Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:01, реферат
С момента возникновения и до сегодняшних дней человеческое общество эволюционировало в сторону усложнения и дифференциации своей внутренней структуры. В процессе эволюции человеческой цивилизации усложнялись социальные связи между людьми, появлялись новые потребности и, соответственно, новые виды деятельности по их удовлетворению.
Наряду с внутренними изменениями менялись также природная среда обитания человека, международные условия существования государств. Общество постоянно вынуждено было приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды, адекватно реагировать на новые факторы экономической, социальной, экологической, демографической и прочих реальностей.
Введение
С момента возникновения
и до сегодняшних дней человеческое
общество эволюционировало в сторону
усложнения и дифференциации своей
внутренней структуры. В процессе эволюции
человеческой цивилизации усложнялись
социальные связи между людьми, появлялись
новые потребности и, соответственно,
новые виды деятельности по их удовлетворению.
Наряду с внутренними изменениями менялись
также природная среда обитания человека,
международные условия существования
государств. Общество постоянно вынуждено
было приспосабливаться к изменениям
внутренней и внешней среды, адекватно
реагировать на новые факторы экономической,
социальной, экологической, демографической
и прочих реальностей.
Само общество представляет собой сложную
систему, состоящую из многих подсистем
(экономической, семейной, культурной
и пр.). Политическая система - одна из них.
Именно она обеспечивает адаптацию общества
к изменяющейся среде его функционирования.
Она представляет собой упорядоченную
совокупность политических институтов,
политических отношений, подчиненных
кодексу политических, юридических, нравственных
норм, историческим традициям конкретного
общества.
1. Сущность и основные элементы политической системы общества
Система - это определенное
количество взаимосвязанных элементов,
которые создают стойкую
Политическая система возникла на определенном
этапе развития общества вследствие его
разделения на классы и появления государства.
Основными признаками политической системы
являются:
взаимосвязь группы элементов;
создание этими элементами определенной
целостности;
внутреннее взаимодействие всех элементов;
стремление к самосохранению, стабильности
и динамике;
способность вступать во взаимоотношения
с другими системами.
Определяющим элементом политической
системы является государство. Кроме него,
в политическую систему общества входят
политические партии, профсоюзы, ассоциации,
инициативные группы, группы влияния и
давления, социально-политические движения
и другие объединения, содержанием которых
являются политические процессы. (см. рис.1)
[1, с.145-246]
Политическая система общества имеет
свои подсистемы. Они образуют структуру
политической системы - определенные взаимосвязи
субординации и координации. Основными
структурными элементами политической
системы являются: организационная, нормативная,
культурно-идеологическая и информационно-коммуникативная
подсистемы. Структура политической системы
общества рассматривается также как единство
функционирующих государства, политических
партий и движений, групп давления, средств
массовой информации и самих индивидов.
Организационная подсистема |
|
SHAPE \* MERGEFORMAT
Нормативная подсистема |
Информационно-коммуникационная подсистема |
Культурно-идеологическая подсистема |
Рис.1. Политическая система общества
Такой подход слабо отражает политическую
культуру субъектов общества, уровень
политического сознания граждан, характер
властвования и другие стороны политической
динамики.
Организационная подсистема, или политическая
организация общества Организационная
подсистема, или политическая организация
общества, включает государство как аппарат
управления страной, политические партии,
общественно-политические организации
и союзы, социальные группы и общности,
действующие в политике. Это институциональная
подсистема политической системы, охватывающая
государственные (официальные) и негосударственные
(неофициальные) политические структуры.
Важнейшая роль в организационной подсистеме
принадлежит государству. Оно обладает
разветвленной и действенной совокупностью
органов, каждый из которых в свою очередь
является институтом властвования. Это
органы законодательной, исполнительной
и судебной власти, вооруженные силы, органы
разведки, внутренних дел, прокуратура
и др. Государство выступает примером
максимального сосредоточения власти.
Оно призвано, с одной стороны, выражать
интересы различных субъектов общества
и способствовать их воплощению на практике,
а с другой - официально представить интересы
всех граждан по безопасности, гражданству,
социальной защищенности, уровню и качеству
жизни, правам и свободам, социальному
статусу субъектов общества и т.п.
