Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 02:55, реферат

Описание работы

Понятие политической системы, ее структура и виды. Ключевая роль государства в политической системе.

Работа содержит 1 файл

Политическая система общества.docx

— 17.58 Кб (Скачать)

Политическая    система    общества    -  целостная,        упорядоченная        совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации   об-щества,  подчиненных    кодексу политических,  социальных,   юридических, идеологических, культурных    норм,  историческим традициям   и   установкам  политического режима   конкретного общества. Политическая система включает  организацию   политической власти, отношения между    обществом   и государством,   характеризует протекание   политических  процессов, включающих    институционализацию    власти, состояние политической деятельности,  уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.    Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем   совокупной общественной системы. Она   взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими   ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду  с ее  природным   окружением  и природными  ресурсами   (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим  окружением.   Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.   Политическая система конкретного общества  определяется   его классовой  природой, социальным   строем,  формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером   политического режима  (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений   (стабильных или  нет, умеренно  или  остроконфликтных либо  консенсусных  и т.п.), политико-правового статуса государства (консти-туционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных   отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными   структурами или без них, историческим  типом   государственности (централистским, с  иерархическими бюрократическими   структурами  и т.п.), исторической и национальной традицией  уклада политической жизни  (политически активным  либо пассивным населением, с  кровно-родственными   связями или без них,  с развитыми или   неразвитыми гражданскими   отношениями    и т.д.). Историческая  и   общественная  .детерминация   политическая система сочетается с ответным   организационным   и регулятивно-контрольным   воздействием  политической системы на общество. Симметрия,  непротиворечивый   характер такого сочетания определяют стабильность политической системы и ее эффективность,  как и эффективность общественной системы в целом и порядок   в обществе. Для этого политическая система, управляющая обществом,   не должна доминировать  в нем за счет подавления  и ослабления  других систем (деспотический и   тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают   функционирование  других систем общества.    

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

 

Политическая  система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и  процессов и обеспечивает объединение  общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством  политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие  населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических  и политических решений.

 

В науке существует множество различных  понятий политической системы. Это  объясняется тем, что отдельные  исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы  или преследуют разные исследовательские  цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

 

во-первых, тесная связь ее с государственной  властью, с борьбой за государственную  власть и ее осуществление;

 

 

во-вторых, выражение политических интересов  различных классов, социальных слоев  и групп;

 

 

в-третьих, наличие организационных форм выражения  политических интересов;

 

 

в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

 

 

С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных  политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие  в принятии политических решений  государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы  и политические традиции.

 

Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или  косвенное отношение к осуществлению  политики, к политической деятельности.

 

Собственно  политической организацией является прежде всего государство. Оно - главный источник и носитель политической власти. К собственно политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы. Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.

 

В структуру политической системы  включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует  жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу  и доктрину заменяют цель или система  политических целей.

 

В структуру политической системы  включает и такие организации, которые  к политическим, строго говоря, отнести  нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся  профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются  для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми  отношениями. Однако профсоюзы имеют  широкие возможности для воздействия  на деятельность государства. Так, они  участвуют в разработке государственных  программ занятости, имеют право  на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.

 

Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где  существует государственная религия, церковь имеет право участия  в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь  отделена от государства, религиозные  организации не относятся к компонентам  политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь  не может преследовать политических целей.

 

Иногда  к элементам политической системы  относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени  способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных  органов, активно участвуют в  обеспечении успеха на выборах той  или иной партии, формируют имидж  того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто  меняют политическую ориентацию. В  этой связи вряд ли можно безоговорочно  отнести СМИ к основным элементам  политической системы общества. В  крайнем случае их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.

 

Виды  политических систем. Характер политической системы определяется влиянием различных  факторов. К ним относятся состояние  экономического развития общества, его  культура, традиции и т.д.

 

Выделяют  демократические и тоталитарные политические системы.

 

Для демократической политической системы  характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил  к овладению государственной  властью демократическим путем.

 

В тоталитарных политических системах главная  роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству  и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная  идеология. Все общественные объединения  ориентированы на эту идеологию  и официальное проведение ее в  жизнь.

 

В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной  верхушки.

 

Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства  в политической системе определяется рядом особенностей государства.

 

Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель  общества в целом. Оно обладает монопольным  правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.

 

Ключевая  роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной  организации, которыми не обладают никакие  другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение  политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств  массовой информации. Участие различных  организаций в избирательной  кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного  объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными  пространственными пределами - регионом действия данной организации или  субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного  объединения, а не на все общество.

 

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

политическая  организация общества, включающая в  себя государство, политические партии и движения, общественные организации  и объединения, трудовые коллективы.

политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.

социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.

политические  отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.

политическая  практика, состоящая из политической деятельности.

 

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку  указывает на способ организации  и соотношение её элементов.


Информация о работе Политическая система общества