Политическая мысль в России (X-XX вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

Одним из ранних источников, в котором политико-правовым проблемам отводится значительное место, является “Слово о законе и благодати” Иллариона. Он излагает своеобразную религиозно-социологическую концепцию, согласно которой исторический процесс движется сменой принципов религий. В основе Ветхого завета лежит принцип закона. В основе Нового завета – принцип благодати. По закону существовал лишь один богоизбранный народ – иудеи. С появлением благодати образуется сообщество равноправных христианских народов. Благодать для Иллариона – это синоним истины, закон – лишь тень истины, слуга и предтеча благодати (9).

Работа содержит 1 файл

Политическая мысль в России.docx

— 34.26 Кб (Скачать)
  1. Политическая мысль в России (X-XX вв.)

Формирование государственности  у славян проходило на протяжении длительного времени. Образование  государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшей идеологической акцией княжеской  власти было принятие в 988 году христианства, которое с этого времени становится государственной религией.

Одним из ранних источников, в котором политико-правовым проблемам  отводится значительное место, является “Слово о законе и благодати” Иллариона. Он излагает своеобразную религиозно-социологическую концепцию, согласно которой исторический процесс движется сменой принципов религий. В основе Ветхого завета лежит принцип закона. В основе Нового завета – принцип благодати. По закону существовал лишь один богоизбранный народ – иудеи. С появлением благодати образуется сообщество равноправных христианских народов. Благодать для Иллариона – это синоним истины, закон – лишь тень истины, слуга и предтеча благодати (9).

Политические идеи Древней  Руси оставили глубокий след в летописях. Одной из них является “Повесть временных лет” (1113 г.), в которой  подробно излагается политическая история  Руси и дается характеристика русских  князей. Центральной идеей “Повести”  является идея единства Земли Русской.

Своеобразным содержанием  отличается “Новгородская летопись” (1136 г.), проникнутая антикняжескими тенденциями. В частности, сопоставляя значения власти веча и власти князя, эта летопись отдает первенство вечу.

В “Русской правде” и  в “Слове о полку Игореве” (XI-XIII вв.) заложены идеи сильной княжеской  власти и призыв к единению во имя  совместного отпора кочевникам, нападавшим на Русскую землю.

В истории русской политической мысли важное место принадлежит  “Посланию Даниила Заточника” (XII-XIII вв.), [c.47] в котором проблемам политики уделено большое внимание. Центральной  темой произведения является единовластие князя. В своей политике князь  должен опираться на людей среднего достатка. И когда сегодня на Российском фоне возникла идея политического центризма, носителем, которой является средний  класс, то следует помнить истоки этой идеи (10).

В XIV-XVI вв. в России складывается политическая идеология централизованного  государства, в которой важное место  занимает вопрос о роли русского государства  среди мировых держав и о происхождении  правящей династии. Это нашло свое отражение в “Послании о Мономаховом венце” Спиридона Саввы, в “Сказании о князьях Владимирских”, в теории “Москва – третий Рим” псковского монаха Филофея.

Политические интересы боярства нашли отражение в работах  А.Курбского (1528-1583), отстаивавшего идею ограниченной монархии. Наиболее полно  политические интересы дворянства изложены И.Пересветовым (середина XVI в.). В своих сочинениях он наметил ряд политических реформ. Наилучшим государством Пересветов считал неограниченную монархию, неограниченное самодержавие. Царь должен решительно расправляться со своими противниками и искоренять зло. “А не мочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы”, – писал он. В “Сказании о царе Константине” Пересветов доказывает, что главная причина захвата Константинополя турками состояла в засилии византийских вельмож, которые “измытарили” государство, ограбили его казну, брали “посулы... с правого и виноватого”. Эти “ленивые богатины” препятствовали активной внешней политике, чтобы “самим бы спокоем пожить”. Аналогичную картину усматривает Пересветов и в Русском государстве. Выдвигал он и ряд радикальных идей, в частности, об отмене холопства.

 

В XVII веке Россия вступила в  новый этап своего развития. Характерной  его чертой явилось преобразование сословно-представительной монархии в  абсолютную. Этот процесс завершился в первой четверти XVIII века при Петре I. Процесс утверждения абсолютизма получил отражение в политической и правовой идеологии. Крупнейшим политическим трактатом второй половины XVII века был трактат “Разговоры о государстве”, более известный [c.48] под названием “Политика”. Его автор Ю.Крижанич (1616-1683), выходец из Хорватии, долгие годы состоявший на службе в России. Он отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе своих поданных, требовал “совершенного самовластия”.

Наиболее видными политическими  мыслителями первой половины XVIII века были Феофан Прокопович (1681-1736 гг.), Василий  Никитич Татищев (1686-1750 гг.), Иван Посошков (1652-1726 гг.). Политические учения Прокоповича  и Татищева, базирующиеся на теории “Просвещенной монархии”, имели  для своего времени прогрессивное  значение. Большое место в их наследии занимают труды, в которых они  рассматривают вопросы возникновения  государства и власти, политики и  социального неравенства. И.Посошков, например, выдвинул несколько предложений  о преобразованиях общественной и государственной жизни. Им написана “Книга о бедности и богатстве”, в которой, в частности, отмечалось, что стране нужна сильная централизованная власть, способная твердо проводить  политику “общего блага” он предлагает четко определить права каждого  сословия и его обязанности перед  государством (11).

В период разложения феодализма и начала формирования капиталистического уклада (вторая половина XVIII века) нарастают  противоречия между дворянством  и крестьянами, что в конечном счете приводит к идейной поляризации в сфере политической мысли. Крестьянские восстания заставляли задуматься передовых людей России о судьбах страны, побуждали их критически оценивать существующий государственный и общественный строй. В свою очередь, охранительная идеология дворянства приспосабливаясь к новым условиям претерпевает известные изменения. Во второй половине XVIII века складывается несколько течений политической мысли: официальная, консервативно-аристократическая и либеральная. Формируется идеология просветительства, политические идеи, которого отражены в произведениях С.Десницкого, Н.Новикова, Д.Фонвизина и др. Политическая программа “просвещенного абсолютизма” проповедовалась самой императрицей Екатериной”. В это же время сложилось самостоятельное течение политической мысли, которое, настаивая на сохранении и неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступало против [c.49] просветительских идей и одновременно критиковала отдельные проявления политики самодержавного государства. Известным представителем этого течения был князь М.Щербатов.


Информация о работе Политическая мысль в России (X-XX вв.)