Политическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 13:40, реферат

Описание работы

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем “политическая система”. О политической системе или о политической организации общества в разных странах и особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые “популисты”. Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

Содержание

1.Введение
2. Понятие политической системы.
3. Структура политической системы.
4. Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.DOC

— 97.50 Кб (Скачать)

      Однако  совокупность структурных элементов  и определение функций политической системы сами по себе не характеризуют ее качество. Последнее зависит от свойств самих элементов и характера их взаимосвязи и взаимодействия, от особенностей конкретной политической системы, ее природы, степени зрелости, стабильности, динамичности и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Структура политической  системы. 

  Политическая  система структурна, то есть включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между  ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных – высшего или верхнего (мегауровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального – нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

      Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритетной власти главы правительства (то есть приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации, ассоциациями, массовыми движениями, народными обществами. Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции.

      На  том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти; скрытые действия легальных учреждений высших рангов; секретные документы, распоряжения, приказы и тому подобные акты; скрытый смысл открытых политических действий, политических текстов; негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и другие; официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями и полностью законспирированные учреждения.

      Аналогична  по своему строению и мезоструктура  политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур, крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация.

      Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции – инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне, при определенных негативных условиях, добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, землляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные структуры неполитического характера (мафиозные структуры, черный рынок и т. д.), которые имеют тенденцию смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных политических регионов.

      Микроуровень  политической системы образуется массовым участием общественных групп, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации. На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества – важная составная часть и характеристика политической системы. Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально разделяют их по разным уровням.    

  Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы – к руководящим учреждениям): партии, крупные общественные организации, союзы и т. п. На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними. Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами:

      1. Для построения полной и современной  теории политической системы исследуются не только ее институциональные элементы (подсистемы) и отноше-

ния, но и неинституциональные, не только легальные, но и скрытые элементы и функции, которые также входят в политическую систему, глубоко интегрированы ею и, в совокупности с другими, определяют ее облик. Учитываются все характеристики, которые формируют отношение общества к его политическому устройству.          

      2. Определяются основные членения политической системы на вертикальные структуры институтов, горизонтальные уровни власти и компетенции, затем определяются внутренние деления на легальные и нелегальные структуры и функции, а также отношения между субъектами власти и политических отношений и их носителями.     

3. Обозначаются  границы, отделяющие систему от  ее окружения, тем самым уточняется представление о самой системе, ее пространстве, ее окружении и о разделяющей их границе, то есть о социальных, идеологических, культурных, экономических, правовых явлениях и процессах и о том рубеже, за которым они становятся политическими, то есть совокупность явлений, потенциально значимых для организации и жизни политической системы. Граница же – это порог, который такие явления переходят, чтобы стать политически значимыми. Следовательно, требуется определение политического пространства и времени вступления извне в жизнь системы поступающих в нее новых явлений: когда, где, как, а также почему они происходят. Например, экономическая и социальная дестабилизация – движение протеста – образование народного фронта – формирование политической партии – выборы – приход партии в руководящие политические органы страны (региона, города).

      4. Центральный аспект исследования  – определение иерархии подсистем  и элементов системы и отношений между ними основных членений системы, а также отношений между субъектами и объектами (носителями и исполнителями) этих отношений. Имеется ввиду передача власти и политических импульсов в системе от одного субъекта (активного) к другому (пассивному), их носителю, исполнителю, который, в свою очередь, предает волевые импульсы (приказы, распоряжения) следующему и т. д. (например, от премьер-министра к министру – далее к руководителю ведомства и т. д., вплоть до непосредственных исполнителей).

      5. Когда определены части, элементы  системы, выясняются их функциональные связи, то есть устанавливается, что данный процесс (или явление) есть функции другого процесса (явления). Знание функциональных зависимостей между частями системы позволяет построить модель, по которой эти части складываются в систему (например, последовательность: закон об ассоциациях – образование групп по интересам, но не политическим – ветеранов, инвалидов, пилотов и т. п. – их взаимное определение с политическими движениями и партиями – их вступление в политическую жизнь).  

  6. Теория политической системы – это не только структурная схема, но и содержательный анализ отношений в ней, от политических до социально психологических, поведенческих и культурных. В ней анализируется принцип политической организации общества, рассматриваются отношения большинства и меньшинства и способы их защиты от взаимной тирании.

      7. Описание статичного системы  не дает представления о ее  подлинной природе. Исследование ее динамики касается модуса, направления и интенсивности изменения ее специфических признаков, а также соответствующих тенденций (что сообщает исследованию прогностическую ориентацию): таких, например, как расширение или сужение системы (появление новых органов власти, смена их функций, возникновение новых политических сил и т. п.), изменение правил ее отношений с окружением (например, национальным), границ между системой и ее социальной средой (материальными условиями существования партий), например, форм, в которых проявляются эти правила (модальность институционализации системы: ее бюрократизация или дебюрократизация), культуры (политической в частности). Предметом исследования системной динамики является также вопрос о многообразии политической системы, ее гибкости и способности изменятся, а, следовательно, о ее жизнеспособности, адекватности политической системы общественному процессу и, следовательно, ее способности формировать сплоченное общество, реальное единство интересов и целей государства и народа, либо порождать конфликт между ними.

