Политическая культура: содержание и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:10, реферат

Описание работы

Цель моего реферата изучить политическую культуру. Для достижения этой цели я ставлю перед собой ряд задач:
o определить сущность культуры общества;
o рассмотреть структуру политической культуры;
o раскрыть функции политической культуры;
o установить соотношение гражданской и политической культур:
o проанализировать политическую культуру России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
2. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА 7
3. СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР 10
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

политическая культура реферет4 семестр.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
2. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА 7
3. СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ  И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР 10
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА РОССИИ 16
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Сегодня никому уже не надо доказывать, сколь  большое теоретическое   и практическое значение имеет исследование такой  проблемы как   проблема политической культуры - ее сущности, структуры, функции.

    Разговоры о политической культуре вошли у  нас в моду. Политики и политологи, рабочие и домохозяйки, журналисты и предприниматели дружно жалуются на дефицит политической культуры в обществе и требуют повышения ее уровня. В их представлении политическая    культура - это такая же ценность, как скажем, порядочность, грамотность   и тому подобное, что вполне соответствует издавна сложившейся в России традиции уважительного отношения к "культуре". Между тем политическая  культура - в строгом истолковании этой категории - не есть ценностное понятие. Она не имеет однозначного позитивного значения. А отсутствие у субъекта определенной политической культуры совсем не значит, что его деятельность протекает вообще вне всякого политико-культурного контекста.

    Культура - это своеобразный шифр существования  человека в мире,     его многообразных отношений с космосом, природой, друг с другом. Культура - продукт исторической эволюции, пребывающей в постоянном движении.

       Политическая  культура — обусловленная ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенная на практике совокупность норм, правил поведения, стиля его деятельности как участника политического процесса. Политическую культуру можно характеризовать и как ценностно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества.

       Цель  моего реферата  изучить политическую культуру. Для достижения этой цели я ставлю перед собой ряд задач:

    • определить сущность культуры общества;
    • рассмотреть структуру политической культуры;
    • раскрыть функции политической культуры;
    • установить соотношение гражданской и политической культур:
    • проанализировать политическую культуру России.

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    На  политическое поведение граждан  оказывают непосредственное воздействие  не только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение. Поэтому, анализируя современное состояние политических процессов в России, пытаясь прогнозировать их дальнейшее развитие, мы постоянно сталкиваемся с проблемой политической культуры, т.е. совокупности принятых в стране политических норм, правил, принципов и обычиев, которые довольно жестко ограничивают возможности государственного деяния - да и рядового гражданина - как при выработке программ, так и в конкретных действиях. Политическая культура является тем фундаментом, на котором строится здание реальной политики. И если замысел деяния вступает в столсновение с политической культурой народа, то неизбежно отторгается массами или искажается до неузнаваимости в процессе реализации. Таким образом, понимание особенностей политической культуры важно не только с научной, но и политической точки зрения, поскольку они могут способствовать преодолению и предотвращению различных кризисных ситуаций.

    Определение сущности политической культуры невозможно без правильного истолкования родового, исходного понятия "культура", обозначающего все многообразие различныхее видов ираскрывающего совокупность материальной и духовной культур, их органическое единство. Научная разработка проблем политической культуры как видового понятия по отношению к общей культуре стала возможна с обоснованием социального характера сущностных сил человека, реализуемых в культуре, которая, как широко признано в последнее время, является унивирсальным способом деятельности человека по освоению мира и выявлению своей внутренней сущности.

    Сложность политической культуры как многоуровневого  и многофункционального явления предполагает в ее анализе соблюдение некоторых исходных методологических принципов, обеспечивающих научное истолкование. В свете нового политического мышления, прежде всего, следует выделить принцип ее анализа как органической и целостной системы, которая является основой целостного всестороннего развития личности. Целостность и органичность политической культуры обеспечивают ее системообразующий фактор - политическую практику как основу взаимосвязи ее элементов, а также источник самодвижения и развитие. Таким образом, в основе научного  анализа политической культуры лежит принцип единства в ней духовного и практического начал.

    Общим в обьективном, научном подходе  к пониманию политической культуры является представление о ней  как о не отеемлемой части культуры человечества, связанной с деятельностью социальных слоев, классов в социально-политической сфере  общества, их борьбой за государственную власть и ее использование. Социальные  экономические факторы обуславливают политическую деятельность и связанную с ней политическую культуру, определяя отношения между социалиными общностями по поводу государственной власти.

 

2. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

    Структура политической культуры  как социально-психологического феномена, соеденяющего историю развития национальной политической системы и ее подсистем с индивидуальным политическим опытом, представляет собой сложное образование. Исследователи выделяют в ней прежде всего  субъект  и объект.

