскрываются социальные и психологические предпосылки его возникновения. Мифология, в том числе и политическая, возникает тогда, когда группа или большая часть общества сталкивается с новыми, непонятными и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. Именно поэтому расцвет мифотворчества наблюдается в периоды социальных катастроф, глубинных кризисов общества, войн, революций и т.п.

     Основными свойствами любого мифа, в том числе  и мифа политического, являются:

  1. полиморфность – один и тот же набор символов может присутствовать в разных мифах, а одна и та же тема мифа может иметь разную направленность и различное эмоциональное восприятие;
  2. ограниченность – миф использует ограниченное число символов, но в мифах возможны их многочисленные комбинации;
  3. отвлеченность – миф не соотносится с эмпирической действительностью;
  4. фундаментальность веры – миф опирается на допущения, не требующие их проверки и независимо от их истинности;
  5. статичность – миф не соотносится с историческим и социальным временем, он живет в своем собственном временном измерении.

Информация о работе Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы