Политическая мысль Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:18, лекция

Описание работы

Конфуцианство (V - IV вв. до н.э.) - основатель Конфуций. Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Основные тезисы:
• Государство приравнивалось семье.
• Цель государства - общее благо семьи.
• Правление основано на ритуалах, жёстких традициях.

Работа содержит 1 файл

Политическая мысль Древнего Китая.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

      Политическая  мысль Древнего Китая

Конфуцианство (V - IV вв. до н.э.) - основатель Конфуций. Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Основные тезисы:

  • Государство приравнивалось семье.
  • Цель государства - общее благо семьи.
  • Правление основано на ритуалах, жёстких традициях.
  • Политическая структура строится на принципе неравенства.
  • «Не делай другому того, что не желаешь себе».
  • Принцип добродетели в управлении.
  • Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых - 
    народ будет подчиняться. г ,         
  • Управлять - значит поступать правильно.
  • В центре - идеальный человек: гуманность, человечность, 
    любовь к людям.
  • Главное в государстве - это равное распределение богатства, 
    гармония в стране, мир между верхами и низами.
  • Правитель должен быть не заметен.
  • Отрицал войны и положительно   относился к образованию и 
    науке.
  • Простой народ - вне власти, власть у знания.

Даосизм (VI в. до н.э.) - основатель Лао-Цзы. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о Дао и дэ"). Основные тезисы:

  • Критикование войны, насилия.
  • Через Дао можно управлять государством.

      Принцип недеяния -.воздержание от активных действий.

  • Лучший правитель, V) котором не знают; править не надо - надо 
    быть.
  • Отрицание неестественного (культура, наука...), приближение к 
    природе.
  • В отношении к Дао все равны.

    Легизм  (VI - III вв. до н.э.) - основатель Шан Ян, Хан Фэй.

    Основные  тезисы:

    • В управлении — законы силы и жестокие законы; поощрение и 
      наказание.
    • Закон для всех.
    • Принцип коллективной ответственности.
    • Политическая власть принадлежит правителю, и не может быть 
      разделена аристократией и министрами.
    • Правитель не должен управлять.

 

             
             
             

  • Вмешательство государства в экономику (земледелие).
  • Равные возможности по продвижению по служебной лестнице 
    (не по наследству, а по квалификации).
  • Разветвлённая бюрократическая система.

Моизм (V в. до н.э.) - основатель Мо-цзы, его книга «Мо-цзы». Основные тезисы:

  • Развитие идей и равенства всех людей.
  • Принадлежность народа к верховной власти.
  • Почитание мудрости как основа управления.
  • Использование нравственных форм воздействия на людей.
  • Учёт интересов народа.
  • Освобождение общества от гнёта, страданий, нищеты.
  • Моизм выражал интересы мелких собственников.
  • Обособленность заменить всеобщностью.
  • Знания через опыт помогают в управлении.
 
  • Идеально: мудрый правитель и отлаженная служба.
  • Управлению не нужно учиться, основа - деловые качества.
  • Принцип всеобщей любви, единомыслия, наказания и награды.
  • Поощряет доносы.
  • Существование законодательной власти, ограничивающей 
    произвол правителей.
  •  

      Политическая мысль Древней Греции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сократ  (V - конец IV вв.)

    Основные  тезисы:

    • Править должны философы - знающие люди.
    • Критиковал демократию.
 
    • Законы  требуют повиновения.
    • Принцип компетентного правления.
  • Отрицательно относился к тирании как режиму беззакония, 
    произвола и насилия.

    Демокрит (конец  V в. До н.э.)

    Основные  тезисы:

      • Лучшее государство - демократия.

      • Создать условия, обеспечивающие твёрдость и жёсткость 
      правителей в соблюдении и защите демократической законности.

      • Качества, необходимые для гражданина, создаются воспитанием 
      и обучением.

      • Управление в полисе для простых людей (мудрым это не нужно).

      • Единство государства через взаимопомощь, защиту граждан.

    Софисты

  • Старшие: Протогор, Горгий, Гиппий - демократические 
    воззрения.
  • Младшие: Фросимах, Лекафрон - демократия, иногда 
    аристократия, тирания.
 
