Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

Политическая культура – это система исторически, сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, ориентации и моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом, его основным элементам и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.

Содержание

1. Сущность, структура и функции политической культуры 3
2. Типологии политической культуры 9
3. Специфика современной российской политической культуры 13
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

политическая культура.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Содержание

1. Сущность, структура и функции политической культуры

     Политическая  культура – это система исторически, сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений  людей установок, ориентации и моделей  поведения (функционирования), проявляющихся  в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом, его основным элементам и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества. [6, 280]

     Политическая  культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную с политикой. Она выражается в достигнутом качестве и направленности политической жизни общества, в характере политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения. Результат и мера политической культуры – политический человек, качество политической жизни общества в целом.

     В политической культуре отражается широкий  комплекс свойств, присущих процессам  и явлениям политической сферы общества. В частности, в ней интегрируются определенные политические знания, ценностные и идеологические принципы, волевые и эмоциональные политические установки, традиции и нормы политического действия, институциональные формы и иные привычные средства достижения политических целей. Следовательно, политическая культура имеет многокомпонентный характер. По крайней мере, в ее структуре можно выделить следующие элементы: когнитивный (англ. соgnitivе – познавательный); нравственно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий. [4, 147]

     Когнитивный элемент: политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления. Он предполагает знание и понимание  гражданами политических интересов (личных, коллективных, государственных, общественных), Конституции и законов страны, программных положений основных политических партий и других общественно-политических сил, сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений. В политические знания входит знание сущности и структуры основных государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций, основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; основных политических процессов международной жизни.

     Нравственно-оценочный  элемент: политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения. Политическая культура исторически проявлялась, прежде всего, в понимании и поиске человеком социального идеала. Наиболее яркое отражение социальный идеал нашел в политическом менталитете, под которым понимается еще и национальный способ видеть мир и действовать в определенных обстоятельствах. Наиболее устойчивыми являются традиции в политической культуре. В известном смысле традиции выступают как объективное, не зависящее от воли людей явление. В традициях отлагаются те элементы предшествующего политического опыта, которые объективно отвечают интересам и целям общества. Политические традиции представляют собой способ передачи образцов политического сознания и поведения, сформировавшихся под влиянием социальных факторов.

     Эмоционально-психологический  компонент политической культуры составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жажду социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Эмоциональные чувства и психологические переживания составляют неотъемлемую сторону политического сознания и поведения. Сопровождая практически любые проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний.

     Установочно-поведенческий  компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие  стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Можно сказать: политическая установка – это  отношение  субъекта к политическим явлениям, политическое поведение – это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества в целом. [4, 149]

     Все рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.

     К функциям политической культуры относятся:

  • познавательно-ориентационная – политическая культура способствует пониманию смысла политических явлений, осознанию возможностей и границ политических действий, степени реализации прав и свобод, роли политики в жизни общества, сравнению с другими политическими системами;
  • идентификация – ощущение своей принадлежности к определенной политической или социальной группе, понимание ее места в политической системе общества, форм и способов участия в политической жизни, в отстаивании интересов своей общности;
  • интеграция – политическая культура обеспечивает возможность достижения согласия между различными политическими группами и поддержания стабильности системы, ориентируя на определенный способ выражения и регулирования политических противоречий. В политической культуре находит отражение и закрепление общность социального опыта и исторической судьбы;
  • коммуникационная – обмен информацией и установление понимания между участниками политического процесса на основе общности языка, культурного кода, политической терминологии, символов. Она предполагает как обмен информацией между действующими политическими субъектами, так и передачу опыта от поколения к поколению (вертикальная и горизонтальная политическая коммуникация);
  • нормативная – политическая культура регулирует политическое поведение на основе принятых ценностей, правил, способов политического поведения, большая часть которых дополняется правовым закреплением норм в законодательстве и Конституции страны;
  • социализация – политическая культура формирует определенные политические качества, способы поведения, навыки для адаптации в данной политической системе и для отстаивания своих интересов в существующей системе распределения властных полномочий. Функция социализации реализуется через такие социальные институты, как семья, государство, политические партии, СМИ (прежде всего телевидение и газеты), школа, церковь, армия и др.

     Любое современное общество представляет собой довольно сложную систему  отношений между различными социальными  группами, которые имеют специфические политические интересы, а также способы и возможности их выражения. Это служит основой для возникновения политических субкультур.

     Политическая  субкультураэто совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, характерных для определенной социальной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентации и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом.

     Важнейшие виды политической субкультуры:

  • социально-классовые (пролетарская, предпринимательская, традиционно-аграрная и др.);
  • национально-этнические, которые играют особенно заметную роль в многонациональных государствах, исторически формировавшихся путем постепенной интеграции (добровольной или насильственной) других территорий;
  • религиозные, когда политические лозунги и цели обрамляются или маскируются религиозными ценностями;
  • региональные, связанные с различной ролью территорий в историческом развитии страны. Например, в России существенно различаются политическая субкультура крупных городов и сельской местности, Северо-Западного или Уральского региона и южных областей России. Хрестоматийными являются также различия региональных субкультур Севера и Юга в США или Италии;
  • поколенческие, в которых отражается специфика политической социализации поколений и их оценка современной политической ситуации и исторического прошлого. Особенно заметны поколенческие различия в обществах, которые переживают период реформирования (например, распределение политических ориентации и предпочтений между поколениями в России), тогда как в политически относительно стабильных и спокойных обществах политические различия между поколениями не столь ярко выражены (в США, например, до 80% детей голосуют за те же политические партии, что и их родители).

     Наличие в обществе множества политических субкультур может оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. Иногда отдельные субкультуры настолько отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Стабильности общества способствует единство его политической культуры. Видимо, нереальной является задача преодоления множественности политических субкультур. Однако можно и следует стремиться к совместимости между различными субкультурами, к согласию всех социальных групп по коренным вопросам жизни общества. 
 
 
 
 

2. Типологии политической культуры

     Среди политологов различных стран  остается популярной модель на основе комбинации трех идеальных типов политических культур, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой. Исследуя политическую культуру в США, Англии, ФРГ, Мексике и Италии, Алмонд и Верба в конце 50-х начале 60-х годов сформулировали следующие типы политической культуры:

  • патриархальная, которая существует в обществе, где отсутствует политическая система или появляются первые ее ростки;
  • подданническая, которая характеризуется пассивным отношением, отстранением человека от политической жизни;
  • активистская, для которой характерна ориентация индивида на активную роль в политической системе общества независимо от негативного или позитивного отношения к этой системе.

     В реальной политической жизни «чистые» типы политической культуры встречаются редко, преобладают смешанные формы. В рамках одного общества различные слои могут демонстрировать неодинаковую политическую культуру. Были выделены и описаны три основных смешанных типа политической культуры:

  • патриархально-подданническая – большая часть населения как бы и не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры преобладал, например, в средневековой Европе.
  • подданническо-партисипативная политическая культура предполагает, что патриархальная культура как отсутствие представлений о центральной власти сходит со сцены или исчезает совсем, подавляющее большинство  населения в большей или меньшей степени осведомленно о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются ими на политическое поведение.
  • патриархально-партисипативная – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран с существующим в них колоссальным различием между основной массой населения и элитарными группами.

Информация о работе Политическая культура