Политическая мысль Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:34, реферат

Описание работы

Своеобразие средневековой политической мысли обусловлено главным образом сильным влиянием на нее христианской религии и римской католической церкви. Например, важнейшая черта социально-политических воззрений Блаженного Августина (354– 430) – обоснование и оправдание неравенства в обществе, предопределенного миром небесным, понимание истории человечества как борьбы "двух градов", двух государств – "града Божьего" и светского государства.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 23.38 Кб (Скачать)

Выполнила студентка гр:ТТурД-1 Ялалетдинова Ильмира

Политическая  мысль Возрождения

Своеобразие средневековой  политической мысли обусловлено  главным образом сильным влиянием на нее христианской религии и  римской католической церкви. Например, важнейшая черта социально-политических воззрений Блаженного Августина (354– 430) – обоснование и оправдание неравенства в обществе, предопределенного  миром небесным, понимание истории  человечества как борьбы "двух градов", двух государств – "града Божьего" и светского государства. Официальной  церковной идеологией средних веков  стало учение Фомы Аквинского (1225–1274), которое в 1879 г. было объявлено Папой  римским "единственно истинной философией католицизма".

В XVI столетии во всех западноевропейских государствах господствующей стала  культура Возрождения, в основе которой  лежали гуманистические идеи. В противовес средневековым схоластам представители  гуманизма изучали не Бога с его  ипостасями, а человека, его отношения  с другими людьми, с государством и обществом.

Итальянский политический мыслитель  Н. Макиавелли (1469–1527) выступал против политической раздробленности, за сильную  государственную власть, базирующуюся на частнособственнических буржуазных отношениях. Он вошел в историю  мировой политической науки как  автор книги "Государь", в которой  изложены его представления о  происхождении и сущности власти, о формах правления, о требованиях  к участникам политического процесса, среди которых важное место занимает технология политического лидерства. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип  политического реализма, который  предполагает учет в политике подлинных  условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам.

Ради упрочения государства  допустимо использование любых  средств, во имя государства можно  нарушить и религию, и мораль. Если безопасность государства зависит  от предстоящего решения, не следует  учитывать, справедливо оно или  нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в  сторону, нужно спрашивать лишь одно – спасет ли оно жизнь и свободу  государства.

Макиавелли первый сформулировал  чрезвычайно важную для позднейшей политической науки идею функциональности политического конфликта.

Француз Жан Боден (1530–1596) в работе "Шесть книг о государстве" писал о сильной государственной власти, способной вывести страну (у него – Францию) из хаоса религиозных войн. Государство он определил как правовую власть нескольких семей над социальными вопросами. Монарх – единственный, абсолютный источник права.

Первым в истории политической мысли Боден выдвинул идею государственного суверенитета. Суверенитет, или право творить и проводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. Государство – обладатель верховной политической власти как внутри собственной страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их.

Крупный вклад в развитие политологии того времени внесли английские мыслители Т. Гоббс и  Дж. Локк. Томас Гоббс (1588–1679) свое политическое учение изложил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Верховная власть и независимость светского государства – основные идеи его политического учения. Признавая только три формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти – монархия, но в то же время отрицал теорию божественного происхождения власти и утверждал, что источником королевской власти является общественный договор. Государство – человеческое, а не божественное установление.

Джон Локк (1632–1704) более  решительно, чем Гоббс, встал на позиции  либерализма. Теория естественных прав и конституционализм – основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения  влияния монархии, первым обосновал  понятия "личность", "общество", "государство".4 Локк считал, что  государство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчиняется  личности.

Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера  внешней политики); судебную власть он относил к исполнительной. Государство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.

Томас Мор (1478-1535 г.г.) в  своей "Утопии" (в переводе - место, которого нет) критикует существующий в современной ему Англии общественный и политический строй, основанный на частной собственности, изобличает паразитизм и корысть аристократии и духовенства, их безразличие к  положению обездоленных. Источником всех бед и зла в государстве  он считает частную собственность  и во второй части книги рисует качественно новое общество - идеал, где нет частной собственности  и денег, установлено всеобщее имущественное  равенство, государство организует производство и распределение, борется  с преступностью.

