Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:34, реферат
Своеобразие средневековой политической мысли обусловлено главным образом сильным влиянием на нее христианской религии и римской католической церкви. Например, важнейшая черта социально-политических воззрений Блаженного Августина (354– 430) – обоснование и оправдание неравенства в обществе, предопределенного миром небесным, понимание истории человечества как борьбы "двух градов", двух государств – "града Божьего" и светского государства.
Выполнила студентка гр:ТТурД-1 Ялалетдинова Ильмира
Политическая мысль Возрождения
Своеобразие средневековой
политической мысли обусловлено
главным образом сильным
В XVI столетии во всех западноевропейских
государствах господствующей стала
культура Возрождения, в основе которой
лежали гуманистические идеи. В противовес
средневековым схоластам
Итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли (1469–1527) выступал против политической раздробленности, за сильную государственную власть, базирующуюся на частнособственнических буржуазных отношениях. Он вошел в историю мировой политической науки как автор книги "Государь", в которой изложены его представления о происхождении и сущности власти, о формах правления, о требованиях к участникам политического процесса, среди которых важное место занимает технология политического лидерства. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам.
Ради упрочения государства допустимо использование любых средств, во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно – спасет ли оно жизнь и свободу государства.
Макиавелли первый сформулировал чрезвычайно важную для позднейшей политической науки идею функциональности политического конфликта.
Француз Жан Боден (1530–1596) в работе "Шесть книг о государстве" писал о сильной государственной власти, способной вывести страну (у него – Францию) из хаоса религиозных войн. Государство он определил как правовую власть нескольких семей над социальными вопросами. Монарх – единственный, абсолютный источник права.
Первым в истории политической мысли Боден выдвинул идею государственного суверенитета. Суверенитет, или право творить и проводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. Государство – обладатель верховной политической власти как внутри собственной страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их.
Крупный вклад в развитие политологии того времени внесли английские мыслители Т. Гоббс и Дж. Локк. Томас Гоббс (1588–1679) свое политическое учение изложил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Верховная власть и независимость светского государства – основные идеи его политического учения. Признавая только три формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти – монархия, но в то же время отрицал теорию божественного происхождения власти и утверждал, что источником королевской власти является общественный договор. Государство – человеческое, а не божественное установление.
Джон Локк (1632–1704) более
решительно, чем Гоббс, встал на позиции
либерализма. Теория естественных прав
и конституционализм – основной
его вклад в политическую мысль.
Он показал необходимость
Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебную власть он относил к исполнительной. Государство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.
Томас Мор (1478-1535 г.г.) в своей "Утопии" (в переводе - место, которого нет) критикует существующий в современной ему Англии общественный и политический строй, основанный на частной собственности, изобличает паразитизм и корысть аристократии и духовенства, их безразличие к положению обездоленных. Источником всех бед и зла в государстве он считает частную собственность и во второй части книги рисует качественно новое общество - идеал, где нет частной собственности и денег, установлено всеобщее имущественное равенство, государство организует производство и распределение, борется с преступностью.
Подобные взгляды через столетие выразил в Италии Томмазо Кампанелла (1568-1639). В своей книге "Город солнца" он изображает идеальное государство, в котором ликвидирована частная собственность, нет богатых и бедных, введен всеобщий труд, благодаря чему резко сокращен рабочий день и есть возможность для разностороннего развития личности. Идеальное государство-город происходит не от Бога, а является прямым результатом деятельности разума. В государстве Солнца существует разделение труда. Главный его компонент - отделение умственного труда от физического. Как и Мор, Кампанелла выступает против допускавшегося Макиавелли противопоставления политики и морали.
Политические идеи раннего утопического социализма получили дальнейшее развитие в учении социалистов-утопистов XVIII в. (Ж. Милье, Морелли, Бабеф) и особенно у классиков утопического социализма первой половины XIX в. (Сен-Симона, Оуэна, Фурье).
Ранний этап развития российской политической власти
Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла следующие этапы;
1 этап. 11 - 17 вв., что типологически соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре.
2 этап. Конец 17 - первая четверть 19 в.
3 этап. Вторая четверть 19 в. - октябрь 1917 г.
4 этап. Октябрь 1917 г. - начало 90-х гг., коммунистический.
Характерные черты российской политической мысли:
-преобладание крайностей радикализма и консерватизма;
-односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма;
-тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;
-своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов;
-чрезмерная идеализация и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами;
-недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.
1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде "Слово о Законе и Благодати" он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством.
Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), "Повесть временных лет" (1113 г.).
Главной идеей политической мысли Руси 15-го века - величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории "Москва - третий Рим", разработанной монархом Филофеем в начале 16-го в.
По этой теории история
человечества представляется
2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.
Феофан Прокопович (1681 - 1736) и В. Н. Татищев (1686 - 1750) отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, защищая их от реакционных феодалов.
Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т. Посошков (1665 - 1726).
В эпоху "просвещенного абсолютизма", связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли:
-идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии;
-политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права.
Наиболее видным
идеологом родовой
Активными проповедниками идей просветительства были С. Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин.
Вершиной критицизма крепостного права в России стали идеи А. Н. Радищева (1749 - 1802).
3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа:
-обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России;
-критика деспотизма в организации государственной власти;
-необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства;
-поиск путей развития (самобытный и общеевропейский).
Важнейшими представителями
идеологии либерализма в
Дальнейшее развитие
общественно-политической
Этот этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим социализмом, распространением марксистских идей:
-критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя;
-ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа;
-огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение.
Виднейшие представители
российского революционного
Идеи революционных
демократов продолжили
4 этап - коммунистический.
После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС.
В рамках научного коммунизма
рассматривались некоторые
С начала 90-х годов
20-го века в России
Подводя итог развития политической мысли России, можно представить следующие идейно-политические течения: