Политическая роль референдума

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Имеются и более современные формы, которые появились в средние века. Как отмечают исследователи, впервые референдум был проведен в Швейцарии в кантоне Берн в 1439 г. при решении вопроса о финансовом положении. С тех пор референдумы прочно вошли в политическую жизнь многих государств. Только в Швеции с 1800 года было проведено более 300 референдумов. В США народным голосованием принято более 130 решений об утверждении новых конституций и свыше двух тысяч поправок и дополнений в действующие конституции штатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………..2
1. Избирательная система в РБ……………………………………..3
2. Понятие референдума…………………………………………….7
3. Виды референдума:
3.1. Республиканский…………………………………………...7
3.2. Местный…………………………………………………….9
4. Политическая роль референдума………………………………..11
Заключение………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Основы права контрольная.doc

— 94.50 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..2

1.      Избирательная система в РБ……………………………………..3

2.      Понятие референдума…………………………………………….7

3.      Виды референдума:

3.1.           Республиканский…………………………………………...7

3.2.           Местный…………………………………………………….9

4.      Политическая роль референдума………………………………..11

Заключение………………………………………………………..13

Список используемой литературы………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Широко используемый во всех европейских странах референдум имеет довольно глубокие корни. Он находил свое проявление еще в плебисцитах Римской республики.

Имеются и более современные формы, которые появились в средние века. Как отмечают исследователи, впервые референдум был проведен в Швейцарии в кантоне Берн в 1439 г. при решении вопроса о финансовом положении. С тех пор референдумы прочно вошли в политическую жизнь многих государств. Только в Швеции с 1800 года было проведено более 300 референдумов. В США народным голосованием принято более 130 решений об утверждении новых конституций и свыше двух тысяч поправок и дополнений в действующие конституции штатов. Богатый опыт проведения референдумов имеют также Франция, Германия, Швейцария. Экскурс в историю XX века дает возможность назвать многочисленные примеры прямого волеизъявления народов по вопросам государственного развития.

В последнее время были проведены многочисленные референдумы в Швейцарии, Италии, Великобритании и других странах. Их количество значительно возросло в 90-е годы ушедшего столетия. Референдумы проводились неоднократно и на просторах бывшего СССР. 17 марта 1991 года на референдум выносился вопрос о дальнейшей судьбе Советского Союза.

Во многих европейских государствах референдумы проводились по поводу принятия конституций, развития и углубления европейской интеграции. Конституции путем народного голосования принимались в переломные моменты во многих странах: Франции, России, Эстонии, Казахстане, Румынии, Таджикистане, восточных землях объединенной Германии, Польше.

Впервые в суверенной Беларуси референдум был проведен 14 мая 1995 года.

 

 

4

1.      Избирательная система Республики Беларусь

Понятие «избирательная система» отличается от понятия «избирательное право»: в объективном смысле избирательное право- это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов и установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями. В субъективном смысле – это право граждан участвовать в конституционно-правовых отношениях, возникающих при проведении выборов.

В мировой практике сложилось несколько разновидностей избирательной системы:

1)     мажоритарная;

2)     пропорциональная;

3)     смешанная;

4)     представительство меньшинства.

В разных странах выбор системы выборов нередко определяется традицией. Так, например, в США в основном применяется мажоритарная система, использовавшаяся еще в XIX веке. Основным недостатком этой системы является то, что в парламент могут попасть люди, далекие от политики.

1.      Мажоритарная система:

- победившим считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей на данной территории;

- существует три разновидности методов подсчета голосов по мажоритарной системе:

      Относительного большинства (победившим считается тот кандидат, который собрал большее количество голосов, чем каждый из его соперников).

 

5

      Абсолютного большинства (победившим считается тот кандидат, который набирает на выборах более 50% голосов избирателей).

      Квалифицированного большинства (требует от победителя на выборах получения большинства голосов избирателей, существенно превышающего половину 2/3,3/4,4/5 и т.д. Эта система применяется крайне редко).

В Республике Беларусь применяется мажоритарная система.

2.      Пропорциональная система:

- она возникла в Европе гораздо позднее мажоритарной;

- отличительным признаком этой системы является то, что избиратель голосует не за конкретного депутата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями;

- эта система выборов имеет особенности в различных странах: Голландия-представительство по партийным спискам, Швейцария – особое пропорциональное представительство.

                    3. Смешанная система:

                         - особенно широкое распространение она получила в

                        последние годы (часть депутатов избирается по мажоритарной             системе, а часть - по пропорциональной. Именно такая система применяется в Германии. Она же была использована на парламентских выборах в России в 1993г.);

                        - смешанная система выборов имела место на очередных парламентских выборах в Армении (30 мая 1999г.), 76 депутатов были избраны по мажоритарной системе, 51 – по партийным спискам.

 

6

                   4. Система представительного меньшинства – В Республике Беларусь не используется. Чаще всего она применяется там, где меньшинства проживают компактными группами. В этом случае за меньшинством закрепляется соответствующее количество мест в парламенте.

Принципы избирательной системы в РБ:

1.      Всеобщность выборов. Речь идет о том, кто имеет право голосовать. Всеобщность выборов – относительно недавнее явление и существует примерно немногим более 100 лет, поскольку избирательных прав лишались такие лица, как: торговцы; коммерческие посредники; служители и служащие церкви; служащие бывшей полиции, жандармерии, охранки. Такое положение существовало в СССР до 1936г.

Долгое время во многих европейских странах и США существовала так называемая «цензовая система»: половой ценз; образовательный; семейный; имущественный; возрастной; ценз оседлости; расовый; религиозный; моральный ценз.