Политические партии, массовые общественно-политические
союзы и движения, профсоюзы, другие общественные
организации - добровольно-самодеятельный
компонент политической организации общества.
Общественные политические организации
осуществляют своеобразное посредничество
между государством и гражданским обществом,
обеспечивают дифференцированный учет
интересов различных групп населения
в государственной политике, представляют
и отстаивают эти интересы.
Многие общественно-политические организации
и движения не имеют преимущественно или
исключительно политического характера.
Основной вид их деятельности может быть
неполитическим. В политическую жизнь
они включаются в той мере, которая им
необходима и важна. Поэтому они не наделены
многими правовыми нормами участия в политике.
Например, профессиональные союзы не являются
собственно политической организацией.
Они отстаивают и защищают, как правило,
профессиональные интересы групп и слоев
общества. В политическую жизнь они включаются
по своему усмотрению, когда необходимо
поднять профессиональные интересы до
уровня политической значимости, использовать
политические методы и средства для защиты
профессиональных слоев и групп. Профсоюзы
не имеют юридических полномочий участвовать
в формировании, например, избираемых
законодательных органов государственной
власти по сравнению, например, с политическими
партиями й объединениями. Отношение к
власти, к избирательным кампаниям они
выражают своими методами и средствами:
стачками, демонстрациями, обращениями,
лозунгами, пикетами и т.п.
Существенная роль в политической организации
общества принадлежит также средствам
массовой информации, церкви, группам
интеллигенции. Их участие в функционировании
политической организации определяется
массовостью воздействия на население,
профессионализмом в разъяснении или
критике политических решений и действий
государства, других субъектов политической
организации. Они могут эффективно и оперативно
формировать у граждан ту или иную политическую
позицию.
Нормативная подсистема. Эта подсистема
представляет сложную совокупность принципов,
норм и различных политико-правовых и
морально-правовых установлений, традиций
и новаций, на основе которых осуществляют
свою активность в политике физические
и юридические субъекты. Главное содержание
нормативной подсистемы составляют юридические
нормы-законы, которые определяют процесс
законотворчества, устанавливают конкретные
права и обязанности политических организаций
и движений.
Важный элемент подсистемы - морально-этические
нормы и правила, политические традиции,
этикет политического поведения, общения
и деятельности. Нормы эффективно регулируют
политические отношения, придают им упорядоченность,
подчеркивают желательное или нежелательное,
дозволенное или недозволенное в политической
активности субъектов и успешном функционировании
политической организации. Однако важно
подчеркнуть, что, несмотря на наличие
развитой совокупности политико-правовых
и моральных норм и принципов, в современных
обществах часто наблюдаются отступления
от них, прямое игнорирование их и нарушение.
Это свидетельствует о том, что в нормативной
подсистеме могут доминировать субъективно-эгоистические
или негативно-корпоративные интересы
и ориентации, проявляться низкая культура
политических лидеров и других субъектов.
Более устойчивой является нравственная
составляющая нормативной подсистемы.
Юридические нормы-законы и принципы изменяются
в зависимости от нравственных позиций
и установлений власти или побеждающей
оппозиции. Нравственная нормативная
система во многом определяет культуру
и эффективность функционирования других
подсистем политической организации и
всей политики. Через политические нормы
и принципы получают признание социальные
интересы основных субъектов общества,
формируется нравственно-правовой фундамент
самой политической системы.
Политико-властные структуры стремятся
довести до граждан свои принципы и нормы
как общегражданские, рекомендуют или
требуют определенные модели политической
активности, согласовывают интересы групп
граждан и поощряют желаемые властью инициативы,
вводят необходимые, по оценкам властей
или самих граждан, ограничения.
С помощью нормативной подсистемы государственная
власть регулирует политические отношения,
оказывает воздействие на другие виды
отношений. Активное использование государством
норм и принципов целенаправленно формирует
политическое сознание граждан и их политические
качества, вырабатывает у них мировоззренческое
отношение к политике государства и гражданской
позиции индивидов.
Культурно-идеологическая подсистема.
