Политическая система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:27, реферат

Описание работы

Государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю — и многочисленных близлежащих мелких островах. Территория - 377,8 тыс. км, Столица - г. Токио, др. крупные города с населением свыше 1 млн чел. — Иокогама, Осака, Кобэ, Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Кавасаки, Кита-кюсго. Население -126,9 млн. чел. (2000г.), 99,4% ~ японцы, остальные — корейцы, китайцы, американцы, айны (потомки древнего населения страны) и др. Официальный язык — японский. Большинство жителей исповедуют синтоизм, однако многие японцы соблюдают обряды, как синтоизма, так и буддизма, среди верующих есть также христиане, католики, протестанты, православные.

Содержание

1.Краткая справка о государстве и его роли в современном мире………2

2.Конституция государства……………………………………………………3
3.Высшие органы власти. Их формирование, полномочия, структура…4
4.Форма Государственно-территориального устройства………………...10

5.Форма правления…………………………………………………………....11

6.Форма избирательной системы……………………………………………11

7.Тип парламентаризма……………………………………………………….12

Основные политические партии……………………………………….....12


Тип партийной системы…………..……………………………………......16


Основные общественные организации и движения…………………....16


Правовое положение личности……………………………………………20


Тип государства……………………………………………………………..21


Тип политической системы…………………………………………….....21


14. Список литературы…………………………………………………………22

Работа содержит 3 файла

М_н_стерство наук та осв_т1.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

Япония мой реф.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Тем временем в условиях окончания «холодной  войны» в среде главных оппонентов — ЛДП и СПЯ, стоявших на разных полюсах прежней конфронтации, начала остро ощущаться необходимость корректировки политического курса и методов их деятельности с учетом сдвига мировых и внутрияпонских настроений в сторону конструктивного сотрудничества. В ЛДП этому мешали консервативные привычки, особенно у политиков старшего поколения. А в СПЯ начавшийся пересмотр взглядов по принципиальным проблемам, в частности касающимся способов обеспечения безопасности Японии, сопровождался жесткими спорами, шел трудно и медленно. Престиж обеих партий неуклонно падал.

В обстановке растущего недоверия к существующим партиям в Японии возродился интерес  к давней идее формирования двух крупных  партий, при наличии которых могли  бы возникнуть полноценная политическая конкуренция и реальная возможность  сменяемости партий у руля власти. Начавшись с раскола ЛДП, «реорганизация политических сил» привела к отстранению этой партии от власти, образованию новых партий и групп парламентариев, рождению восьмипартийной правящей коалиции. Именно тогда концепция формирования двухпартийной системы и стала руководством к действию. Инициаторами создания второй крупной партии как конкурента ЛДП в борьбе за власть становятся бывшие либерал-демократы, организовавшие собственные партии. Перспектива войти в партию, способную стать правящей, оказалась привлекательной и для политиков так называемых партий среднего пути — ПДС, СДС, Комэйто. Одновременно выявилось намерение тех и других отсечь левые силы от участия в планируемом объединении. Развитию событий по такому сценарию способствовала «политическая реформа» — принятие при первом коалиционном правлении группы законов, касающихся избирательной системы и финансирования деятельности партий. Эти законы, по существу, поощряли, стимулировали укрупнение, слияние партий, оставляя силам, не участвующим в таком процессе, мало шансов на сохранение их парламентских позиций.

В 1993 г. пришел конец сохранявшейся в  течение 38 лет политической «системе 1955 года». Началась и продолжается до сих пор непрерывная перегруппировка  политических сил. Летом 1993 г. сформировалось семипартийное коалиционное правительство во главе с лидером Японской новой партии М. Хосокава, которого в очередном коалиционном правительстве сменил лидер Партии обновления Ц. Хата. Годом позже возникла новая, необычная правящая коалиция, в которой стали сотрудничать прежде непримиримые противники — СПЯ и ЛДП, а также небольшая Новая партия Сакигакэ. Это правительство возглавил социалист Т. Мураяма.

В декабре 1994 г. из партий «среднего пути» и  выходцев из ЛДП родилась Партия новых  рубежей (ПНР). Ее образование стало серьезной заявкой на ускоренное продвижение к формированию двухпартийной системы, притом в варианте, когда соперничать за власть смогут лишь мало различающиеся между собой консерваторы и неоконсерваторы, поскольку руководящую роль в ПНР взяли на себя бывшие либерал-демократы. Естественно, что такой поворот не мог не обеспокоить прежде всего СПЯ. В случае дальнейшего упрочения влияния ПНР социалисты оттеснялись на задворки политической жизни. Вместе с тем настороженность в отношении перспектив двухпартийной системы испытывали несравненно более широкие круги японской общественности, видя в ней существенную угрозу партийному плюрализму как важному достижению демократии. На этой почве возникла еще одна концепция политической перестройки, предусматривающая создание «третьего полюса», «новой партии», объединяющей широкий спектр политических и общественных течений демократической и либеральной ориентации. Попытка претворить эту концепцию в жизнь путем идеологической и организационной трансформации СПЯ в «либерально-социалистическую партию» успехом не увенчалась. Ее результатом стало лишь переименование в январе 1996 г., СПЯ в Социал-демократическую партию (СДП). Несколько позже, в сентябре 1996 г,. появилась Демократическая партия, в которую вошли как либеральные политики из Новой партии Сакигакэ, так и значительная часть депутатов парламента, покинувших СДП.

