Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрена политическая система общества как целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Содержание

Политическая система общества……………………………………………3
Тестовые вопросы……………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………….21

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 47.82 Кб (Скачать)

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной  политологии выступает политический режим (от лат. regimen – управление). В самом общем виде эта категория охватывает совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализуй демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни.

Понятие политического режима, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX–XX вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его травка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику – верховенству политической воли индивидуально определенного физического лица, “элитарной” социальной группы или большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной “Политикой” Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики – обязательным условием демократических преобразований.

Политический режим нередко  рассматривается в качестве еще  одной – после формы правления  и формы государственного устройства – характеристикой государства, раскрывающей совокупность методов  осуществления государственной  власти. С позиций политологии  подобный подход следует признать ограниченным, поскольку он оставляет без внимания динамику взаимодействия государства  с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая определяет меру и механизмы  реализации демократических прав и  свобод. Функционирование политической системы, наряду с деятельностью  институтов государственной власти, охватывает также и множество  других социальных процессов, отражающих реальную роль и интересы всех социальных слоев, групп, политических партий и  иных объединений в плане формирования властно-управленческих структур.

Целесообразно различать  понятия “государственный режим” и “политический режим”, которые  хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества.

Политический режим –  совокупность характерных для определенного  типа государства политических отношений, применяемых властями средств и  методов, сложившим отношении государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношёний, состояния политической культуры и сознания.

Политический режим - это  сложная, многоплановая категория, охватывающая целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности  общества. Данным обстоятельством и  объясняется возможность классификации  политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы. Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов.

Однако всякий реально  существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных  принципов организации социальных отношений – авторитарности и  демократизма. Авторитарные тенденции  выражаются в стремлении государственных  институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному  подчинению законам и распоряжениям  властных структур. Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо “пропорции”, установленной некоторой теоретической  схемой.

Научный подход к анализу  любой разновидности политического  режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих  дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, назвав:

• социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;

• методы осуществления  политической власти, избираемые правящими  кругами;

• характер участия граждан  страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

• соблюдение принципа законности и защиты прав личности:

• идеологическое оформление властных отношений.

Руководствуясь схемой, можно  дать характеристику основных типов  политических режимов. При этом следует  учитывать, что полученные таким  образом “идеальные” модели содержат лишь наиболее существенные моменты  отражаемой действительности.

В отличие от эмоциональных  оценок, присущих публицистике, современная  политология использует понятия  “авторитаризм” и “тоталитаризм” применительно к аналитическим  конструкциям, каждой из которых соответствует  различная степень доминирования  авторитарных принципов организации  властно-политических отношений. Так, абсолютное преобладание этих тенденций, когда государство фактически полностью  “поглощает” общество, неограниченно  вмешиваясь не только в области социальной действительности, но и в частную  жизнь граждан” является отличительной  чертой тоталитарного режима2.

При тоталитарном режиме государственная  власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной  хунте. Главой государства и правительства  – как правило, пожизненно -- становится неподотчетный лидер, концентрирующий  в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции, Население страны практически  отстраняется от участия в системе  управления государством, поскольку  представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в  гитлеровской Германии, например, часть  депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные “избирались” нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше “эмиссарами” либо утрачивают самостоятельность.

С установлением тоталитарного  режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют  различные методы насилия, резко  и решительно подавляя любые попытки  сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы  общественной жизни силовых структур – армии, полиции и органов  безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный  контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных  и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном  секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического  принуждения.

Для “идеального” тоталитаризма  наиболее характерна однопартийная  система или же существование  под жестким контролем нескольких партий и “официальных” профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору – в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

Характерная особенность  тоталитарного режима – отмена или  приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы  главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские  директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы  граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными “высшим” интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

Авторитарные режимы, в  отличие от тоталитарных, нередко  используют ограниченный политический плюрализм, который выражается в  том, что авторитарно настроенные  власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права  голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов.

Не допуская сильной оппозиционной  политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию  личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой; Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, направляется на поддержку национального капитала, способствует экономическому развитию.

Особую разновидность  авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах арабского Востока, где и сегодня  сохраняется традиционная форма  правления – абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего  трон в установленном порядке  престолонаследия. Монарх обладает монопольным  правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.

Воздействие авторитаризма  на ход социального развития далеко неоднозначно и обнаруживает немало достоинств, наиболее ощутимых в экстремальных  ситуациях. Несомненно, авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таких  назревших проблем, как, например, осуществление  ускоренной экономической модернизации. Однако отсутствие в подобных условиях у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Именно об этом свидетельствует опыт Южной Кореи, Тайваня и других “новых индустриальных стран”, где после двух-трех десятилетий стремительного экономического развития “конструктивный потенциал” авторитаризма исчерпывается и, по-видимому, наступает пора демократических реформ. Резкий взлет в образовании и культуре, рост численности среднего класса и его политического сознания, растущий поток информации и новых идей, усиление контактов с развитыми демократиями -– все это стимулирует демократические преобразования и в развивающемся мире.

Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах, с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой.

Характерные черты демократических  режимов:

• признание народа в  качестве источника власти;

• выборность основных органов  власти и должностных лиц, их подотчетность  избирателям;

• подконтрольность и ответственность  государственных Органов, формируемых  путем назначения, перед выборными  учреждениями;

• провозглашение основных демократических прав и свобод; равенство  всех граждан перед законом;

• легальное существование  плюрализма в обществе, наличие развитой двух- или многопартийности;

• государственное, устройство по принципу “разделения властей”;

• создание необходимых  условий для развития “среднего  класса”, выступающего социальной основой  демократического режима.

В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней, в обществе преобладают  мощные организованные группы, а правительство  играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто  само выступает как одна из таких  групп. Каждая группа действует в  собственных интересах, а правительство  способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.

Информация о работе Политическая система общества