Эта подсистема политической системы
представляет совокупность способов и
содержание политической жизнедеятельности
общества и его субъектов, оцениваемых
как культурные, состояние политических
идеологий в обществе и политической психологии
граждан, количественные и качественные
характеристики общественного мнения
о политике государства, деятельности
политических партий и общественно-политических
организаций. Культурно-идеологическая
подсистема выражает в первую очередь
совокупность состояний духовного мира
и практики граждан, ориентированных на
реальную политику государства и негосударственных
институтов. Она закреплена в системе
ценностей о политической власти, справедливости
или несправедливости, правильности или
ошибочности государственной политики,
выраженности в политике интересов граждан,
многих других жизненных политических
позициях, а также и идеалах. При этом духовно-объективной
основой политической культуры граждан
выступают правдивые, открытые политические
знания обыденного и рационально-теоретического
уровней.
Историческая практика показывает, что
политические знания в обществе могут
быть ложными, содержать полуправду о
политических интересах властвующих и
иных субъектов. Они могут быть неполными,
давать искаженную информацию о несуществующих
сторонах политической жизни, специально
замалчиваться или насаждаться. В подобных
ситуациях политическая культура граждан,
как правило, невысокая. Они инертно воспринимают
действия и программы власти, стремятся
отграничить себя от общественно-политических
процессов.
Политическая культура населения будет
достаточно высокой, если она основана,
с одной стороны, на объективных политических
других знаниях, соответствующих интересам
личности, социальных чувствах и волевых
состояниях, системе ценностей, убеждений
и верований, а с другой - на зрелой и ответственной
политической практике государства в
интересах граждан. Расхожий тезис о том,
что государственная власть или политический
лидер могут игнорировать интересы и оценки
населения страны при осуществлении крупных
реформ в сферах экономики, власти, социальной
и духовной жизни или даже смены конституционного
строя, на деле всегда означает прямой
обман граждан, насилие над их правом самостоятельно
определять способы и содержание своей
жизни. Данный тезис характеризует превышение
полномочий государственной власти, создаваемой
с главной целью - выражать и отстаивать
интересы граждан, поскольку единственно
правомерным и признаваемым как культурный
источник государственной власти является
народ страны.
Определенные властные функции выполняет
идеология. Большинство современных государств
придерживаются принципа множественности
идеологий в стране, так как они предназначены
для представления интересов различных,
достаточно крупных и устойчиво существующих
групп населения. Но имеют место и общества
с одной государственной идеологией. Политическая
идеология как элемент культурно-идеологической
подсистемы является составной и ведущей
частью идеологии. Идеология - это система
концептуальных теоретических идей, обосновывающих
интересы конкретной группы общества
или всего общества, правомерность и важность
данных интересов для институционализации
субъекта и его социального статуса. Политическая
идеология, исходя из сущностных признаков
политики, отражает и выражает имущественные,
властные, социальные и духовные интересы
субъекта, которые в совокупности и обусловливают
его место и роль в обществе и политической
жизни. Это может быть либерально-демократическая,
социал-демократическая, консервативно-монархическая,
анархическая, религиозная, социалистическая,
националистическая, фашистская и иная
идеология в зависимости от политических
ориентации тех социальных групп и общностей,
интересы которых идеология обосновывает
и выражает. Для государства важно, чтобы
идеологический демократизм множественности
идеологий дополнялся разработкой и активным
проявлением государственной идеологии.
Необходимость государственной политической
идеологии обусловлена тем, что государство
является главным субъектом политики
и политической организации общества.
Оно обязано в концептуально-теоретической
форме обосновать и выразить общие политические
интересы и ориентации граждан страны,
всемерно содействовать их реализации
в жизни. Действенность политических идеологий
аргументируется множеством методов и
средств. Одним из главных является общественное
мнение.
Информационно-коммуникативная подсистема.
Эта подсистема представлена средствами
массовой, локальной и индивидуализированной
коммуникации, научно-информационными
структурами. СМИ не являются единственными
распорядителями и распространителями
всякой, в том числе и политической, информации.
Информационно-коммуникативные задачи
выполняют государственные и негосударственные
организации в регионах, локальных социальных
общностях (этнических, религиозных, научных
и т.п.). Информационно-коммуникативную
функцию реализуют и повседневное политическое
общение, разнообразные виды политической
деятельности.
Информационно-коммуникативная подсистема
проявляет себя во взаимодействиях государства
с политическими партиями и другими негосударственными
общественно-политическими организациями,
государства с гражданами, политических
партий со своими электоратами. Данная
подсистема охватывает взаимодействия
политической сферы с другими сферами
жизни общества, межгосударственные отношения.
