Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

Содержание

Понятие, структура и функции политической культуры.

Типы политических культур.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 28.83 Кб (Скачать)

Тема 20. Политическая культура 

   План

  1. Понятие, структура и функции политической культуры.
 
  1. Типы политических культур.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие, структура  и функции политической  культуры 

     Понятие политической культуры становится сегодня  одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

     Политическая  культура – часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

     Термин  «политическая культура» был  введён в XVIII в. немецким философом просветителем И. Г. Гердером. Деятельность людей в политической сфере представлена системой политических идей, способов и норм поведения, а также специфическими учреждениями. Они являются результатом исторического опыта. В них закрепляются память и навыки деятельности отдельных людей и социальных групп. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, составляет политическую культуру. Иными словами, политическая культура – это исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения, ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений.

     Политическая  культура – это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти. Политическая культура общества не может быть однородной, т.к. имеет социальную обусловленность. 

     Элементы  структуры политической культуры:

     - когнитивный, или познавательно-информационный, т.е. совокупность политических знаний, взглядов, концепций, способов политического мышления, укоренившихся представлений о разных аспектах политической жизни общества;

     - нормативно-оценочный, т.е. совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности, ценности, цели, идеалы;

     - эмоционально-психологический, т.е. чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах;

     - установочно-поведенческий, т.е. отношение субъекта к политическим явлениям и соответствующие стереотипы поведения, определённые укоренившиеся формы, способы участия в политическом процессе на основе полученных знаний о политике и объективных законах развития общества.

     Такой подход к политической культуре сузил  возможность понимания этого  сложного феномена и затруднил переход  к анализу практической политики, именно поэтому уже в 70-ые годы ХХ в. американские исследователи Р. Карр и М. Бернстайн дополняют Алмонда, включая в понятие «политическая культура» не только политические эмоции, политическое сознание, но и социальную практику в виде политического поведения.

     Сегодня под политической культурой понимают как потенциальные возможности политической деятельности в виде идеальных теорий, программ, знаний, чувств, эмоций, так и реализацию всего этого в политической жизни, поэтому структура политической культуры включает:

     -политической  сознание;

     -политические  ощущения (политическую  психологию);

     -политической  поведение.

     Понятие политическая культура позволяет выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем, соединить исследования формальных и неформальных компонентов политической системы с анализом национальной политической психологии, политической идеологии, фундаментальных ценностей общества. Понятие политическая культура по словам французского политолога П. Шарана позволяет установить, «что знают граждане о своем государстве и его политических институтах, как они это воспринимают, осмысливают, ощущают и как они ведут себя по отношению к этому».

     Политическая  культура – это система исторически сложившихся объективных политических ценностей: идей, теорий, учений, программ, лозунгов, субъективируемых человеческими чувствами и эмоциями, реализующаяся в политической деятельности политическом поведении людей.

     Политическая  культура выполняет ряд общественно-значимых функций:

     - Познавательная – политическая культура формирует у людей необходимые знания, повышает политическую образованность;

     - Идентификационная – политическая культура помогает человеку понять свою принадлежность к определённой группе общества и определить приемлемые для себя способы участия в отстаивании интересов данной общности;

     - Нормативно-регулирующая – политическая культура выражает приоритетность отдельных ориентаций и норм, которые определяют направленность поведения;

     - Функция социализации – политическая культура способствует приобретению индивидом определённых навыков и свойств, которые позволяют ему реализовать свои гражданские права и интересы;

     - Интеграционная – политическая культура обеспечивает различным социальным группам возможность совместного существования в рамках данной политической системы, что способствует сохранению её целостности;

     - Коммуникативная – политическая культура обеспечивает взаимодействие всех субъектов политики на основе использования общих компонентов культуры;

     - Воспитательная – политическая культура способствует формирование личности, гражданина как полноценного субъекта политики. 
 
 

     2. Типы политических  культур 
 

     Самая распространенная и принятая многими  политологами классификация политических культур предложена Г. Алмондом и С. Вербой.

     В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа:

     1. Патриархальная политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки общины, места постоянного проживания. Её характерной чертой является отсутствие интереса к политике у рядовых граждан, отсутствие знаний о политической системе и полная отстранённость от политической жизни. На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует.

     2. Подданническая политическая культура. Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изменить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.

     3. Активистская политическая культура или политическая культура участия характеризуется политической активностью людей, стремлении влиять на политику государства. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им даёт политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования её институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения её решениям, но и в плане необходимости своего участия в выработке, принятии и выполнении этих решений.

     Американские  авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в  чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально-подданическая, подданически-активистская, патриархально-активистская.

     1. Патриархально-подданическая – большая часть населения как бы не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.

     2. Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на политическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.

     3. Патриархально-активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран.

     Существует  и другая известная классификация  политической культуры, данная Д. Каванахом. В ее основе – распределение политических ориентации, выделяются: 

     1. Гомогенная (однородная) политическая культура, которая характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Примером могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе;

     2. Фрагментарная политическая культура, которая отличается конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Она характерна, например, для Италии, Франции, России, где граждане имеют различные убеждения, проявляющиеся в отношении к важнейшим вопросам политической жизни и политического устройства. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.

     В современных обществах наряду с  господствующей политической культурой могут существовать и политические субкультуры.

     Политическая  субкультура – это культура отдельного социального образования (общественной группы или региона), которая отличается от доминирующей в обществе политической культуры рядом специфических признаков.

     Политическая  контркультура – совокупность взглядов и ценностных установок, которые противоречат базовым ценностям господствующей политической культуры и которых придерживается часть населения в обществе. 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Вятр, Е. Социология политических отношений. – М., 1979.

     2. Лавриненко, Н. И., Шитов, А. А. Политическая культура и политическое поведение. – Ростов-н/Д, 1993.

     3. Политическая культура: теория и национальные модели. – М., 1997.

     4. Щегорцев, В. А. Политическая культура: модели и реальность. – М., 1990.

Информация о работе Политическая культура