Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:28, контрольная работа
В работе рассмотрена политическая система общества как целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Политическая система общества……………………………………………3
Тестовые вопросы……………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………….21
Одной из основных категорий,
раскрывающих способ функционирования
политической системы, в современной
политологии выступает
Понятие политического режима,
получив распространение в
Политический режим нередко
рассматривается в качестве еще
одной – после формы правления
и формы государственного устройства
– характеристикой государства,
раскрывающей совокупность методов
осуществления государственной
власти. С позиций политологии
подобный подход следует признать ограниченным,
поскольку он оставляет без внимания
динамику взаимодействия государства
с другими компонентами политической
системы и гражданским
Целесообразно различать понятия “государственный режим” и “политический режим”, которые хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества.
Политический режим – совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившим отношении государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношёний, состояния политической культуры и сознания.
Политический режим - это
сложная, многоплановая категория,
охватывающая целый ряд динамических
аспектов политической жизнедеятельности
общества. Данным обстоятельством и
объясняется возможность
Однако всякий реально
существующий политический режим представляет
определенное сочетание двух противоположных
принципов организации
Научный подход к анализу
любой разновидности
• социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;
• методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;
• характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;
• соблюдение принципа законности и защиты прав личности:
• идеологическое оформление властных отношений.
Руководствуясь схемой, можно дать характеристику основных типов политических режимов. При этом следует учитывать, что полученные таким образом “идеальные” модели содержат лишь наиболее существенные моменты отражаемой действительности.
В отличие от эмоциональных
оценок, присущих публицистике, современная
политология использует понятия
“авторитаризм” и “тоталитаризм”
применительно к аналитическим
конструкциям, каждой из которых соответствует
различная степень
При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства – как правило, пожизненно -- становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции, Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные “избирались” нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше “эмиссарами” либо утрачивают самостоятельность.
С установлением тоталитарного
режима правящие круги не только не
скрывают, но и открыто демонстрируют
различные методы насилия, резко
и решительно подавляя любые попытки
сопротивления проводимому
Для “идеального” тоталитаризма
наиболее характерна однопартийная
система или же существование
под жестким контролем
Характерная особенность
тоталитарного режима – отмена или
приостановка на неопределенный срок
действия конституции. При этом указы
главы государства, распоряжения структур
исполнительной власти или армейские
директивы приобретают силу закона.
Демократические права и
Авторитарные режимы, в отличие от тоталитарных, нередко используют ограниченный политический плюрализм, который выражается в том, что авторитарно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов.
Не допуская сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой; Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, направляется на поддержку национального капитала, способствует экономическому развитию.
Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления – абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.
Воздействие авторитаризма на ход социального развития далеко неоднозначно и обнаруживает немало достоинств, наиболее ощутимых в экстремальных ситуациях. Несомненно, авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таких назревших проблем, как, например, осуществление ускоренной экономической модернизации. Однако отсутствие в подобных условиях у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Именно об этом свидетельствует опыт Южной Кореи, Тайваня и других “новых индустриальных стран”, где после двух-трех десятилетий стремительного экономического развития “конструктивный потенциал” авторитаризма исчерпывается и, по-видимому, наступает пора демократических реформ. Резкий взлет в образовании и культуре, рост численности среднего класса и его политического сознания, растущий поток информации и новых идей, усиление контактов с развитыми демократиями -– все это стимулирует демократические преобразования и в развивающемся мире.
Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах, с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой.
Характерные черты демократических режимов:
• признание народа в качестве источника власти;
• выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям;
• подконтрольность и ответственность государственных Органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;
• провозглашение основных демократических прав и свобод; равенство всех граждан перед законом;
• легальное существование плюрализма в обществе, наличие развитой двух- или многопартийности;
• государственное, устройство по принципу “разделения властей”;
• создание необходимых условий для развития “среднего класса”, выступающего социальной основой демократического режима.
В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней, в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.