Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:19, контрольная работа
Политическая мысль средневековья пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти - одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертулиан и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти.
Введение
1. Политическая мысль Средневековья
1.1.Учение Августина Аврелия
1.2. Политическое учение Фомы Аквинского
1.3 Учение Николо Макиавелли
1.4. Политическая мысль в России
Заключение
Список использованной литературы
Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть “смешанной республики” в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части. Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. Этой проблеме посвящено наиболее известное произведение Макиавелли “Государь” (в иных переводах – “Князь”).
Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение – благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: “Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной”. Но для Макиавелли право – орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой власти “служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы”. Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная. Макиавелли против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального государства.
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, – могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. В Древнем Риме “религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных”. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: “Дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии”. Кроме того, писал Макиавелли, католическая церковь держала и держит страну раздробленной. В канун Реформации Макиавелли прозорливо предсказывал, что католическая религия “близка либо к своей гибели, либо к мучительным испытаниям”. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Отличие его позиции от позиции приверженцев Реформации в том, что образцом и основой религиозной реформы он считал не идеи первоначального христианства, а античную религию, всецело подчиненную целям политики. Не политика на службе религии, а религия на службе политики – такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.
В противоположность католическим богословам, стремившимся подчинить учение о праве и государстве христианской этике, Макиавелли отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории. Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления государственной власти, способы и приемы политической деятельности. В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще, рассуждал Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Макиавелли стремился обосновать несовместимость политических правил и элементарных норм морали и их принципиальную противоположность. Также государственный деятель не должен быть всегда верен договорам.
Рекомендуя
правителям государства в зависимости
от того, куда дует ветер фортуны, Макиавелли
в то же время советовал государям
притворяться носителями нравственных
и религиозных добродетелей. В государственной
деятельности, поучал Макиавелли, “всегда
в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью
натуру. Однако натуру эту надо еще уметь
прикрыть, надо быть изрядным обманщиком
и лицемером”. Эти и аналогичные рекомендации
Макиавелли черпал из современной ему
политической практики.
2.4
Политическая мысль
в России
Как и в Европе, начальная стадия политической мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира общины. В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной. Так, в "Поучениях" (XII в.) В. Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. В. Мономах завещал быть милосердным и правосудным, не позволять "сильным погубить человека". В "Молении Даниила Заточника" (XII—XIII вв.) выделяется другая сторона княжения - каким должен видеться князь? Он должен быть заботливым отцом и в то же время грозным для врагов и подданных.
Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом суть политической мысли Руси и средневековой Европы. Однако на Руси сильной оказалась тенденция идентификации основы власти с согласием властвующих и подданных. В "Повести временных лет" Нестора (XI—XII вв.) есть легенда о том, как на Русь призвали варяжских князей. Легенда как бы выполняла реальную политическую роль, рассказывая об исторической независимости Киева от византийских императоров, которые претендовали на всевластие во всем православном мире. Уже со времен Древней Руси росло сознание, что в основе государства должно лежать согласие.
Утверждалось,
что время богоизбранности
Если для средневековой Европы была характерна политическая конкуренция, острая борьба между королем и церковью за первенство, то в России всегда был прочный союз царя и церкви. Обычно княжение и царствование идеализировалось в летописях, всевластие царей рассматривалось незыблемым принципом, вмешательство церкви в дела государства недопустимым. Однако царь в свою очередь должен всегда знать пределы своего волеизъявления. И. Волоцкий (XVI в.) считал, что царь, простирающий руки на церковные земли - дьявол.
Последствия
союза царской власти и церкви
сказались неоднозначно на политическом
развитии России. Такой союз укреплял
центральную власть, государственность,
но одновременно лишал Русь важного источника
развития - критики власти. Церковь находилась
в основном под властью князей и царей.
Это ограничивало ее возможности в критике
власти.
Заключение
Как и всё знания об обществе, политическая мысль развивалась в прямой зависимости от многих факторов, в том числе: общественной практики, т.е. процессов, явлений, событий, которые протекали, имели место в обществе: революций, смены общественно-экономических формаций, политических режимов и т.п.; господствующих в обществе идей, в первую очередь философских воззрений; степени развития науки, культуры; религиозных представлений; уровня развития самой политической мысли, достигнутой в предшествующие периоды. А также других факторов.
Наиболее
развитое учение об общественном устройстве
в эпоху средневековья
Новое политико-правовое мышление наметило тенденцию перехода от сословного к гражданскому обществу в общеевропейском масштабе. В XVI в. обозначились правовые и политические основы гражданского общества. Во-первых, утверждалась идея природного, морального, правового, религиозного равенства людей, идея, лежащая в основе и новых политико-правовых концепций, и массовых религиозно-политических движений. Во-вторых, после перерыва государство рассматривалось как общественное явление, не только самостоятельное по отношению к религии и церкви, но и даже имеющее превосходство над ними. Новая политико-правовая идеология основывалась на рационалистической методологии и изучении государственно-правовой практики. За главную предпосылку, обусловливающую необходимость и деятельность государства, бралась “природа человека”, его склонности и интересы. Государство и право логически выводились из этой предпосылки, рассматривались в связи с интересами людей, их отношениями, историей и природной средой. Эти методологические положения были подчинены задаче обоснования антифеодальной программы, ряда общечеловеческих ценностей. Такова идея личности, освобожденной от феодальных оков и наделенной рядом прав и свобод. Концепция прав человека сложилась на последующих этапах развития политико-правовой идеологии, но ее теоретические основы заложены в трудах мыслителей XVI в.
В
XVI в. речь шла еще преимущественно
о преодолении религиозного и церковного
отчуждения: опирающиеся на многовековую
традицию церковь и религия, когда-то созданные
людьми, превратились в чуждую им силу
противостоящего народу духовенства,
иррациональных обрядов, догм. Стремление
преодолеть это отчуждение и породило
Реформацию. Большинством реформаторов
проблема политического отчуждения рассматривалась
как производная от религиозной и церковной
проблем. Среди теоретиков той эпохи наиболее
значителен Макиавелли, однако он много
сделал для теоретического обоснования
политического отчуждения. Коль скоро
сфера политики – это область деятельности
политиков, то народ от политики неизбежно
отчужден. Именно поэтому Макиавелли –
республиканец, а не демократ: он высоко
ценит нравственные качества народа, но
народу в государстве не отводится активная
роль (только утверждение законов, выбор
должностных лиц, оценка их деятельности,
охрана государственного строя). Можно
истолковать концепцию смешанной республики
как идею защиты гражданского общества
от произвольной власти тирана; но сама
власть в любом ее виде и проявлении рассматривается
как нечто принципиально отделенное от
общества хотя бы теми особыми правилами,
которыми она должна руководствоваться,
проводя политику.
Список использованной литературы
1. А.А. Радугин. «Политология». –М.: Центр, 1999. –224с.
2. Г.А. Белов. «Политология». –М.: Наука, 1994. –268с.
3. К.С. Гаджиев. «Введение в политическую науку». –М.: Логос, 1998. –416с.
4. В.К. Балабанов. Зав. каф. Социологии. Форум: domino.muh.ru
5. Ю.В. Ирхин.
«Политология». –М.: Юристъ, 2000. –511с.
Размещено на Allbest.ru