Политическая партия и политическая корпорация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:56, реферат

Описание работы

Этот термин, характеризующий сущность политической системы через господство политических корпораций – совокупности лиц, объединившихся для достижения цели – реализации государственной власти. Взаимодействие политических корпораций позволяет им поделить рынок государственной власти, не допуская к нему представителей широких слоев населения. К.п. наиболее характерна для условий авторитарного режима, хотя фрагментарно возможна и при демократии (политический клан, семья, элита). Корпорации строятся по социально-классовому, родственному, профессиональному и др. признакам.

Работа содержит 1 файл

поитическая корпорация.docx

— 15.83 Кб (Скачать)

Затворницкой Дарьи, гр. 4/11

Политическая партия и  политическая корпорация

Политическая корпоративность.

Этот термин, характеризующий  сущность политической системы через  господство политических корпораций –  совокупности лиц, объединившихся для  достижения цели – реализации государственной  власти. Взаимодействие политических корпораций позволяет им поделить рынок  государственной власти, не допуская к нему представителей широких слоев  населения. К.п. наиболее характерна для  условий авторитарного режима, хотя фрагментарно возможна и при демократии (политический клан, семья, элита). Корпорации строятся по социально-классовому, родственному, профессиональному и др. признакам. Между корпорациями действует механизм «увязки», согласования интересов их членов. Наличие к.п. означает внутреннюю неоднородность политической системы. Политические корпорации чтобы быть действенными, должны обладать монополией на представительство интересов. Это необходимо с т.з. влияния на принимаемые политические решения, поскольку государственная власть, формируя цели и задачи своей деятельности, неизбежно принимает в расчет лишь те группы интересов и корпорации, которые располагают соответствующими ресурсами, т.е. в состоянии мобилизовать и контролировать значительные группы населения. Тем самым складываются определенные корпоративистские представительства, а государство становиться «корпоративистским государством». В основании его политики в этом случае лежит не «общественный интерес», а интерес той политической корпорации, чьи представители в данный момент находятся у руля государственной власти и обладают на нее большим вниманием. В итоге государственная влась может оказаться заложником группы политических и экономических монополистов и подвергаться целенаправленному давлению со стороны представителей «частных интересов», что ведет к олигархизации политического режима и усилению социально-политической напряженности в стране.

Политические партии же, имея много общего с любой  другой группой интересов, представляют собой своеобразный политический институт, который прошел путь очень сложной  эволюции от различного рода клиентел, политических клубов и т. п. до организаций современного типа.

В современной партологии существуют десятки определений политической партии, однако, все они признают необходимое наличие у данного института следующих черт:

- участие в конкурентной борьбе за власть, что предполагает включенность в избирательный процесс;

- определенную  идеологическую ориентацию;

- поддержку населения  в различных формах;

- наличие организационной  структуры;

- правовой статус (желательно).

Таким образом, по всем сущностным характеристикам, политическая партия выступает как общественная организация высшего порядка. В  отличие от групп давления, она  стремится именно к завоеванию власти, а не к установлению влияния над  теми, кто ее осуществляет. Помимо стремления к власти, любая политическая партия нацелена на трансформацию интересов  различных социальных групп в  реальную политику государства. Так  как эти интересы крайне многообразны, то партия, властвующая монопольно, утрачивает свое значение важнейшего института гражданского общества и  фактически сращивается с государственным  аппаратом. Подобный феномен «партии-государства» характерен для тоталитарных политических режимов, исключающих общественно-политический плюрализм.

Функции, выполняемые политическими  партиями, их объем и специализация  в значительной степени зависят  от особенностей конкретного политического  режима, состояния гражданского общества, уровня социально-экономического развития страны. Вместе с тем, можно утверждать, что каждой политической партии, вне зависимости от степени структурно-функциональной сложности политической системы, присущи функции представительства общественных интересов.

Политические партии преобразовывают  множество специфических требований в конкретные программы, то есть выражают агрегированные интересы, чем отличаются от общественно-политических движений и организаций. На основе разработанного политического курса партии выполняют функцию осуществленияколлективных социальных целей.

Осуществление партийных  задач невозможно вне исполнения функции политического воспитании и мобилизации избирателей. Партия стремится к ликвидации отчуждения между властью и слабо политизированными группами населения, что на практике выражается в основных формах партийной деятельности – участии в избирательном процессе и общении партии со своим электоратом.

Помимо вышеназванных  функций, ориентированных в пользу управляемых, партия занята деятельностью  порекрутированию политических элит и установлению контакта с органами государственной власти. Таким образом, институт политической партии имеет двойственный характер, так как вынужден сочетать функцию выражения общественного интереса и задачи борьбы за власть. Место политических партий в поле взаимодействия государства и гражданского общества менялось мо мере их исторического развития, но очевидно, что их функция обеспечения постоянной связи между управляющими и управляемымивсегда будет наиболее востребованной, особенно в рамках политического менеджмента современных обществ.


Информация о работе Политическая партия и политическая корпорация