Подсистемы политической системы общества
постоянно действуют. Для них характерна
динамика, а не статика. Поэтому важен
функциональный аспект политической системы,
который раскрывает механизм властвования,
поступательность и результативность
политических действий.
Политическая система современной Украины
представляет собой переходную форму,
для которой характерно осуществление
демократических преобразований, преодоление
наследия тоталитаризма в политической,
социально-экономической и духовно-идеологической
сферах. В соответствии с новой Конституцией
в Украине сформировались демократические
политические институты и формы проявления
политической власти.
Единым органом законодательной власти
в Украине является парламент - Верховная
Рада Украины, конституционный состав
которой - четыреста пятьдесят народных
депутатов.
К полномочиям Верховной Рады Украины,
в частности, относится внесение изменений
в Конституцию Украины, определение основ
внешней и внутренней политики, назначение
выборов Президента Украины; устранение
Президента Украины с поста в порядке
особой процедуры (импичмента); рассмотрение
и принятие решений относительно одобрения
Программы деятельности Кабинета Министров
Украины; предоставление согласия на назначение
Президентом Украины Премьер-министра
Украины. Верховная Рада Украины осуществляет
также другие полномочия, которые согласно
Конституции относятся к ее компетенции. Президент Украины обеспечивает
государственную независимость, национальную
безопасность и правопреемственность
государства; представляет государство
в международных отношениях, осуществляет
руководство внешнеполитической деятельностью
государства; назначает внеочередные
выборы в Верховную Раду Украины и приостанавливает
полномочия парламента, если на протяжении
тридцати дней одной очередной сессии
пленарные заседания не могут начаться;
по соглашению с Верховной Радой Украины
назначает Премьер-министра Украины; приостанавливает
полномочия Премьер-министра Украины
и принимает решение о его отставке; определяет
по представлению Премьер-министра Украины
членов Кабинета Министра Украины, руководителей
других центральных органов исполнительной
власти, а также глав местных государственных
администраций и прекращает их полномочия
на этих должностях; является Верховным
Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины.
Высшим органом исполнительской власти
является Кабинет Министров Украины. Кабинет
Министров отвечает перед Президентом
Украины и подконтролен и подотчетен Верховной
Раде Украины.
Премьер-министр руководит работой Кабинета
Министров Украины, направляет ее на выполнение
Программы деятельности Кабинета Министров
Украины, одобренной Верховной Радой Украины.
Кабинет Министров обеспечивает государственный
суверенитет и экономическую самостоятельность
Украины, осуществление внутренней и внешней
политики государства, выполнение Конституции
и законов Украины, актов Президента Украины.
[3, с.155]. Исполнительскую власть в областях
и районах, городах Киев и Севастополь
осуществляют местные государственные
организации. Таким образом, когда говорится
о модели государственно-политического
устройства в современной Украине, то
речь идет, в частности, об устройстве,
где, как это происходит в современных
демократических странах, парламент принимает
законы, Президент является главой государства,
Премьер-министр и его кабинет осуществляют
исполнительскую власть. Властные структуры,
прежде всего, законодательные органы,
формируются при участии политических
партий. В таком государстве четко разделены
функции и полномочия законодательной,
исполнительной и судебной власти. Главным
в нем является примат права во всех сферах
гражданской жизни и подчиненность властных
органов законам.
Речь идет о правовом демократическом
государстве и гражданском обществе. Определение
Украины правовым государством (статья
1 Конституции Украины) еще не отражает
реальность настоящего, а является одним
из первоочередных задач, которые необходимо
решить в ближайшее время. Вывод: Таким образом, политическая
система Украины представляет собой переходную
форму, для которой характерны осуществление
демократических преобразований, преодоление
наследия тоталитаризма и авторитаризма
в политической, социально-экономической
и духовно-идеологической сферах.
2. Структура общества и ее функционирование
Человек - существо политическое,
утверждал Аристотель. Однако политика
- не единственная забота человека, и
отнюдь не занимает всех его помыслов.
