Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 21:38, доклад

Описание работы

Термин «политическая культура» впервые употребил немецкий ученый И. Гердер в 18 в. С момента своего возникновения политика имела ценностно-нормативное измерение, содержание которого составляли представления индивидов о социальном благе и справедливом устройстве общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 44.00 Кб (Скачать)

1. Определение понятия  «политическая культура»

 

     Термин  «политическая культура» впервые  употребил немецкий ученый И. Гердер в 18 в. С момента своего возникновения  политика имела ценностно–нормативное  измерение, содержание которого составляли представления индивидов о социальном благе и справедливом устройстве общества.

     «Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые  являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества»·.

     Но  данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления  концепции политической культуры множественные  споры вызывала проблема определения  ее содержания.

     Существовало  две точки зрения:

     1) политическая культура – объединенное  множество политических позиций; 

     2) анализ политической культуры  через поведение. 

     Однако  обе точки зрения были неполноценны, так как не рассматривали данное понятие со всех сторон и всеобъемлюще.

     Наибольшую  известность получили идеи американского  политолога Г. Алмонда. В анализе  политической культуры он руководствовался функциональным подходом и поэтому  рассматривал данное явление как  политический феномен.

     Наиболее  полное определение политической культуры предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику»·.

     Современное определение политической культуры таково: «Политическая культура –  это разнообразные, но устойчиво  повторяющиеся, когнитивные, аффективные  и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе» и себя как политического актера».

     Можно сказать, что политическая культура – двигатель политических решений, но она в то же время и противостоит им. Это та среда, в которой принимаются  политические решения.

     Выделяют  следующие составляющие политической культуры:

     1) наличие системы знаний о политике;

     2) умение самостоятельно оценивать  те или иные политические события; 

     3) способность участвовать в политической  жизни; 

     4) умение управлять эмоциональной  стороной политических действий.

     Г. Алмонд писал: «Когда мы говорим о политической культуре какого – либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения»·.

     Структурные компоненты политической культуры:

     «1) когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его реальностей и тенденций;

     2) мотивационная, связанная с особыми,  эмоционально окрашенными стимулами  политического поведения; 

     3) нормативная, связанная с выстраиванием  определенного культурного (не  опирающегося на юридические санкции)"законодательства» - эталонов поведения, воплощающих представление о должном и престижном;

     4) проективная, связанная с ответами  на вызовы будущего и представлениями  о лучшем обществе, о перспективах  собственной нации и всего  человечества»·.

     Таким образом, политическая культура общества зависит от многих факторов:

     - от общей культуры и менталитета  народа;

     - от степени рациональности его  представителей;

     - от престижа политики в государстве;

     - от прав и обязанностей граждан. 

     Но  и от уровня политической культуры зависит политическое сознание отдельно взятых людей. Разумеется, что в настоящее время невозможно достичь такого высокого уровня политической культуры, какой был в Древней Греции в период существования городов – государств.

     Со  временем уровень политической культуры не повышается, а напротив, падает. Дело в том, что цель политики – управление массами населения. В кибернетике существует закон необходимого многообразия, в соответствии с которым эффективное управление возможно в том случае, если разнообразие управляющей подсистемы выше разнообразия управляемой подсистемы.

     Чтобы сделать управление более эффективным, правящая элита стремится (обычно неосознанно) к уменьшению разнообразия подданных, то есть действует в сторону усреднения, унификации человеческих характеристик.

     Но  политическая элита стремится не только уменьшить политическое участие, но и интеллектуальный уровень людей, а стало быть их способность разбираться  в политических событиях, формировать  собственную точку зрения на политику. Отсюда нацеленность на манипулирование общественным сознанием с помощью создания удобных политических мифов, пригодных для общего пользования.

2. Типы и виды  политической культуры

 

     По  Г. Алмонду, существует три типа политической культуры:

     «1) Провинциалистский (традиционный), идущий из догосударственных отношений, в соответствии с которым человек интересуется лишь тем, что происходит в его местности (провинции), но не проблемами всего государства.

     2) Подданнический (монархический), идущий  от первичных этапов существования  государства, в соответствии с  которым человек всегда голосует  за кандидатов, которые имеют  власть в данный момент.

     3) Партисипаторный (сознательно участвующий)  – тип современного политического поведения, в соответствии с которым человек стремится к активному участию в политике на основе индивидуальных представлений»·.

     Большой интерес представляют идеи Г. Алмонда  о выделении различных видов  политической культуры.

     Данная  классификация основывается на различии взглядов представителей разных слоев общества и выделяет следующие виды политической культуры:

     1) Гомогенный (в США и Великобритании) – большинство населения разделяет  принципы устройства данной политической  системы и терпимо относится к разногласиям.

     2) Фрагментированный (в континентальной  Европе) – согласие по основным  политическим вопросам отсутствует;  общество разделено на субкультуры,  часто не совмещающие друг  с другом.

     3) Доиндустриальный (в модернизирующихся  развивающихся странах) – новые политические реалии, смешанные с традиционным политическим поведением.

     4) Тоталитарный (в коммунистических  и националистических странах)  – гомогенность присутствует, но  искусственная, жестко, насильно  навязанная сверху.

     Причем  из вышеназванных видов наиболее устойчив первый, а четвертый устойчив по видимости. В двух остальных гомогенность отсутствует, что делает их нестабильными, особенно третий, при котором очень большие различия между компонентами системы.

     Существует  и множество других классификаций видов политической культуры. Например, более содержательное разделение – на либерально – индивидуалистический и консервативно – коллективистский виды. В первом случае субъекты выступают против вмешательства государства в дела граждан, при котором имеет место повышенное ожидание заботы от государства, обожествление его лидера.

     Исходя  из того, что «установки политического  поведения связаны не столько  с фатализмом культурно – исторической наследственности, с давлением «среды», сколько с самоопределением в отношении будущего и своего места в нем»·. Панарин предложил свою классификацию политической культуры:

     - экономико–центристский тип;

     - этноцентристский тип;

     - социоцентристский тип. 

     Человек, который является экономико–ориентированным  всегда руководствуется ценностями, которые он получает в результате своей деятельности, а все остальное признает второстепенным. Его успехи в основном носят материальный характер: зарплата, дивиденды и т.п. Его неудачи – это недостаток материальных благ. Политик тоже может быть экономико – ориентированным, при условии, что он рассматривает политическую борьбу и свой успех в ней как способ увеличить свое материальное благосостояние.

     «В  этноцентристской политической культуре главной мотивирующей ценностью  явилась не развитость, а этническая «самостийность». Наиболее вдохновительные мотивы связаны не с проектом будущего, ожидающего всех, а с культурной памятью, в которой находит свой «дом бытия» данный конкретный этнос, пуще всего боящийся обезличенности и растворения в более масштабной общности суперэтнического типа»·.

     Социоцентризм означает владение таким механизмом, в который, вместо того, чтобы разрывать  экономику, культуру и мораль, позволяет  осознавать их взаимозависимость в  рамках нерасторжимого целого, называемого социальностью. Представители данного типа культуры связывают социальную защиту не с деятельностью государства, а с гражданской самодеятельностью, с низовым политическим творчеством.

В политической жизни политическая культура выполняет  следующие функции:

    -       идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

    -       ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

    -       адаптации, выражающей потребность человека в приспо-

    соблении к  изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

    -       социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

    -       интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

    -       коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Информация о работе Политическая культура