     Прошедшие в 1996 г. по новой избирательной системе  выборы палаты представителей улучшили положение ЛДП в парламенте, ее лидеры вновь возглавили кабинет министров. СДП потерпела сокрушительное поражение, а вновь созданная Демократическая партия закрепилась по представленности в парламенте на третьем, после ЛДП и ПНР, месте. В дальнейшем выявилась нежизненность ПНР как конгломерата парламентариев разной политической ориентации. Эта партия в декабре 1997 г. развалилась. Большая часть ее политиков в конце концов влилась в 1998 г. в Демократическую партию, следствием чего стало ее превращение в главную силу оппозиции, резкое усиление в ее руководстве позиций консерваторов, в свое время покинувших ЛДП. Еще одна часть депутатов парламента развалившейся ПНР воссоздала в ноябре 1998 г. Комэйто. Наконец, правое крыло ПНР, парламентарии с неолиберальными взглядами, образовали Либеральную партию.

В конце 90-х гг. некоторое преимущество в  парламенте остается за либерал-демократами. Но они, не сумев восстановить желаемого  большинства, вынуждены искать сотрудничества с другими партиями. И поэтому  учрежденное в 1998 г. единоличное  правительство ЛДП было в 1999 г. последовательно реорганизовано в правительство коалиционное, сначала в союзе с Либеральной партией, а к осени того же года и с Комэйто.

Перестройка японских политических сил, в стороне  от которой остались только коммунисты, будет, вероятно, иметь дальнейшее продолжение. До сих пор главными ее действующими лицами были депутаты парламента. Быстротечное появление новых, роспуск старых партий, разъединения и слияния до сих пор проходили преимущественно в форме перетасовки парламентских фракций, когда мнением рядовых членов партий мало интересовались, а поведение самих парламентариев чаще всего определялось не их мировоззрением и политическими убеждениями, а возможностями повысить шансы на участие в политических играх. Не случайно одним из последствий произошедших перемен стала значительная нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем. Эти две характерные черты нынешней политической перестройки не способствуют рассеиванию недоверия избирателей к партиям и являются причиной сохраняющегося пассивного отношения многих японцев к парламентским выборам.

    К началу ХХ1 в. в политической жизни Японии заметную роль играют шесть крупных  политических партий: Либерально-демократическая  партия, Демократическая партия, Комэйто, Либеральная партия, Коммунистическая партия Японии и Социал-демократическая партия.

               Либерально-демократическая партия — образована 15 ноября 1955 г. путем слияния двух буржуазных партий — Либеральной и Демократической.

С момента создания и до 1993 г. формировала однопартийное правительство.

ЛДП провозгласила  себя «народной партией», основывающейся на «идеале демократии» и стремящейся  к «стабилизации жизни народа», «построению государства благосостояния».

Успешное развитие экономики, подъем благодаря этому  уровня жизни японцев стали главными факторами, обеспечившими либерал-демократам поддержку избирателей, достаточную для формирования ими однопартийного правительства.

Вместе с тем  обеспокоенность японской общественности явлениями коррупции, порождаемыми тесными связями политиков ЛДП, бюрократии и финансового капитала в условиях несменяемости власти, привела к утрате в 1993 г. «монопольного права» ЛДП на формирование правительства.

ЛДП имеет в парламенте 266 депутатов в палате представителей и 105 — в палате советников (октябрь 1999 г.). Число членов ЛДП непостоянно — около 2 млн.

Партия организована преимущественно по территориальному принципу, максимально приближенному  к задачам ведения кампаний по выборам в парламент и органы местного самоуправления, но имеет отделения и по месту работы членов партии.

Высший орган  партии — ежегодный съезд. Депутаты парламента внутри партии пользуются привилегированным положением, решение  их общего собрания приравнивается к решению съезда.

При определении  политического курса и особенно при распределении руководящих  постов в партии и министерских мест в правительстве учитывается  соотношение сил между постоянно  действующими внутрипартийными фракциями  — группировками депутатов парламента.

Глава партии —  председатель, который избирается в  два этапа, причем в первом участвуют  все члены партии. Председатель на основе переговоров с лидерами фракций  формирует органы постоянного руководства  партией, назначает генерального секретаря.

