Политическая мысль нового времени (социальная концепция)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 09:02, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассматриваются основные концепции Нового времени: принцип властвования большинства, консерватизм, нигилизм, легитимация власти и идея ценности индивидуума.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-5

1 Принцип властвования большинства…………………………………………..6-7

2 Консерватизм Эдмунда Берка………………………………………………….....8

3 Старый порядок и революция………………………………………………….…9

4 Индивидуальность как один из элементов благосостояния…………….……..10

5 Легитимация власти…………………………………………………………..11-15

6 Нигилизм……………………………………………………………………....16-17

Заключение…………………………………………………………………...……..18

Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Политическая мысль нового времени (социальная концепция). Руссо, Берг, Таквиль, Мсель, Вебер, Ницше.doc

— 112.00 Кб (Скачать)
lign="center">6 Нигилизм

     Нигилизм  как культурный феномен на Западе получил широкое распространение благодаря работам А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, О.Шпенглера и ряда других философов. А.Шопенгауэр создал нигилистически окрашенную доктрину «буддийского безразличия к миру». О.Шпенглер рассматривал нигилизм как отличительную черту современной ему эпохи, характеризующейся упадком европейской культуры, переживающей период собственного заката, трансформацией ее в стандартизированную, безличную цивилизацию. В философии нигилизм Ф.Ницше стал всеобъемлющей концепцией, подытожившей все европейское и культурное развитие, начиная с Сократа, выдвинувшего представление о ценностях разума, что и явилось, по мнению Ницше, первой причиной нигилизма. [3; с. 50]

     Ф.Ницше  дает следующее определение нигилизму: «Что обозначает нигилизм? – То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?» Далее в этой же работе Ф.Ницше уточняет понятие нигилизма: «Радикальный нигилизм есть убеждение в абсолютной несостоятельности мира по отношению к высшим из признаваемых ценностей; к этому присоединяется сознание, что мы не имеем ни малейшего права признать какую-либо потусторонность или существование вещей в себе, которое было бы «божественным», воплощенной моралью». Нигилизм для Ницше не отдельно взятая историческая «данность» в ряду многих прочих, поддающихся историографическому описанию. Нигилизм есть, напротив, то долговечное событие, от которого существенно меняется истина о сущем и целом, тяготея к обусловленному ею концу. Он называет себя первым совершенным нигилистом Европы, пережившим в себе до конца этот самый нигилизм, имеющим этот нигилизм «за собой, под собой, вне себя». М. Хайдеггер поясняет этот фрагмент так: сущность нигилизма – обесценивание высших ценностей, а главное – утрата высшей цели существования. Вопрос «зачем» трактуется как вопрос об основании. Выяснение связи между ценностью, целью и основанием является, по Хайдеггеру, важнейшим этапом прояснения сущности нигилизма. [3; с. 50-51]

     «Опаснейшим покушением на жизнь» Ф.Ницше считает все основные принципы разума (единство, цель, истину и другие). Под «клевету на жизнь» он подводит и христианство, и всю его историю, ведущую к его самоотрицанию через развитие культа интеллектуальной честности: «Гибель христианства – от его морали; эта мораль обращается против христианского Бога (чувство правдивости, высоко развитое христианством, начинает испытывать отвращение к фальши и изолганности всех христианских толкований мира и истории». Философ подчеркивает, что «смертью христианского Бога» нигилизм не ограничивается, ибо все попытки замены Его с помощью совести, рациональности, культа общественного блага и счастья большинства или истолкование истории как абсолютной самоцели и тому подобное только усиливают тревожную симптоматику нигилизма, «этого самого жуткого из всех гостей». Попытку спастись от «обвала» высших ценностей, восстанавливая их секуляризованные имитации, Ф.Ницше решительно разоблачает, указывая на «физиологические» и жизненно-антропологические корни нигилизма. Он отмечает: «Высшие ценности, в служении которым должна была бы состоять жизнь человека, в особенности тогда, когда они предъявляют к нему самые тяжелые и дорого обходящиеся требования, эти социальные ценности – дабы усилить их значение, как неких великих Божьих, – были воздвигнуты над человеком как «реальность», как «истинный» мир, как надежда и грядущий мир. Теперь, когда выясняется низменный источник этих ценностей, тем самым и вселенная представляется нам обесцененной, «бессмысленной», но это только переходное состояние». В эпоху Ницше стали осознавать, что безусловные цели не достижимы. Все начинания, процессы не ведут ни к чему, не достигают ничего. Ожидания оказываются обманутыми.

     Подчеркивая, что нигилистическое движение есть выражение декаданса, Ф.Ницше называет его следствия: «порок – порочность, болезнь – болезненность, преступление – преступность, целибат – бесплодие; истерия – ослабление воли; алкоголизм; пессимизм; анархизм; распутство (также и духовное); клеветники; люди, роющие подкопы; сомневающиеся во всем, разрушители». [3; с. 51]

Заключение

     Политическая  мысль XVII-XX в. характеризуется большим диапазоном правлений, научных школ и политических позиций, которые в значительной степени по-новому решают старые вопросы о том, что такое политика, власть, демократия, государство и т.д.

     Рассмотренные через категории «роли», «взаимодействия», «политического поведения» и др. вопросы государства и права предстают не как особые метафизические сущности, отчужденные от человека, развивающиеся по своим особым законам, а как условие и одновременно результат человеческих усилий, воли, интересов. В таком подходе есть большой гуманистический смысл. Пока человек будет активно выражать свою волю и действовать разумно, он будет в состоянии изменять к лучшему свое политическое бытие. Большая часть политических мыслителей являются не только представителями научного подхода, но и занимают ту или иную общественную позицию. В этом отношении современная политическая наука остается лишь особым подходом в истории развития политических идей.

     Вся история развития политической мысли  являет собой поиск рациональных ответов на вызовы времени. Ее изучение помогает современному человеку избегать догматизма и крайностей в оценке мира политики. Если явления общественной и политической жизни сложны, то и попытка их осмысления должна быть разносторонней, а оценка не черно-белой.

     Мир политики не терпит упрощения. Нет ничего абсурднее, чем надеяться, что в спектре цветов нам удастся точно указать, где кончается оранжевый и начинается желтый, ведь для чистых цветов существенно то, что они сливаются друг с другом в нежнейших полутонах, а не заканчиваются здесь или там. История политической и правовой мысли свидетельствует о попытке человека увидеть мир во всей его сложности. 
 
 

Список  литературы

  1. Ачкасова В.А. Политология. Учебник для ВУЗов / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М.: Изд. «Юрайт», 2009 – 288 с.
  2. Буренко В.И. Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. – М: Издательство «Экзамен», 2004. – 320 с.
  3. Ковальчук Н.М. Нигилизм как культурный феномен (на материале философской концепции Ф.Ницше) // Дальневосточный государственный технический университет. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. – 2005. – № 552. – стр. 50-52.
  4. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М.: Издательство «ПРИОР», 2000. – 400 с.
  5. Оврах Г.П. Политология: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2000. – 148 с.
  6. Рахшмир П.Ю. Идеи и люди. Политическая мысль первой половины XX века. 2-е изд., перераб. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. – 272 с.
  7. Хейвуд, Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 544 с. – (Серия «Зарубежный учебник»)
  8. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. / А.П. Цыганков. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.

Информация о работе Политическая мысль нового времени (социальная концепция)