Подобные взгляды через  столетие выразил в Италии Томмазо Кампанелла (1568-1639). В своей книге "Город солнца" он изображает идеальное государство, в котором ликвидирована частная собственность, нет богатых и бедных, введен всеобщий труд, благодаря чему резко сокращен рабочий день и есть возможность для разностороннего развития личности. Идеальное государство-город происходит не от Бога, а является прямым результатом деятельности разума. В государстве Солнца существует разделение труда. Главный его компонент - отделение умственного труда от физического. Как и Мор, Кампанелла выступает против допускавшегося Макиавелли противопоставления политики и морали.

Политические идеи раннего  утопического социализма получили дальнейшее развитие в учении социалистов-утопистов XVIII в. (Ж. Милье, Морелли, Бабеф) и особенно у классиков утопического социализма первой половины XIX в. (Сен-Симона, Оуэна, Фурье).

 

 

 

 

 

 

 

Ранний этап развития российской политической власти

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование  мировой политической науки в  своем развитии прошла следующие  этапы;

1 этап. 11 - 17 вв., что типологически соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре.

2 этап. Конец 17 - первая четверть 19 в.

3 этап. Вторая четверть 19 в. - октябрь 1917 г.

4 этап. Октябрь 1917 г. - начало 90-х гг., коммунистический.

    Характерные черты российской политической мысли:

-преобладание крайностей радикализма и консерватизма;

-односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма;

-тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;

-своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов;

-чрезмерная идеализация и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами;

-недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.

    1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде "Слово о Законе и Благодати" он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством.

Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), "Повесть временных лет" (1113 г.).

 Главной идеей политической  мысли Руси 15-го века - величие  власти Московских государей.  Дальнейшее развитие эта идея  нашла в теории "Москва - третий  Рим", разработанной монархом  Филофеем в начале 16-го в.

 По этой теории история  человечества представляется как  история великих всемирных государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными - турками; третьим Римом стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва - третий Рим, "а четвертому не быти".

 

    2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.

Феофан Прокопович (1681 - 1736) и В. Н. Татищев (1686 - 1750) отстаивали прогрессивные  преобразования Петра I, защищая их от реакционных феодалов.

Одним из первых идеологов  русской буржуазии был Т. Посошков (1665 - 1726).

В эпоху "просвещенного  абсолютизма", связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления  в развитии политической мысли:

-идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии;

-политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права.

    Наиболее видным  идеологом родовой аристократии  был князь М. М. Щербатов (1733 - 1790), доказывавший "химерность" равенства и новаций.

Активными проповедниками идей просветительства были С. Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин.

 Вершиной критицизма  крепостного права в России  стали идеи А. Н. Радищева (1749 - 1802).

    3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа:

-обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России;

-критика деспотизма в организации государственной власти;

-необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства;

-поиск путей развития (самобытный и общеевропейский).

    Важнейшими представителями  идеологии либерализма в первой  половине 19-го века стали Н.  С. Мордвинов (1754 - 1845) и Н. Н.  Сперанский (1772 - 1839).

 Дальнейшее развитие  общественно-политической мысли  в России связано с движением  декабристов. Наиболее видными  идеологами декабристов были  Н. М. Муравьев (1795 - 1843) и радикал  П. И. Пестель (1793 - 1826).

Этот этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим социализмом, распространением марксистских идей:

-критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя;

-ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа;

-огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение.

    Виднейшие представители  российского революционного демократизма: А. И. Герцен (1812 - 1870), В. Г. Белинский  (1811 - 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889)

  Идеи революционных  демократов продолжили народники  М. А. Бакунин (1814 - 1876), П. Л.  Лавров (1828 - 1900), П. Н. Ткачев (1844 - 1885), Г. В. Плеханов (1856 - 1918).

 

    4 этап - коммунистический.

После революции октября 1917 года и установления советской  власти в России российская политическая наука развивалась только в одном  направлении - марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный  официоз, идеологическое обеспечение  политики ВКП(б) - КПСС.

В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы  политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер.

 С начала 90-х годов  20-го века в России начинается  своеобразный ренессанс классической  и неоклассической политической  мысли.

Подводя итог развития политической мысли России, можно представить  следующие идейно-политические течения:


Информация о работе Политическая мысль Возрождения