    • В обществе соблюдать законы государства, наедине - законы 
      природы.
    • Учили побеждать в любой ситуации на основах логистики.

    Платон (427 - 347 гг. до н.э.)

    Основные  тезисы:

      • Во главе государства - философы, мудрецы.

    • Три сословия: правитель и философы, воины и стража, 
    земледельцы и ремесленники.

    • Граждане не переходили в высшее сословие.
    • Закон - совокупность нравственных, религиозных норм.
 
    • Закон установлен мудрецами.
    • Принципы коллективной собственности сословий.
    • Наличие цензуры.
    • Равенство между мужчинами и женщинами.
    • Детей воспитывает государство.
 
    • Отрицание рабства.
    • Разделение труда между гражданами и государством.

 

 
 
 

 
 
Средний достаток.

Правильные формы  правления: монархия, аристократия,

демократия; неправильные - тирания, олигархия.

Ни одно сословие не вмешивается в дела другого.

Правильный политик, который руководствуется законами. 

              Идеальное государство по Платону 

      Классы  сословия
      Функции в  обществе
      Качество
        Металл
      Отношение к  собственности
      1. Философы, мудрецы
      Править, управлять
      Мудрость, разум
        золото
      «—»
      2. Воины, стражники
      Защищать, охранять
      Мужество, ярость серебро «—»
      3. Земледельцы, ремесленники, торговцы Обеспечивать  жизнедеятельность общества Умеренность, вожделение
      Медь железо
      «+»

     
    Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)

    Основные тезисы:

    • Правильные формы правления: монархия, полития
      аристократия; неправильные - олигархия, демократия, тирания.
    • Во главе всего закон.
    • Государство образуется естественным образом.
    • Главное в государстве - средний класс.
    • Закон основан на праве.
    • Отрицание войны.
    • Политическое правление - правление закона.
    • Отрицание существования идеального государства.
    • Равенство — идея усреднённого общества.
    • Государство приравнивалось семье.
    • В основе власти - законность и забота об общем благе.
    • Положительно относился к рабству.
    • Два вида справедливости: уравнивающая и распределяющая.
    • Частная собственность.
    • Граждане участвуют в политике.
 

 

Политическая  мысль в эпоху  Возрождения

Пикколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.) - его труд «Государь» Основные тезисы:

  • Государь, «если он хочет дохранить власть, должен приобрести 
    умение отступать от добра».
  • Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против 
    своего же слова.
  • Доминирующий интерес государственности - самосохранение и 
    упрочение политической власти практически любой ценой.
  • Государь обязан концентрировать власть только в своих руках.
  • Власть осуществляется нормально, если подданные полностью 
    повинуются государю.
  • Есть два способа повиновения. Первый - любовь к государю. 
    Второй - страх перед ним.
  • Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно 
    повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, 
    нещадными карами.
  • Политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении 
    нормами морали, получила название «макиавеллизм».
  • Отделяет власть от морал^, религии и философии, устанавливая 
    государство как автономную систему ценностей, независимую от 
    других источников.
  • Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль.
  • Успех политики зависит от самоуверенности, смелости и 
    гибкости.

 

      Политическая  мысль в эпоху  средневековья

! \

Фома  Аквинский (Аквинат) {1225 - 1274 гг.) Основные тезисы:

  • Четыре вида закона: вечный, естественный, человеческий, 
    божественный.
  • Три формы государственной власти: сущность, происхождение 
    государства, использование.
  • Правитель не поставлен богом.
  • Папа - церковная власть.
  • Отрицал республику.
  • Отвергал общественное равенство.
  • Возможно свержение властителя.
  • Народ влияет на власть.

    • Провозглашён святым.

 
Августин (354 — 430 гг.) 

Основные  тезисы:

  • Град божий (праведники) противопоставлялся граду земному 
    (грешники, дьявол).
  • Бог установил власть (правителя), которого нельзя свергнуть и 
    народ не влияет на власть.
  • Грех и падение людей.
  • Государство основано на насилии (отрицательное отношение).
  • Насильственно приобщаться к христианской вере.
  • Победа христианства в мире.

               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Информация о работе Политическая мысль Древнего Китая