Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:39, реферат
Целью настоящей работы будет изучение политических воззрений древнегреческих мыслителей. В задачи входит рассмотрение трёх основных периодов развития политической мысли: раннего ( IX-VI вв. до н.э), периода расцвета политической мысли(V- первая половина IV в. до н.э.) , эллинистического периода (вторая половина IV- IIв. до н.э.)
Вступление
1. Краткая политическая история Древней Греции
2. Политическая мысль раннего периода (IX-VI века до нашей эры)
3. Период расцвета политической мысли (V - первая половина IV века до нашей эры)
4. Политическая мысль периода эллинизма (вторая полвина IV - II век до нашей эры)
Заключение
Список литературы
Политические симпатии Аристотеля - на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.
Экономически полития
представляет собой строй, при котором
преобладает собственность
Аристотель, как ни
один другой философ до него, озабочен
проблемой политического
4. Политическая мысль периода эллинизма (вторая полвина IV - II век до нашей эры)
Кризис древнегреческой
государственности отчётливо
Для учения Эпикура характерны мотивы аполитичности, проповедь неучастия в общественной и политической жизни. Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалению от толпы. В рамках же широкого политического общения «безопасность от людей достигается до некоторой степени благодаря некоторой силе, удаляющей беспокоящих людей и благосостоянию» [2]
С таким пониманием
смысла и назначения политического
общения связана и эпикуровская
трактовка государства как
Как убеждённый индивидуалист Эпикур был противником крайней демократии. Он резко противопоставлял «мудрого человека - толпе». «Я, - отмечал он, - никогда не стремился нравится толпе, что им нравилось, тому я не научился, что знал я, то было далеко от их чувств» .
В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.
Свои представления о политической жизни имели приверженцы стоицизма, основателем которого стал Зенон. По мысли стоиков в основе гражданского общежития лежит естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Следовательно, государство выступает как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование.
Отталкиваясь от универсального
характера естественного закона
(и, следовательно, справедливости по природе)
стоики в своих сочинениях о государстве
обосновывали космополитические
Учение стоиков оказало заметное влияние на взгляды Полибия. Его воззрения отражены в труде «История в сорока книгах» в центре которого путь Рима к господству над всем Средиземноморьем. Для Полибия характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства имеет определяющую роль во всех человеческих отношениях.
Историю возникновения
государственности и
Причину зарождения государства он видит в том, что естественная для всех живых существ слабость «побуждает их собираться в однородную толпу», вождем которой становится тот, кто превосходит всех телесной мощью и духовной отвагой. С течением времени вождь незаметно превращается в царя и его власть становится наследной. Когда цари меняют образ жизни с его простотой и заботой о подданных, начинают предаваться излишествам, ответные зависть и недовольство подданных превращают царство в тиранию. Это форму государства Полибий характеризует как начало упадка власти. Далее, по схеме Полибия, благородные и отважные люди, не желая переносить произвол тирана, свергают его и устанавливают аристократию.
Как царство вырождается в тиранию, так и аристократия вырождается в олигархию, при которой царят беззаконие, стяжательство, злоупотребление властью. Успешное выступление народа против олигархов приводит к установлению демократии. Первоначально в демократическом государстве ценятся равенство и свобода, но постепенно толпа, привыкшая кормиться за счёт подачек, устраняется от государственных дел и выбирает себе в вожди честолюбца и демагога. Демократия переходит в охлократию - наихудшую форму правления, при которой толпа, собравшаяся вокруг вождя, бесчинствует, совершает убийства, пока не одичает окончательно и снова не выберет сильного и отважного вождя. Круг смены государственных форм замыкается. Полибий отмечает так же, что поскольку каждая из форм правления воплощает в себе лишь какое-то одно начало, неизбежно вырождение каждой из форм в свою противоположность. Так царству сопутствует тирания, демократии - необузданное господство силы. Исходя из этого Полибий заключает, что наилучшей формой правления будет та, в которой соединяются особенности царской власти, аристократии и демократии. Главное преимущество такой смешанной формы Полибий видит в обеспечении устойчивости государства, предотвращающей переход к извращённым формам правления (олигархии и охлократии).
Заключение
Таким образом, для классиков античности важной философской проблематикой была проблема государственно-правового устройства. Видя перед собой действительность, философы понимали, что идеального управления нет ни в одном из греческих полисов, и неудовлетворённость культурой вызвала у них, соответственно, волну ценной научной рефлексии. Поэтому в своём поиске они пытались смоделировать некое идеальное государство, идеальную форму правления, образ идеального правителя в нём и законодательство этого совершенного государства. Из существовавших тогда форм правления симпатии мыслителей были либо на стороне аристократии (Сократ, Аристотель), либо - монархии (Платон) Демократия для выдающихся греческих философов являлась не лучшей и, во всяком случае, «слабой» формой правления, олицетворяющей низкую эффективность и таящей в себе много опасностей.
Усилия Сократа, Платона,
Аристотеля и других исследователей
в изучении актуальных проблем эпохи
имели непреходящее значение для философии
культуры и политической философии. Древние
мыслители, несомненно, внесли огромный
вклад в философское осмысление политической
культуры в целом. Во многом они были первыми
исследователями, пославшими мощный культурный
код, содержание которого расшифровывается
современной наукой до сих пор.
Список литературы:
1. Политология: учебное пособие / под ред. А.А. Радугина . - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Центр, 2003 . - 336 с. (alma mater)
2. История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца .- М.: Инфра-М, Норма, 1997 . - 727 с.
3. Лейст О. История
политических и правовых учений
[Электронный ресурс] // http://www.gumer.info/
4. Козырев В.В. Просекова
М.Н. Образ идеального
5. Всемирная история / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой . - изд. 3, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009.- 887 с. (Cogito ergo sun)
6. Словарь античности. - М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993 .- 704 с.
7. Трухина Н.Н., Смышляев А.Л. Хрестоматия по истории Древней Греции . - М.:Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000. - 377 с.