Политическая наука в современной России: трудности становления развития и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:11, реферат

Описание работы

Политология в буквальном переводе – наука о политике. Политика – сложное, многогранное и многоуровневое социальное явление. Политику можно кратко определить как особую сферу общественной жизни, связанную с искусством руководства людьми, с деятельностью государственных органов, политических движений и партий, как сложную совокупность властных отношений, как систему различных видов деятельности тех или иных субъектов, направленных на реализацию их интересов через осуществление власти и управления.

Работа содержит 1 файл

Реферат 1.doc

— 27.00 Кб (Скачать)

Политическая  наука в современной  России: трудности  становления развития и перспективы

Политология в буквальном переводе – наука  о политике. Политика – сложное, многогранное и многоуровневое социальное явление. Политику можно кратко определить как особую сферу общественной жизни,  связанную с искусством руководства людьми, с деятельностью государственных  органов, политических движений и партий, как сложную совокупность властных отношений, как систему различных видов деятельности тех или иных субъектов, направленных на реализацию их интересов через осуществление власти и управления.

Следовательно, на определении и понятии сущности и структуры политики строится вся  политология в целом, поэтому  можно сказать, что политика –  основополагающее понятие политологии.

В сущности, особое место политологии среди  других наук об обществе, ее отличие, например, от экономики, демографии, культурологии, психологии, права и т.д. и определяется тем, что предметом ее анализа  выступает политика.

Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институционализации и оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в середине XX в.

В нашей  же стране политология начала формироваться  еще позже – в 80-годах ХХ века.

Эти факторы и являются причинами того, что понятие и развитие политологии до сих пор вызывают споры в среде ученых.

Термин  «политология» образовался от греческих  слов politik (государственные или общественные дела) и logos (слово, учение), что буквально  означает «политическая наука», или «наука о политике».

И действительно, политология исследует политическую жизнь общества в самых различных  ее проявлениях. Она, в частности, изучает:

- проблемы политической  власти и взаимоотношений людей; 

- их политические  интересы, взгляды и позиции;

- деятельность  политических институтов (прежде  всего, государства и партий);

- внешнюю политику  государств, роль международных  организаций и т.д. 

Становление политологии  как самостоятельной научной  и учебной дисциплины состоялось на рубеже ХIХ-ХХ веков, а окончательное оформление – уже после второй мировой войны, с созданием в 1949 году Международной ассоциации политической науки под эгидой ЮНЕСКО.

В России в конце XIX – начале XX в. политическая наука  тоже развивалась достаточно интенсивно.

Однако после  большевистского Октября 1917 года это  развитие остановилось – вплоть до конца 1980-х годов.

Место политологии  в советский период заняли такие  идеологизированные дисциплины, как  научный коммунизм, история КПСС и другие.

В посткоммунистический период развития нашего государства политическая наука вновь обрела права гражданства в России и оказалась как нельзя более кстати. Дело в том, что резкий перелом в жизни российского общества, вступившего на путь к рынку и демократии, привел многих людей в состояние новой идеологической растерянности.

 

Проблема  власти в современной России

В настоящее  время в России продолжает господствовать авторитарный политический режим: принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть представлена двумя субъектами — Президентом РФ и Федеральным Собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации. Функции исполнительной власти выполняет Правительство РФ, гарантом политической стабильности, реализации власти в рамках «правового поля» выступает Конституционный Суд.

Для современной России характерно противостояние двух тенденций. С одной стороны, привилегированное положение президента в системе власти. Принятое на референдуме  в связи с провозглашением  независимости России Конституция фактически написана «под» правящего президента: принцип разделения властей в его современном варианте не соблюдается; в руках у главы государства находится как законодательная  (в форме указов), так и исполнительная власть в лице Совета министров; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного Суда незначительна.

До  событий августа 1998г. Шел активный процесс становления нового субъекта власти в лице правящего класса из числа президентского окружения, верхушки бюрократии и других лиц, приближенных к реальному распределению властных полномочий. Новый класс формировался за счет реализации материальных ценностей советского периода, «нецелевого использования» западных кредитов, присвоения большей части доходов от экспорта сырья со стороны так называемых естественных монополий, чему в немалой степени способствовало отсутствие современного хозяйственного законодательства. С другой стороны, новый президент и его аппарат вынуждены считаться с набравшим силу крупным компрадорским капиталом, финансовой  олигархией, сохраняющими серьезные позиции в средствах массовой информации и успешно оппонирующими президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Вместе с тем вполне очевидна необходимость перехода от прямого присвоения средств к инвестициям, капиталовложениям в экономику страны.

На  место коррумпированного чиновничества, в прошлом главной опоры политического  режима, постепенно приходит национальный капитал. В его интересах ограничиваются либерально-демократические свободы, осуществляется коммунальная реформа, происходит постепенная ликвидация многих социальных гарантий и льгот. Одновременно создаются подконтрольные власти массовые политические организации, укрепляется вертикаль власти, что сопровождается усилением роли «административного фактора» и регламентацией роли правой и левой оппозиций в политической жизни общества. Совершенно не вписываются в современные представления о демократии создание так называемых федеральных округов с представителями президента, продление сроков избрания губернаторов, замена выборов назначением и т.д.

Кто из вышеперечисленных сил победит  — сросшаяся с чиновничеством «скороспелая» компрадорская буржуазия  или нарождающийся слой национальных промышленников и предпринимателей — покажет ближайшее политическое будущее.

 

Выборы  в современной России

Современная избирательная система сложилась  в 1993-1995гг., а также в ходе последующих  изменений, вносимых в избирательное  законодательство. Избирательная система современной России строится на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно Конституции РФ в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. (ст. 32).

Выборы  Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному округу на основе мажоритарной системы абсолютного большинства.

Порядок формирования Федерального Собрания — парламента страны — является смешанным, поскольку осуществляется на основе различных процедур. Нижняя палат — Государственная Дума — формируется путем прямых выборов 450 депутатов. С 1993г. Эти выборы проводились на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избирались по одномандатным округам на основе мажоритарной ситсемы относительного большинства, 225 депутатов — по единому федеральному округу на основе пропорциональной системы. Законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» 2005г. Предусматривается переход к пропорциональной электоральной формуле с проведением выборов по единому федеральному округу.

Процедура формирования Совета Федерации — верхней палаты парламента — претерпела за последние годы существенные изменения, хотя его количественный состав сохранился. В 1993г. Одновременно с выборами в Государственную Думу избирались 178 депутатов (по два от каждого субъекта Федерации) и в Совет Федерации. В соответствии с законом 1995г. О порядке формирования этой палаты Совет Федерации перестал быть институтом, избираемым непосредственно народом. В его состав стали входить глава законодательного органа и глава исполнительной власти каждого субъекта Федерации. Однако Совет Федерации не утратил при этом своих представительских функций, поскольку его члены проходили через процедуру региональных выборов. В третий раз порядок формирования верхней палаты был изменен в 2000г. Согласно новому Закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» с 2002г. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта: один — избирается законодательным органом и один — назначается главой исполнительной власти.


Информация о работе Политическая наука в современной России: трудности становления развития и перспективы