Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:28, реферат
Швейцария - страна в самом сердце Европы и Альп, занимает площадь немногим более 40 тыс. кв. м. В республике проживает примерно 0,03% населения земного шара - около 7 млн. человек. Однако, непропорционально к величине страны и числу ее жителей, Швейцария является одним из самых передовых в экономическом отношении государств планеты. По уровню доходов швейцарцы занимают одно из первых мест в мире. Сейчас Швейцария, страна с "прямой демократией", считается по праву самой стабильной в Европе, что подчас дает кое-кому повод обвинять ее в чрезмерной консервативности и противодействии любым преобразованиям.
1. Введение 1
2. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире 2
3. Конституция государства 3
4. Высшие органы власти государства: их формирование, полномочия, структура 4
5. Форма государства 6
5.1. Форма государственно-территориального устройства 6
5.2 Форма правления 7
5.3 Тип политического режима 8
6. Форма избирательной системы 8
7. Основные политические партии (правящая, оппозиция) 9
8. Тип партийной системы 10
9. Правовое положение личности 11
10. Тип государства 13
11. Тип политической системы и его характеристика 13
12. Заключение 15
13. Список используемой литературы 16
Свобода вероисповедания и свобода совести. Каждый человек свободен в выборе своей веры, как религиозной, так и политической. Но то или иное вероисповедание не освобождает от выполнения гражданских обязанностей.
Свобода выбора религии и религиозного культа. Разрешаются все богослужебные действия, не попирающие мораль и общественный порядок.
Право на заключение брака. Ничто не может юридически препятствовать заключению брака, за исключением несовершеннолетия, близкого родства или психического заболевания. Ни отсутствие средств, ни различие вероисповеданий и гражданства не считаются препятствиями к браку.
Право на свободное выражение мнений. Это право относится к основным свободам демократии. Если отличающиеся друг от друга точки зрения не могут быть свободно представлены в прессе или публично, то это означает, что отсутствует база для независимого формирования мнений.
Свобода торговли и свобода предпринимательства. Конкуренция в рыночной экономике защищена этой охраняемой правом свободой.
В некоторых сферах Швейцарская Конфедерация обладает исключительными правами (“монополией”). Это таможенная монополия, монополия на выпуск монет и банкнот, на производство пороха и алкоголя.
Кроме Конфедерации исключительные права (“прерогативы”) имеют также кантоны в основном в рыболовстве и охоте.
Для некоторых сфер хозяйственной деятельности, влекущих за собой пользование общим достоянием, государство выдает “концессии” (например, для транспортных предприятий, водопроводных станций, добычи полезных ископаемых и т.д.).
Социальные права человека. Так называемые социальные права человека в Конституции Швейцарской Конфедерации не содержатся.
Гражданские права, обладателями которых являются только граждане Швейцарии:
Равенство перед законом (в узком смысле). Нарушение этого равенства может быть обжаловано через суд. Неимущие граждане могут воспользоваться финансовой помощью государства (бесплатный процесс и/или бесплатное предоставление адвоката).
Право свободного выбора места жительства. Закрепляется право каждого швейцарца поселиться в любом месте Швейцарии. Это право не исключает правил, связанных с регистрацией места жительства.
Право на создание объединений и свободу собраний находится на грани между гражданскими и политическими правами. Граждане имеют право собираться вместе с единомышленниками и создавать объединения всех видов. Это право разрешает образование политических партий, равно как и религиозных и экономических объединений.
Политические права
Осуществление политических прав принципиально предполагает швейцарское гражданство. Кроме того, тут должны соблюдаться и прочие условия (например, минимальный возраст и место жительства при праве голосовать, избирать и быть избранным). К политическим правам относятся пассивное и активное избирательное право, а также право на инициативу и участие в референдуме.
Об обязанностях гражданина Швейцарии
Обязательное обучение. Посещение школы в течение восьми или девяти лет является обязательным, а государственной школы — бесплатным.
Налоговая повинность. Граждане уплачивают в Конфедерации и в кантонах подоходный налог, а в некоторых кантонах ещё и налог на имущество. Большинство налоговых систем нацелены сегодня на прогрессивное налогообложение, т.е. большие доходы облагаются большими в процентном отношении налогами, чем более низкие доходы.