Прежде чем заниматься политикой, индивид
должен удовлетворить свои повседневные
потребности в еде, одежде, жилье,
в настоящее время - в образовании,
в коммуникации с себе подобными
и т.д. Политика, власть, государство интересуют
его как инструмент выражения и реализации
своих личных и групповых повседневных
интересов. За рамками политики и государства
остается огромный и разнообразный мир
со спонтанно созданными общественными
неполитическими институтами - семьей,
профессиональными объединениями, другими
ассоциациями, выражающими тот или иной
интерес, те или иные потребности людей.
Эта повседневная жизнь индивидов, ее
первичные формы составляют сферу гражданского
общества.
Основополагающим элементом гражданского
общества выступает отдельная конкретная
личность, наделенная правами и свободами,
гарантом осуществления которых выступает
государство. Однако было бы ошибочным
представлять себе гражданское общество
как мир изолированных индивидов. Гражданское
общество представляет собой систему
самостоятельных и независимых от государства
общественных отношений и институтов,
создающих условия для самореализации
личности и коллективов, реализации частных
интересов и потребностей, индивидуальных
и коллективных. Эти интересы выражаются
и осуществляются через такие институты
гражданского общества, как семья, церковь,
система образования, научные, профессиональные,
творческие и иные объединения, ассоциации,
союзы. Повседневные потребности граждан
разнообразны и неравнозначны, что порождает
определенную соподчиненность сфер гражданского
общества.
Первый
уровень межличностных взаимосвязей обеспечивает
базовые, первичные потребности людей
в пище, одежде, жилье и т.д. Эти потребности
реализуются через профессиональные объединения,
потребительские ассоциации, частные
предприятия и т.д.
Второй
уровень межличностных взаимосвязей
реализует комплекс социокультурных отношений.
Основными институтами этого уровня являются
семья, церковь, школы, вузы, творческие
союзы, спортивные общества и т.д.
Третий
уровень межличностных взаимосвязей
составляют потребности в политическом
участии. Они реализуются с помощью политических
партий, групп давлений, общественных
движений - экономических, молодежных,
антивоенных и т.п.
Современное гражданское общество индустриально
развитых стран мира соткано из огромного
числа различных спонтанно созданных
ассоциаций и объединений. Это - муниципальные
коммуны, благотворительные фонды, потребительские,
спортивные общества, религиозные, политические
объединения, выражающие самые различные
интересы во всех сферах общественной
и частной жизни граждан. Их интересы различным
образом переплетаются, конкурируют, отталкиваются,
в чем-то совпадают друг с другом. Не полагаясь
на государство, население самостоятельно
решает проблемы своих территорий, социальных
групп в области образования, здравоохранения,
защиты окружающей среды; критикует и
разоблачает социальное зло в политике,
в экономике, поднимает вопросы нравственного
здоровья нации. [5, с. 203-204]
Теоретической базой формирования гражданского
общества в Украине является положение
Основного Закона Украины, несмотря на
отсутствие в его тексте самого термина
"гражданское общество". В Украине
сегодня происходит постепенный процесс
становления гражданского общества, который
еще очень далек от завершения. Необходимо
отметить, что в какой-то мере гражданское
общество существовало в нашем государстве
и в советское время, но в тоталитарном
обществе сфера частной жизни людей подчинялась
государству, сокращалась к масштабам
"кухонного" свободомыслия.
В Украине сформированы органы власти
разного уровня, но гражданское общество
характеризует не только наличие "властной
пирамиды", но и эффективность ее функционирования,
чего на практике в нашем государстве
не наблюдается. Многочисленные министерства,
ведомства, комитеты, подкомитеты, комиссии
и т.д. пока еще демонстрируют несостоятельность
вывести страну из системного кризиса,
поэтому имеет место динамический процесс
отчуждения граждан от государства, власти
и политики. По выводам отечественных
политологов и социологов, Украина является
лидером среди постсоциалистических европейских
государств по уровню недоверия населения
властным структурам.
Для гражданского общества характерна
система представительства интересов
разных групп населения в виде объединений
граждан. В условиях гражданского общества
партии выражают интересы и формулируют
политические приоритеты определенных
социальных групп. На сегодня политические
партии не достаточно способствуют надлежащему
установлению каналов связи между государством
и гражданами. Немало партий - особенно
во время избирательных кампаний - пытаются
показать себя представителями интересов
не определенных социальных групп, а всего
народа, что является популистским недальновидным
шагом.
