Конфуцианство
(V - IV вв. до н.э.)
- основатель Конфуций. Его взгляды изложены
в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).
Основные тезисы:
- Государство
приравнивалось семье.
- Цель государства
- общее благо семьи.
- Правление
основано на ритуалах, жёстких традициях.
- Политическая
структура строится на принципе неравенства.
- «Не делай
другому того, что не желаешь себе».
- Принцип добродетели
в управлении.
- Если выдвигать
справедливых и устранять несправедливых
-
народ будет подчиняться. г ,
- Управлять
- значит поступать правильно.
- В центре
- идеальный человек: гуманность, человечность,
любовь к людям.
- Главное в
государстве - это равное распределение
богатства,
гармония в стране, мир между верхами и
низами.
- Правитель
должен быть не заметен.
- Отрицал
войны и положительно относился
к образованию и
науке.
- Простой
народ - вне власти, власть у знания.
Даосизм
(VI в. до н.э.) - основатель Лао-Цзы. Ему приписывают
составление канонического трактата "Дао
дэ цзин" ("Книга о Дао и дэ").
Основные тезисы:
- Критикование
войны, насилия.
- Через Дао
можно управлять государством.
- Лучший правитель,
V) котором не знают; править не надо - надо
быть.
- Отрицание
неестественного (культура, наука...), приближение
к
природе.
- В отношении
к Дао все равны.
Легизм
(VI - III вв. до н.э.)
- основатель Шан Ян, Хан Фэй.
- В управлении
— законы силы и жестокие законы; поощрение
и
наказание.
- Закон для
всех.
- Принцип
коллективной ответственности.
- Политическая
власть принадлежит правителю, и не может
быть
разделена аристократией и министрами.
- Правитель
не должен управлять.
- Вмешательство
государства в экономику (земледелие).
- Равные возможности
по продвижению по служебной лестнице
(не по наследству, а по квалификации).
- Разветвлённая
бюрократическая система.
Моизм
(V в. до н.э.) - основатель Мо-цзы, его книга
«Мо-цзы». Основные
тезисы:
- Развитие
идей и равенства всех людей.
- Принадлежность
народа к верховной власти.
- Почитание
мудрости как основа управления.
- Использование
нравственных форм воздействия на людей.
- Учёт интересов
народа.
- Освобождение
общества от гнёта, страданий, нищеты.
- Моизм выражал
интересы мелких собственников.
- Обособленность
заменить всеобщностью.
- Знания через
опыт помогают в управлении.
- Идеально:
мудрый правитель и отлаженная служба.
- Управлению
не нужно учиться, основа - деловые качества.
- Принцип
всеобщей любви, единомыслия, наказания
и награды.
- Поощряет
доносы.
- Существование
законодательной власти, ограничивающей
произвол правителей.
■
- Править
должны философы - знающие люди.
- Критиковал
демократию.
- Законы
требуют повиновения.
- Принцип
компетентного правления.
- Отрицательно
относился к тирании как режиму беззакония,
произвола и насилия.
- Старшие:
Протогор, Горгий, Гиппий - демократические
воззрения.
- Младшие:
Фросимах, Лекафрон - демократия, иногда
аристократия, тирания.
- В обществе
соблюдать законы государства, наедине
- законы
природы.
- Учили побеждать
в любой ситуации на основах логистики.
- Граждане
не переходили в высшее сословие.
- Закон - совокупность
нравственных, религиозных норм.
- Закон установлен
мудрецами.
- Принципы
коллективной собственности сословий.
- Наличие
цензуры.
- Равенство
между мужчинами и женщинами.
- Детей воспитывает
государство.
- Отрицание
рабства.
- Разделение
труда между гражданами и государством.
Средний
достаток.
Правильные формы
правления: монархия, аристократия,
демократия; неправильные
- тирания, олигархия.
Ни одно сословие
не вмешивается в дела другого.
Правильный политик,
который руководствуется законами.
Классы
сословия |
Функции в
обществе |
Качество |
|
Отношение к
собственности |
1.
Философы, мудрецы |
Править, управлять |
Мудрость, разум |
|
«—» |
2.
Воины, стражники |
Защищать,
охранять |
Мужество, ярость |
серебро |
«—» |
3.
Земледельцы, ремесленники, торговцы |
Обеспечивать
жизнедеятельность общества |
Умеренность, вожделение |
Медь железо |
«+» |
- Правильные
формы правления: монархия, полития,
аристократия; неправильные - олигархия,
демократия, тирания.
- Во главе
всего закон.
- Государство
образуется естественным образом.
- Главное
в государстве - средний класс.
- Закон основан
на праве.
- Отрицание
войны.
- Политическое
правление - правление закона.
- Отрицание
существования идеального государства.
- Равенство
— идея усреднённого общества.
- Государство
приравнивалось семье.
- В основе
власти - законность и забота об общем
благе.
- Положительно
относился к рабству.
- Два вида
справедливости: уравнивающая и распределяющая.
- Частная
собственность.
- Граждане
участвуют в политике.
Политическая
мысль в эпоху
Возрождения
Пикколо Макиавелли
(1469 - 1527 гг.) - его труд «Государь»
Основные тезисы:
- Государь,
«если он хочет дохранить власть, должен
приобрести
умение отступать от добра».
- Не грех государю
«ради сохранения государства» пойти
против
своего же слова.
- Доминирующий
интерес государственности - самосохранение
и
упрочение политической власти практически
любой ценой.
- Государь
обязан концентрировать власть только
в своих руках.
- Власть осуществляется
нормально, если подданные полностью
повинуются государю.
- Есть два
способа повиновения. Первый - любовь к
государю.
Второй - страх перед ним.
- Правитель,
чтобы заставить своих подданных безропотно
повиноваться ему, не должен пренебрегать
самыми суровыми,
нещадными карами.
- Политика,
основанная на культе грубой силы, пренебрежении
нормами морали, получила название «макиавеллизм».
- Отделяет
власть от морал^, религии и философии,
устанавливая
государство как автономную систему ценностей,
независимую от
других источников.
- Во имя государства
можно нарушить и религию, и мораль.
- Успех политики
зависит от самоуверенности, смелости
и
гибкости.
! \
Фома
Аквинский (Аквинат) {1225 - 1274
гг.) Основные тезисы:
- Четыре вида
закона: вечный, естественный, человеческий,
божественный.
- Три формы
государственной власти: сущность, происхождение
государства, использование.
- Правитель
не поставлен богом.
- Папа - церковная
власть.
- Отрицал
республику.
- Отвергал
общественное равенство.
- Возможно
свержение властителя.
- Народ влияет
на власть.
Августин
(354 — 430 гг.)
Основные
тезисы:
- Град божий
(праведники) противопоставлялся граду
земному
(грешники, дьявол).
- Бог установил
власть (правителя), которого нельзя свергнуть
и
народ не влияет на власть.
- Грех и падение
людей.
- Государство
основано на насилии (отрицательное отношение).
- Насильственно
приобщаться к христианской вере.
- Победа христианства
в мире.