Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:57, реферат
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества.
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Основные формы: Демократия, Теократия, Тоталитаризм, Авторитаризм
Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество. Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Политической системе свойственны общие черты социальных систем. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы..
Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими. Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы. политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы. социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти. политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти. политическая практика, состоящая из политической деятельности.
Сущность политической
системы общества наиболее ярко проявляется
в её функциях. Выделяют следующие
функции политической системы: Обеспечение
политической власти для определённой
социальной группы или для большинства
членов данного общества (политической
системой устанавливаются и
Структура:
Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:
Институциональный компонент, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и другие). Ведущим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение политических партий и групп интересов в политической системе. В демократических обществах они автономны и успешно осуществляют свои функции. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату, их естественные функции деформированы.
Функциональный компонент, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства, воздействия на общественную жизнь и другое).
Регулятивный компонент, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и другое). Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений.
Коммуникативный компонент, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики, которая устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дела на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации, под которыми подразумевается телевидение, радио, газеты, журналы, книги, глобальная сеть Internet, рассчитанные на огромную аудиторию.
Идеологический компонент, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация)
Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве
Сущность - это
главное в предмете (явлении, процессе),
что определяет все его стороны,
характеристики, взаимосвязи и отличает
его от всех иных явлений окружающей
действительности.
Сущность явления остается неизменной,
хотя некоторые его характеристики могут
меняться в процессе исторического развития.
Сущность всех государств едина. Однако
она не лежит на поверхности, скрыта в
глубине явления, до нее нужно добраться.
На сегодняшний день в юридической науке
сформировалось два подхода к сущности
государства: общесоциальный и классовый.
С точки зрения классового подхода сущность
государства в том, что оно есть машина
для подавления угнетенных классов, навязывания
им воли господствующего класса. Этот
подход верно характеризовал сущность
ряда исторических типов государства
(рабовладельческого, феодального, буржуазного),
однако на определенном этапе развития
сущностные характеристики государства
изменились; данный подход не может объяснить
сущность современных государств.
С точки зрения общесоциального подхода
государство - средство достижения консенсуса,
компромисса в обществе. Оно должно принять
меры для предотвращения, сглаживания
возможных конфликтов, противоречий между
различными слоями, группами населения.
Современное общество неоднородно по
своему составу, оно включает в себя различные
слои, группы, интересы которых различны,
но не взаимоисключаемы. Для государства
с классовой сущностью характерно наличие
классов, интересы которых антагонистичны,
взаимно исключают друг друга. Для современного
общества характерно наличие различных
социальных групп, интересы которых могут
быть удовлетворены параллельно, не в
ущерб другим социальным слоям. Задача
современного государства - найти возможности
для максимально полного удовлетворения
интересов всех социальных групп, не допуская
противоречий между ними.
В сущности любого государства присутствуют
и классовый, и общесоциальный аспекты.
На определенном этапе исторического
развития доминирующим становится -либо
классовое, -либо общесоциальное проявление
сущности государства.
Сущность государства проявляется в трех
моментах, называемыми сущностными характеристиками
государства. Ими являются:
1. Государственная власть;
2. Суверенитет;
3. Политический режим государства.
Смысл любого государства сводится к тому,
чтобы осуществлять власть в обществе.
Власть - это реальная возможность проводить
в жизнь свою волю, подчинять своей воле
волю других субъектов. Коротко говоря,
сущность государства - это есть организация
власти в обществе. Однако охарактеризовать
сущность государства только через категорию
власти будет недостаточным. Эта власть
дополняется другими важнейшими характеристиками:
суверенностью, которая определяет качественную
специфику государственной власти, и политическим
режимом, который отражает средства и
методы осуществления этой власти. Только
совокупность этих характеристик позволяет
полностью раскрыть сущность государства.