Неразвитость гражданского общества в
Украине прослеживается в угрожающе низком
уровне привлеченности граждан к организованной
общественно-политической деятельности
и очень низком уровне политической эффективности
(оценка субъектом своей возможности влиять
на политические события и решения), что
связано со слабым развитием правовой
системы в государстве и правового сознания
у людей.
Для становления гражданского общества
в Украине необходимой является реструктуризация
украинского общества. К тенденциям трансформации
социальной структуры нашего государства
можно отнести фактическое отсутствие
среднего класса и значительного продвижения
в его формировании, люмпенизацию многочисленных слоев населения, появление
новых владельцев, поляризация богатства
и бедности, сохранение старой номенклатурой
своих позиций. Свыше 70 процентов населения Украины занимает
положение ниже среднего класса и существует
в условиях крайней неопределенности
и неуверенности. Через несформированность
среднего класса, расслоение общества
на богатых и бедных преобладает принцип
силы, а не принцип права, хотя повсеместно
декларируется намерение построения правового
государства.
Факторами формирования в Украине гражданского
общества имеются свободные и альтернативные
политические выборы, референдумы, независимые
(в первую очередь, от органов власти) средства
массовой информации, развитие местного
самоуправления, политические партии,
способные представлять групповые интересы,
наличие рыночных отношений и экономического
плюрализма.
Следовательно, подводя итог, можно констатировать,
что те элементы гражданского общества,
которые существуют на Западе, могут появиться
в Украине при кардинальном сдвиге в экономике,
политической структуризации украинского
общества, при незаангажированности украинских
масс - медиа. Формирование гражданского
общества является необходимым условием
перехода к рынку и правовой государственности.
Суть идеи гражданского общества состоит
в признании дуализма общества и государства,
индивидуального и коллективного начал.
Причем такой дуализм характерен главным
образом для общественно-политической
системы, отождествляемой с капитализмом,
политической демократией и правовым
государством. Здесь, как в целостном социуме,
выделяются следующие взаимосвязанные
и взаимозависимые подсистемы: производственная
(или экономико-хозяйственная), социальная,
духовная и политическая. Производственная
С идеально типологической точки зрения
гражданское общество - это своего рода
социальное и социокультурное пространство,
в котором люди связаны и взаимодействуют
между собой в качестве независимых как
друг от друга, так и от государства индивидов.
Именно в гражданском обществе обеспечиваются
самые различные формы плюрализма - от
сугубо социального до конфессионального
и этнонационального. Это арена деятельности
частных лиц, классов, групп, корпораций,
сословий, институтов, которая регулируется
гражданским правом и прямо не зависит
от государства. Оно напоминает поле боя,
где сталкиваются частные интересы, причем
чрезмерное развитие одних элементов
гражданского общества может привести
к подавлению других его элементов.
Иначе говоря, гражданское общество представляет
собой форму самоорганизации людей, включающую
разного рода добровольно сформировавшиеся
негосударственные социальные, экономические,
профессиональные, образовательные, религиозные,
культурные и иные институты, организации,
объединения, союзы. Это система обеспечения
жизнедеятельности социальной, социокультурной
и духовной сфер, их производства и воспроизводства,
система самостоятельных и независимых
от государства общественных институтов
и отношений, которые призваны обеспечить
условия для социализации и самореализации
отдельных индивидов и коллективов, реализации
частных интересов и потребностей, будь
то индивидуальные или коллективные. Общество
- прежде всего союз личностей, и вне этих
последних оно лишено всякого смысла.
Качество общества зависит от качеств
составляющих его личностей, налагающих
печать своей воли, своих устремлений,
нравственных ориентиров на формы общественной
жизни. Здесь возможно одно из двух: либо
режим всеобщего принудительного согласия,
исключающий какое-либо отклонение от
намеченного плана жизни общества, либо
условия для полного проявления творческих
потенций каждого индивида, противоречий
и конфликтов, без чего нельзя представить
себе сам животворящий дух истории. Естественно,
что формирование гражданского общества
неразрывно связано с формированием идеи
индивидуальной свободы, самоценности
каждой отдельно взятой личности.