Значительными полномочиями обладает Совет общих  вопросов — постановляющий орган, работающий практически на постоянной основе; получение одобрения этого органа необходимо при решении всех важных вопросов, касающихся политики партии в парламенте и правительстве.

С апреля 2000 г. председатель ЛДП и премьер-министр Японии — Мори Ёсиро.

Печатные органы — еженедельная газета «Дзию симпо», ежемесячный журнал «Дзию минсю» и др.

     Социал-демократическая  партия Японии создана в 1945 г. На партийном съезде в феврале 1991 г. отказалась от прежнего названия социалистической партии Японии, приняла ряд поправок правореформистского характера к партийной программе (принята в 1986 г. под названием "Новая декларация").

Социальную базу партии составляют рабочие, часть крестьян, рыбаки, средние и мелкие предприниматели, часть интеллигенции. Основной опорой партии являются профсоюзы. Для СДПЯ характерно разнообразие взглядов ее членов, поэтому для принятия решения требуется достижение компромисса между ними. Партия насчитывает около 70 тыс. членов.

 Партия "сакигакэ" (Провозвестник) — малочисленная неоконсервативная группировка, вышедшая в июне 1993 г. в результате внутрифракционной борьбы за власть из ЛДП. Самостоятельной силы не представляет, принципиальными программными положениями от ЛДП не отличается (вышла из ЛДП под лозунгом показной борьбы с коррупцией и повышенного национализма). В результате этого широкой поддержкой избирателей не пользуется.

   Коммунистическая партия Японии была создана в подполье в 1922 г., до 1945 г. действовала нелегально. Сейчас ее численность превышает 400 тыс. членов, имеет низовые организации во всех префектурах страны. Особенно сильно ее влияние в крупных промышленных центрах. Высший орган КПЯ — съезд, созываемый раз в 2-3 года. Партия имеет разветвленную сеть партийной печати. Максимальное влияние имела во второй половине 1980-х гг. (на муниципальных выборах 1987 г. имела самое большее за всю свою историю число депутатов-коммунистов — 3953 человека, в обеих палатах парламента имела по 30 депутатов).

 Подобное  влияние и численность не типичны  для компартий других государств. Правда, КПЯ не строит свою деятельность на основе марксизма-ленинизма. С другими компартиями ее связывает только название и некоторые пункты программы. Не случайно бывшая КПСС имела более тесные и частые контакты с руководством СПЯ, чем с КПЯ. В последнее время в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств деятельность КПЯ сталкивается с возросшими трудностями.

Демократическая партия Японии (ДПЯ) создана в сентябре 1996 г. бывшими членами социал-демократической партии Японии (СДПЯ) и новой партии "Сакигако". Вторая по величине партия, оппозиционная. Объединяет молодых политиков либерального толка. С распадом в декабре 1997 г. Партии новых рубежей (Синсинто), которая до этого считалась главной оппозиционной структурой, ДПЯ стала претендовать на роль основного консолидатора оппозиционных группировок центристской ориентации. В январе 1998 г. ДЛЯ сплотила вокруг себя ряд небольших партий и парламентских групп, что привело к образованию оппозиционного парламентского блока.

См. приложение Б (Основные политические партии). 
 
 

9. Тип партийной системы 
 

В настоящее  время в Японии существует многопартийная система с шестью доминирующими  партиями. 
 

10. Основные общественные организации и движения. 
 

               Профсоюзы. Кануло в прошлое время, когда выступления японских профсоюзов потрясали страну. Число организованных рабочих в Японии неуклонно снижается, демонстрируя тем самым глубину кризиса, переживаемого рабочим движением. Сейчас менее четверти трудящихся страны (12,5 млн. человек) платит членские взносы в профсоюзную кассу. Это разительное падение по сравнению с 1975 г., когда уровень организованности трудящихся в стране достигал 34,4 %.

Падает  не только численность профсоюзных  рядов, но и их активность. Свой пик  рабочее движение прошло четверть века назад. В 1974 г., например, профсоюзы были вовлечены в 9581 трудовой конфликт. А к 1991 г. это число снизилось в десять раз. Такая тенденция сохранилась и в последующие годы. Забастовкам и другим активным формам борьбы профсоюзные лидеры теперь предпочитают компромиссы с администрацией. Некогда грозное оружие пролетариата в борьбе за собственные права — весеннее наступление (дни единых действий трудящихся всей страны) — выродилось в показуху. Забастовки и митинги длятся не более нескольких часов и то лишь с условием, чтобы производство не пострадало. Профкомы напоминают теперь не боевые штабы, а скорее общественные клубы, где занимаются проблемами воспитания детей, образования, организацией коллективного отдыха, пикников и экскурсий. Эти задачи стояли перед профсоюзами и десятилетия назад, но тогда они были на периферии интересов профкомов, отдававших все силы борьбе за политические и экономические требования трудящихся.

Информация о работе Политическая система Японии