Воинская повинность. Каждый гражданин Швейцарии мужского пола является военнообязанным и должен проходить в возрасте от 20 до 50 лет — в качестве офицера до 55 лет — специальную подготовку, а в случае войны — действительную военную службу. Граждане, непригодные к прохождению военной службы, выплачивают определенную сумму в качестве компенсации. Военное устройство Швейцарии претерпевает в настоящее время изменения, а именно возрастной ценз военнообязанных планируется снизить до 40 лет.
Обязанность голосовать. За исключением немногих кантонов, где неисполнение обязанности голосовать наказывается незначительным денежным штрафом (принуждение к голосованию), гражданин Швейцарии абсолютно свободен в использовании или неиспользовании своих политических прав.
Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели, политические интересы в обществе, функционирование государственного механизма.
Западноевропейская политическая наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому критерию выделяются два типа государств: демократия и автократия. То есть Швейцария является демократическим государством.
С точки зрения уровня социально-экономического развития Швейцария – высокоразвитое государство.
С точки зрения способа организации – республика.
С точки зрения государственного устройства – федеративное.
С точки зрения способов и методов осуществления государственной власти – демократическое.
Политическая система – универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны с политическими отношениями и которая, в конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государственной власти.
Понятие “политическая система” позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нём политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти.
Политическая система выступает как динамическая целостная система в органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной, этнической, религиозной. Границы политических систем подвижны. Они изменяются в период агрессивных войн, активного добровольного участия граждан в политической жизни.
Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев.
В зарубежной политической мысли типы политических систем классифицируются по разным основаниям и критериям, что позволяет более конкретно анализировать, отличать достоинства одних типов политических систем и видеть недостатки других, как при одинаковых экономических структурах, так и их различных.
Политолог Ж. Блондель делит политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений (сюда можно отнести Швейцарию);
коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;
становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления;
авторитарно-консервативные системы, цель которых сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.
Встречается и упрощённая классификация политических систем. Например, системы, ориентированные на традицию или статус-кво. Их главная цель – сохранить и поддержать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической и духовной сферах. Это также системы, ориентированные на перемены. Их цель структурные преобразования всех сфер жизнедеятельности общества.
Достаточно распространено деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические (Швейцария).
Швейцарскую Конфедерацию можно отнести к западной политической системе, так как в ней парламентская форма демократии.
Западные политологи выделяют три типа политических систем:
Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются политической культурой, опирающейся на рациональный расчёт, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная и четко определены их функции.
Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократия). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрешительный и принудительный характер.
Континентально-европейские системы. Для них характерно существование и взаимодействие элементов старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур. Швейцария относится к такому типу политической системы.
Существуют и другие критерии классификации политических систем. Это свидетельствует о многомерности современных политических структур, о необходимости изучать, анализировать политические системы с учётом разных подходов, критериев и приёмов.
В заключение я хотела бы сказать, что, когда чуть более ста пятидесяти лет назад было основано Швейцарское Федеративное государство, в сердце Европы возникло новое политическое и культурное образование, созданное на принципах свободы и равенства и отражавшее в себе плюралистические особенности страны. В то время Швейцария предвосхитила процесс европейского развития, поскольку на континенте еще господствовали старые режимы и монархии. Возникла особая политическая культура: внутри страны - демократические порядки и смена правительств, во внешней политике - самоизоляция и нейтралитет. Не случайно швейцарская республика избежала катастроф Первой и Второй мировых войн. После 1945 года началась эпоха удивительного экономического успеха.
Модель швейцарской государственности - высокая политическая культура, подлинная демократия, защита интересов национальных меньшинств, экономическое благополучие и экологическая безопасность.
1. Современные зарубежные конституции / Под ред. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ, 1996. – 286с.
2. Страны мира: Справочник. 1999 / Под общ. Ред. И.С. Иванова. – М.: Республика, 1999. – 512с.
3. Обзор, составленный Швейцарским Хельсинкским союзом,
Швейцарским Восточным институтом и Фондом демократии - http://www.hrights.ru/text/b3/
4. Онлайн Энциклопедия «Кругосвет» - http://www.krugosvet.ru/
5. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник - http://kommentarii.org/strani_
1