При всем сказанном гражданское общество
нельзя представлять как промежуточное
звено, некую прокладку между сферой производства
и сферой политической. Оно органически
проникает в сферу как политического,
так и экономики. С определенными оговорками
можно сказать, что гражданское общество
и правовое государство в свою очередь
предполагают определенный тип экономики,
основанный на частной собственности
и системе свободного рынка (применительно
к современному обществу, возможно, на
принципах свободы экономического выбора).
Более того, можно сказать, что экономика,
если абстрагироваться от ее инфраструктурных
и чисто технико-экономических аспектов,
является частью гражданского общества.
Показателем единства всех подсистем
человеческого социума является также
существование комплекса так называемых
промежуточных институтов, которые выступают
в качестве несущих конструкций одновременно
и самого гражданского общества, и мира
политического. Гражданское общество
- это не только определенный комплекс
институтов, но и система отношений. В
этом качестве оно есть духовное, социокультурное
и политико-культурное образование.
Соответственно оно включает не только
институты, функционирующие в этих сферах,
но и всю произведенную в них продукцию,
как материальную, так и духовную. Поэтому
естественно, что гражданское общество
невозможно представить без национальных,
религиозных и других традиций, обычаев,
мифов, символов, стереотипов поведения,
морально-этических норм, ценностей и
т.п. Следует учесть также то, что гражданское
общество - это не только определенный
комплекс институтов, но и система отношений.
В этом качестве оно есть духовное, социокультурное
и политико-культурное образование.
Соответственно оно включает не только
институты, функционирующие в этих сферах,
но и всю произведенную в них продукцию,
как материальную, так и духовную.
Поэтому естественно, что гражданское
общество невозможно представить без
национальных, религиозных и других традиций,
обычаев, мифов, символов, стереотипов
поведения, морально-этических норм, ценностей
и т.п.
Оно включает систему социальных связей,
в которой формируются и реализуются экономические,
профессиональные, культурные, религиозные
и иные интересы людей.
Заключение
В процессе трансформации
политической и экономической систем
в Украине продолжается поиск
эффективной модели развития экономики.
Очевидно, что новая экономическая
система не может быть "чистым
капитализмом", который преобладал
в середине XIX в.
Тем более что в развитых странах доминируют
смешанные общества. У них взаимодействуют
рынок как средство повышения эффективности
экономики и система коррекции рынка как
средство достижения оптимально справедливого
распределения доходов через структуру
социального законодательства.
Модель экономического развития Украины
предусматривает поэтапное осуществление
целеустремленной, научно обоснованной
программы выхода из кризиса путем сочетания
регулирующего влияния государственных
органов на экономику и ввод рыночных
отношений.
Ключевым фактором в создании экономической
сферы, благоприятной для предпринимательской
деятельности, имеется государство, которое,
не вмешиваясь в деятельность частных
предприятий, управляет рынком и поддерживает
его, сдерживает негативные тенденции
через соответствующие юридические рычаги
- программы налогообложения, монетарную
политику. Государство призвано заботиться
о сочетании частных и общественных интересов.
Осуществляя стратегию выхода из экономического
кризиса, важно принимать во внимание,
что переход общества от тоталитарного
уклада к демократическому не происходит
за несколько лет.
Экономика Украины нуждается в существенных
структурных изменениях, а это невозможно
без формирования механизма воссоздания
целостной национальной экономики (за
годы независимости так и не удалось его
сформировать).
Поэтому нужна всесторонне обоснованная
концепция экономических реформ, соответствующие
управленческие структуры, профессионально
подготовленные кадры, которые бы в совершенстве
владели механизмами превращения современной
экономики
Литература
1. Лавківський К.М., Піча В. М.,
Хома Н.М. Політологія. Л.: Магнолія Плюс,
2004. - 476с.
2. Каверин Б.И., Демидов И.В. Политология.
М.: ЮНИТИ, 2004. - 335с.
3. Політологія. За заг. ред. Ю.І. Кулагіна.
К.: Альтерпрес, 2002. - 612с.
4. Коментар до Конституції України. - К.,
1996. - С.29
5. Матвеев С.А., Буланенко Л.С., Михеев С.А.
Политология. Х.: Одиссей, 2004. - 336с.
6. Гелей С., Рутар С. Політологія. К.: Знання,
1999. - 427с.
Информация о работе Политическая система современной Украины