      Для того чтобы разобраться во всей этой сложной и весьма противоречивой материи и попытаться убедительно ответить хотя бы на некоторые из наиболее важных вопросов, касающихся структурного состава политической системы общества, необходимо, как представляется, во-первых, иметь четкое мнение о содержании категории “элемент” и руководствоваться им в конкретных исследованиях и, во-вторых, выработать четкие критерии отбора структурных элементов политической системы общества и практически использовать их при решении вопросов об отнесении тех или иных объектов к числу структурных элементов. “К сожалению, следует заметить, что данная проблематика, касающаяся содержания категории “элемент”, основных признаков и критериев отбора структурных элементов политической системы общества, в литературе недостаточно разработана”. У авторов нет ясного представления о том, в чем заключается специфичность структурных элементов, из которых складываются системы и каковы их отличительные черты. Однако из всего этого было бы неправильно делать вывод о том, что в литературе в настоящее время еще не наметились основные пути выделения структурных элементов и не обозначились отдельные признаки, позволяющие проводить определенную грань между объектами, являющимися элементами той или иной системы, включая политическую систему общества, и объектами, не обладающими признаками таковых. Среди особенностей структурных элементов вообще и элементов политической системы общества в частности, можно назвать следующие: а) качественная определенность объектов, являющихся структурными элементами и их непосредственная связь со структурой. Элемент, “в отличии от произвольно выделенной части”, всегда выступает как “качественно-специфический компонент состава”; б) однопорядковость, однородность и институциональная совместимость структурных элементов. Ибо если эти условия, и, в особенности, условие институциональной совместимости, не выполняются, то “среда либо разрушает включенный в нее объект, либо остается индифферентной по отношению к нему и никакого единства между ними не возникает”; в) относительная устойчивость и изменчивость структурных элементов политической системы общества, равно как и других систем, их определенная статичность и динамичность; г) связь и обусловленность каждого из структурных элементов политической системы общества “всеми другими ее элементами и функционированием системы в целом”; д) проявление структурных как своего рода основы, “на которой развиваются все остальные элементные свойства и структурные связи”. Кроме названных особенностей, отличающих структурные элементы политической системы общества и других систем от объектов, не являющихся таковыми. Следует указать также на множественный характер элементов политической системы общества.

      Названные особенности и черты дают общее  представление об элементах любой  исследуемой структуры и системы, включая политическую систему общества. Они являются родовыми признаками, позволяющими в каждом отдельном случае проводить определенную грань между объектами, выступающими в качестве структурных элементов той или иной искомой системы, и объектами, не обладающими признаками таковых. Независимо от того, к какому виду исследуемых систем относятся те или иные структурные элементы, являются они составными элементами материальных или так называемых идеальных систем, складывающихся из идей, понятий, связей, представлений и отношений, они всегда обладают своей качественной определенностью, однопорядковостью, совместимостью, относительной устойчивостью и изменчивостью, непосредственностью своих связей со структурой, известной автономией и другими признаками, свойственными всем без исключения структурным элементам.

      Исходя  из этих общих признаков, можно в  принципе говорить о том, является ли тот или иной объект структурным элементом рассматриваемой системы, образует ли он в процессе взаимосвязи и взаимодействия с другими подобными ему объектами ему объектами систему. Однако не следует при этом забывать, во-первых, о том, что речь идет лишь об общих признаках структурных элементов, об их родовых, свойственных каждому структурному элементу чертах, а, во-вторых, что понятие “элемент”, так же как и ряд других связанных с ним понятий, имеет относительный характер и получает реальный смысл лишь в соотношении с понятием структуры. Это означает, что одни и те же объекты, обладая общими родовыми признаками структурных элементов, по отношению к одним системам, могут выступать в качестве элементов их структуры и в то же время по отношению к другим не могут.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Заключение. 

  Существует  немало работ, в которых раскрываются методологические возможности и черты теории политической системы. Однако вместе с тем нельзя не заметить, что в буржуазной литературе за последние годы появляется все больше публикаций, содержащих довольно критические высказывания в адрес теории политической системы и ставящих иной раз под сомнение ее методологические возможности. Довольно типичным в данном случае является высказывание М. Вайнштейна о том, что “принятие учеными на вооружение концепции системы вовсе не означает разрешения каких бы то ни было из существующих теоретических проблем. Оно означает лишь условное определение тех рамок, в пределах которых могут вестись дискуссии о политической жизни в целом”.

Информация о работе Политическая система