2.      Выборы должны быть свободными.

3.      Третий принцип- равенство.

4.      Выборы должны быть прямыми.

5.      Голосование должны быть тайным.


7

2.      Понятие референдума.

Одной из важнейших форм осуществления народом государственной власти выступает референдум. Референдум – это вотум доверия народу, признание за ним права на принятие стратегических решений, затрагивающих жизненно важные интересы государства и общества. Термин «референдум» происходит от латинского слова re fero, что означает «сообщаю, докладываю» и определяется как всенародный опрос, всенародное голосование по законопроекту. При его проведении растет заинтересованность граждан страны к делам управления государством, повышается политическая активность, граждане стремятся к политическому самообразованию. Участие граждан в референдуме позволяет глубже осознать степень ответственности за принимаемые решения и за судьбу страны.Референдум основывается на принципах всеобщего, равного и прямого волеизъявления, тайном голосовании участников, территориальном принципе его проведения, участия граждан, трудовых коллективов, общественно-политических организаций в его подготовке и проведении.

Высшей формой непосредственной демократии выступает референдум.

Современная демократия существует в двух формах: непосредственной и представительной. При непосредственной демократии принятие решений осуществляется всеми гражданами путем прямого голосования. Представительная демократия предусматривает принятие решений избранными народом представителями.

Задача референдума – выявить волю народа, принять непосредственным голосованием закон или решение по конкретному вопросу государственной жизни. Значение референдума в том, чтобы с его помощью народ выразил свое отношение к решению, выступил за или против его принятия.

 

 

8

3.      Виды референдума

Конституционное право различает многие виды референдумов, классифицируя их по различным основаниям. В Конституции Республики Беларусь (1996г.) речь идет о республиканском и местном референдумах (см. пункты 4.1 и 4.2). В законе речь идет о других видах референдума: факультативном (свободном) и обязательном, консультативном (с целью консультации с народом) и законодательном (результаты имеют силу закона и могут быть отменены только другими референдумами).

 

 

 

3.1. Республиканский референдум.

Предложение о проведении республиканского рефендума может поступить:

      от Президента Республики Беларусь;

      от палат Парламента Республики Беларусь;

      от не менее 450 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей.

Однако независимо от того, кому принадлежала инициатива проведения референдума, решение  о его проведении принимает Президент Республики Беларусь (ст. 74 Конституции).

Ограничения в предмете республиканского референдума предусмотрены в законодательствах многих зарубежных стран. В Республике Беларусь запрет на вынесение некоторых вопросов на референдум предусмотрен. В частности, на референдум в Республике Беларусь не выносятся следующие вопросы:

 

9

- нарушающие неотъемлемые права народа Республики Беларусь, суверенитет Республики Беларусь, гарантии существования белорусской национальной культуры и языка;

- вопросы, вызывающие нарушение территориальной целостности республики;

- о налогах, бюджете, амнистии, помиловании;

- вопросы, связанные с назначением и освобождением должностных лиц, относящихся к компетенции парламента.

Право на участие в референдуме согласно ст. 76 Конституции Республики Беларусь имеют только граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом (с 18 лет). В референдуме не участвуют:

- психически больные граждане, признанные судом недееспособными;

- лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы;

- лица, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей.

В референдуме имеют право участвовать также военнослужащие, находящиеся в воинских частях, члены их семей, граждане, проживающие в районах расположения частей.

Финансирование референдумов осуществляются за счет госбюджета Республики Беларусь.

Для подготовки и проведения референдума создаются комиссии, которые обязаны информировать граждан о предстоящем референдуме. На заседаниях этих комиссий имеют право присутствовать: представители общественных объединений, трудовых коллективов, военнослужащих, СМИ. При проведении референдума по вопросу вхождения Республики Беларусь в состав государств и выхода из него допускается присутствие представителей иностранных государств и международных организаций.

 

10

3.2. Местный референдум

Местные референдумы назначаются соответствующими местными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

На местный референдум не выносятся следующие вопросы:

      о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка;

      о защите здоровья и безопасности населения;

      о налогах и бюджете;

      связанные с назначением, утверждением и освобождением должностных лиц, относящихся к компетенции местных Советов.

Для проведения местного референдума образуются соответствующие комиссии, в том числе участковые, а также право участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом (с 18 лет).

В местном референдуме не участвуют следующие лица:

      психически больные граждане, признанные судом недееспособными;

      лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы;

      лица, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Финансирование местного референдума осуществляется на тех же основаниях, что и республиканского.


11

4. Политическая роль

В соответствии со ст.3 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Референдум является высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами посредством народного голосования решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни (ст. 111 Избирательного кодекса). Референдумы как народные голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни являются одним из основных институтов непосредственной демократии.

Исторический путь, который прошла Беларусь в конце XX столетия, имеет определяющее значение для ее судеб в новом столетии и тысячелетии.

Беларусь провозглашена в качестве демократического государства, для которого характерно полновластие народа. Суверенная воля народа проявляется прежде всего через участие в выборах, референдумах (причем не только общегосударственных), обсуждение важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

В Республике Беларусь проведение референдума регламентируется Конституцией Республики Беларусь (раздел ІІІ, глава 2), Избирательным кодексом Республики Беларусь (раздел VII), другими нормативными правовыми актами.

Право инициативы на проведение республиканского референдума, согласно Избирательному кодексу принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь.

Информация о работе Политическая роль референдума