Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:12, контрольная работа
Многочисленные социологические исследования, проводившиеся в первом полугодии 2011 г., показывают, что в политическом сознании российского населения происходят быстрые и, возможно, необратимые изменения. Они выражаются в падении доверия к политическим лидерам и политическим партиям, росте протестных настроений и усилении спроса на лидеров и партии, не представленные в официальном политическом спектре.
Политическая
система современной
России
Многочисленные социологические исследования, проводившиеся в первом полугодии 2011 г., показывают, что в политическом сознании российского населения происходят быстрые и, возможно, необратимые изменения. Они выражаются в падении доверия к политическим лидерам и политическим партиям, росте протестных настроений и усилении спроса на лидеров и партии, не представленные в официальном политическом спектре.
Если на протяжении 10 лет участники фокус-групп говорили об ожидании улучшения положения в стране, то в последнее время тезис о том, что положение в стране улучшается, практически исчез из обсуждений. Широко распространилось мнение, что в стране все плохо, экономика не развивается, а нефтедоллары присваивает правящая верхушка, прикрывая отсутствие успехов политической демагогией. Наряду со снижением доверия к Путину и Медведеву растет запрос на нового лидера, появления которого в прошлом люди боялись.
Причины
перелома политических настроений лежат
не только в последствиях экономического
кризиса, но и в глубоких социальных
изменениях, которые произошли в
результате экономического подъема
в докризисный период. Главным
итогом этих изменений стало появление
массового городского среднего класса,
который по уровню жизни и социальным
установкам стремительно сближается со
средним классом стран
В случае роста ВВП темпами 4% в год численность этой прослойки к началу 2020-х гг. достигнет 40% населения. По оценкам McKinsey & Company, к 2025 г. количество семей в Москве с доходами свыше $20 000 вырастет на 1/3 и составит почти все население города. Рост среднего класса ускорится благодаря тому, что в наиболее продуктивный возраст (30-40 лет) войдет многочисленное поколение детей, родившихся в 1980-х. Оно войдет в расцвет профессиональной деятельности в период, когда обострится дефицит на рынке труда. Его доходы будут расти быстрее, чем у других поколений. Эти люди будут быстро пополнять ряды среднего класса европейского типа.
Для
российского среднего класса характерен
специфический и отчасти
Эта
группа населения все еще сохраняет
лояльность к властям, но ее настроения
становятся все более критическими.
Склонность к протестам нарастает
— особенно из-за недовольства высокой
коррупцией, слабостью институтов правового
государства и отсутствием
Средний класс сосредоточен в крупных городах и формирует плотные социальные сети в интернете. Он находится в центре информационного влияния и формирует взгляды более широких слоев населения. Протестные идеи из интернета легко проникают в центральные и провинциальные печатные СМИ, а в последнее время и на центральные теле- и радиоканалы. Существуют многочисленные свидетельства растущей гражданской самоорганизации и высокой способности к мобилизации через интернет. Яркий пример — участие волонтеров в тушении пожаров летом 2010 г., которое координировалось преимущественно через социальные сети.
Существующая
партийная система плохо
В отсутствие поддержки со стороны растущего среднего класса существующие партии будут тесниться на сжимающейся электоральной поляне. Их проблемы не только в обновлении контента и лидерства, но и в неадекватной внутрипартийной организации. Она базируется на устаревшем подходе 1990-х, в основу которого положено создание обширного партийного актива в провинции. При низком проникновении интернета это позволяло добиваться хороших результатов на федеральных и местных выборах. Однако провинциальный актив воспринимает новые идеи с запозданием, а работа с ним забюрократизирована. Например, партии «Яблоко» может потребоваться 8-10 месяцев для одобрения позиции по важному вопросу на политсовете. Такие партии всегда будут запаздывать в реагировании на запросы городских избирателей. Для работы с таким электоратом многочисленный региональный партактив — не преимущество, а помеха, лишающая партию гибкости и динамизма. Этой группе людей требуется партия нового типа. Она должна выстраивать доверие избирателей через интернет, реагируя на запросы своих сторонников в режиме онлайн и быстро обновляя политический контент, в том числе в формате «Википедии». Подобную партию в России еще предстоит сформировать, но, если она будет создана, ее ожидает большое будущее.
Отсутствие
реального политического
Перелом общественных настроений обозначился слишком близко к началу выборов. Российское общество переросло существующую политическую систему, но адаптировать ее к новым условиям до выборов уже невозможно. Руководство страны осознает политические риски, но надеется ограничиться косметическими изменениями в партийной системе, такими как ребрендинг «Единой России» под новым названием «Народный фронт» или выдвижение Михаила Прохорова на пост руководителя партии «Правое дело». Партийная система войдет в новый политический цикл нереформированной и еще глубже оторванной от ожиданий избирателей.
Политические лидеры столкнутся с растущим дефицитом доверия и общественной поддержки как раз тогда, когда смена модели роста потребует энергичных социальных и экономических реформ. Неустойчивое состояние экономики и отложенные реформы будут провоцировать политические кризисы, усиливая давление в направлении политических изменений. Рано или поздно вопрос о модернизации политической системы выдвинется на первый план. Повестка политических реформ может включать по меньшей мере три направления. Во-первых, реорганизацию партийной системы, включая омоложение стареющего руководства основных партий и формирование новой партии, ориентированной на поддержку со стороны городского среднего класса. Во-вторых, проведение досрочных парламентских выборов с возможным формированием коалиционного правительства парламентского большинства. В-третьих, по мере выдвижения новых политических лидеров в рамках более конкурентной партийной системы, проведение досрочных выборов президента.
Таким образом, предстоящие в России парламентские и президентские выборы отнюдь не завершают период высокой политической неопределенности, а, наоборот, могут послужить катализатором для последующих политических перемен. Модернизация политической системы может потребовать длительного времени и сопровождаться обострением политических конфликтов. Но в конечном счете ее неизбежным итогом станет усиление представительности политической системы и развитие механизмов политической конкуренции.