Политическая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы является Российская политическая система, которая возникла в результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 году и завершившегося в 1993 году. Поэтому в настоящее время российская политическая система переживает период становления - процесс длительный, противоречивый и болезненный.

Содержание

Введение 2
1. «Политическая система» как категория политологии 4
2. Особенности политической системы СССР и РСФСР 6
3. Создание постсоветской политической системы в РФ на базе Конституции России 1993 года 13
4. Модернизация современной российской политической системы 21
Заключение 23
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

В результате мартовско-апрельекого кризиса Дума растеряла свой авторитет в народе и депутаты сделали вывод, что  если они не хотят 
превратиться в посмешище, то в дальнейшем должны настаивать на своих позициях до конца, не боясь роспуска Думы. В России появилось еще более слабое правительство, чем было. Неопытный премьер, не имеющий политической поддержки партий и движений, был обречен на непонимание своей политики и на неизбежные просчеты, углубляющие кризис экономики.             
 

Тяжелое наследство Черномырдина не давало Кириенко развернуть свои способности реформатора. Летом разразилась «рельсовая война» шахтеров, показавшая, что если в обозримом будущем не будет решена проблема выплаты заработной платы, пенсий, безработицы» то это чревато социальным взрывом. Убийство лидера движения в защиту армии и оборонной промышленности, популярного в армии генерала Л. Рохлина вызвало подозрения в причастности к нему политико-криминальных структур. Избрание генерала Лебедя губернатором Красноярского края активизировало идею сильной руки в государстве, диктатуры ради порядка. Попытка достичь примирения путем организации похорон семьи Николая II в Петербурге 17 июля вызвала у большей части общества раздражение и непонимание. Технократическое правительство Кириенко оказалось неспособным найти поддержку в обществе и фактически повисло в воздухе.       

В августе  кабинет министров Кириенко окончательно обанкротился, проработав 120 дней.       

Первые  шаги правительства, связанные с нормализацией финансового рынка, стабилизацией курса валют, с установлением государственной монополии на винно-водочные изделия крепостью свыше 28%, вызвали одобрение в обществе. Отказавшись от требования смещения правительства, оппозиция, тем не менее, провела совместно с профсоюзами 7 октября всероссийскую акцию протеста, в которой приняло участие, по меньшей мере, 20 млн. человек, под лозунгом «Президента в отставку!». В Государственной Думе была продолжена работа комиссии по формулированию обвинений Б. Н. Ельцина в нарушении прежней Конституции во время ликвидации СССР и РСФСР  для обоснования процедуры импичмента Президента. Ввиду очевидного физического нездоровья Ельцина в стране фактически началась досрочная неофициальная избирательная кампания по подготовке новых парламентских и президентских выборов. О своем намерении выдвинуться кандидатами на высший пост публично заявили Ю. М. Лужков,  Г Н. Селезнев, Г. А.Явлинский, В. С. Черномырдин.       

Эффективная работа правительства Е. М. Примакова по стабилизации экономики и решению первоочередных социальных проблем сделала премьера самым перспективным кандидатом в президенты. Стремясь не допустить его победы Б. Н.Ельцин добивается смены руководства правительства, поставив на это место сначала   С. В. Степашина, а затем В. В. Путина — будущего

президента   Российской   Федерации.                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Модернизация  политической системы России на современном этапе. 

     В соответствии со статьей 1 Конституции  Российская Федерация - есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления.

     Характеристика  Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Кон­ституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

     Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны.

     Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя, как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

     Согласно  Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судебную - федеральные  суды (Конституционный Суд, Верховный  Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

     Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

     Особую  роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный  Суд Российской Федерации, правомочный  решать дела о соответствии Конституции  Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

     Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как  их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества.

     Следует отметить, что политическая система  России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Таким образом, в данной контрольной работе политическая система определяется как: совокупность норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.

     Институционализированную  часть политической системы называют политической организацией. Цель такой  организации политическая власть.

       Основными элементами политической  организации являются государство и политические партии. Государство и политические партии являются внешним проявлением политической системы.

     Государство с помощью своих органов осуществляет государственную власть, аполитические  партии влияют на принимаемые государством решения в осуществлении этой власти, а так же защищают и осуществляют интересы определенной группы людей.

     Основными функциями политической системы  являются: организация деятельности общества, распределение материальных и духовных ценностей, разработка норм и правил поведения людей в обществе, а так же контроль за их исполнением. К тому же политическая система согласовывает интересы общества с государственными интересами.

     В различных странах политические системы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи. Вместе с тем типы существующих политических систем, особенно современных, имеют общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу политических систем.

     Политические системы можно разделить на авторитарные, тоталитарные и демократические.

     Каждая  из этих политических систем имеет  свои преимущества и недостатки.

     Авторитаризм  представляет собой промежуточное  состояние между демократией  и тоталитаризмом. Авторитаризм сохранился только из-за экономической отсталости и неразвитости гражданского общества. Как правило, автократические политические системы встречаются многих странах Азии и Африки.

     Тоталитаризм  – это “реакция” общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсированное, догоняющее развитие.

     Но  по мере развития общества и экономики, каждая из этих политических систем становится демократической.

     Для демократической политической системы  характерны: разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную, так же реализацией прав большинства.

     Таким образом, наиболее прогрессивной и преимущественной является демократическая политическая система.

     Главным ориентиром в развитии политической системы должны оставаться  демократические ценности, либеральные реформы, а следовательно становление либерально-демократического политического режима, усиление республиканских начал в государственной власти.

     Описывая  политическую систему России можно  встретить некоторые сложности. Политическая система Российской Федерации носи переходный характер. Российская политическая система находится в стадии становления. Еще недавно Россия была советским государством и поэтому еще не до конца ликвидированы пережитки старого режима.

     Описывая  и сравнивая Политическую систему Российской Федерации с “доперестроечной” политической системой, можно выделить следующие особенности:

     1.     Выделение в качестве высшей  государственной ценности права  и свободы человека.

     2.     Отказ от единой идеологии  и признание идеологического многообразия.

     3.     Признание и защита частной  собственности.

     4.     Наличие политической оппозиции.

     Таким образом, политическая система и  политическая система Российской Федерации, в пределах одной контрольной работы,  раскрыта достаточно полно. Заканчивая работу, можно с уверенность сказать, что цели, выделенные в начале работы выполнены.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

 
  1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
  2. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., 1994.
  3. Конституция СССР. М., 1977.
  4. Указ Президента РФ от 20.05.1993 г. «О созыве конституционного совещания и совершенствовании подготовки проекта Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №21. п.1903.
  5. Мухаев, Р.Г. Политология: учеб. для студ. вузов / Р.Г. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
  6. Панарин, А.С. Политология: учеб. для вузов / А.С. Панарин. – М.: Гардарики, 2004. – 480 с.

7.Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С.1259-1260

Информация о работе Политическая система России