    Так, субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и малая или большая социальная группа, общество, регион, государство, нация, класс.

    При рассмотрении политической культуры по форме проявления на различных социальных уровнях можно выделить:

         1)  политическую культуру общества;

         2)  социальной  общности;

         3)  личности.

         Для выяснения специфики каждого  из указанных уровней необходимо  исходить из диалектики общего, особенного и единичного. Однако  существует точка зрения, что этот подход раскрывает соотношения только общественного сознания субъектов политической культуры, тогда как переход к ее проблематике начинается с вопроса о включении индивида в политическую жизнь, политическую деятельность. Содержание политической культуры определяется политическим сознанием, а инструментальность - наличными политическими институтами, как организационными, так и процедурными, в рамках которых и с использованием которых проектируется политическая деятельность. Следовательно, политическая культура представляет собой единство двух подсистем - содержательной  и   инструментальной.  При этом   инструментальная система при культурологическом анализе изучается и оценивается с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности, содействовать развитию сущностных сил человека, его субьективных способностей, т.е. с точки зрения ее гуманистичности. Такой переход обуславливается тем, что, собственно говоря, вся культура представляет собой, с одной стороны, систему потребностей, а с другой - систему средств на их удовлетворение, определяющих универсальный способ деятельности человека по освоению мира и выявлению своей внутренней сущности.

    Не  менее важен для понимания  сущности политической культуры ответ  на вопрос об ее обьекте, на который направлены установки, ориентации и убеждения субьекта. Таким обьектом могут служить сама политическая система и определенные ее компоненты: режим, институты, организации и партии. Вокруг этих обьектов складываются и культуры в целом и отдельные субкультуры, которые отражают неоднородность политической культуры в рамках не только одного региона, но и государственно- организованной национальной общности.

    Если  термин "политическая культура" применяется  для характеристики политического  потенциала общества и степени его реализации, то соответствующие социальные изменения рассматриваются в рамках политической практики ее субьектов, политических отношений между ними, а также в соответствующих сферах общественного сознания. Политическая культура общества как сложная динамическая система может исследоваться как по суммарным показаниям уровней политических культур его членов - граждан, социальных групп, слоев и классов, так и по показателям, характеризующим общество как единый организм.

    К различным видам политической культуры относятся: правовая культура, культура политической организации, управление и самоуправление, культура политической деятельности и активности, культура политического мышления, гласности и т.д. Разрыв в развитии компонентов политической культуры, если он не преодолевается, может привести к ее деформации, негативно сказываться на политическом сознании масс, на системе управления обществом. Поэтому необходимо преодолевать противоречия между новым и старым в политической культуре, стремиться к ее исторически более зрелому, целостному виду.

    Функции политической культуры заключаются в:

    1. идентификации, раскрывающей постоянную потребность индивида в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
    2. ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
    3. адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении в изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
    4. интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
    5. социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
    6. коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и др. средств информации и языка общения.

 

3. СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР

    Внедрение  в научный оборот термина "политическая культура" проходило непросто; это  было действительно внедрение, встречавшее  открытое и скрытое сопротивление, выражение недоумения, явного неприятия  и скептицизма. Многие казавшиеся очевидными представления о политической культуре уже не укладываются в новые рамки и нуждаются в пересмотре в ракурсе гражданской культуры.

    Словосочетание "человек-гражданин", понятие "политика", "культура" образуют сложную политическую триаду фундаментпальных категорий, каждые из которых служит основой для других понятий. Вместе они отражают огромный мир  реальных отношений и иллюзий, устойчивых культур и динамичных процессов, традиций и нововведений. Однако при анализе общественных процессов это единство нередко нарушается и что-нибудь в нем исчезает: чаще всего культура или гражданственность. Политика же, оставалась, так сказать, в гордом одиночестве, рассматриваться в чистом виде как некая абстракция, что негативно сказывается на гражданском обществе, ибо в нем обнаруживается такая закономерность; чем в большей степени политологияигнорирует человека в его гражданском качестве, чем больше она удаляется от культуры, тем менее эффективны предлагаемые политические решения, тем, в конечном счете, сильнее кризисные процессы в обществе.

    Дело  в том, что политическая культура обычно рассматривается как высшая форма, вершина перамиды ценностей, а гражданская культура третировалась  как буржуазная выдумка, о ней  говорилось вскользь. В западной политологии, где начиная с 60-х годов категории "гражданская культура" уделялось значительно больше внимания, результативность исследований оказалась все же не столь впечатляющей по сравнению с первоначальными заявлениями, ибо данная категория рассматривалась преимущественно в контексте политической культуры. Некоторые политологи в содержании гражданской культуры вкладывали такие "добродетели" гражданственности, как интерес к политике и участие в ней.

    Познать специфику политической жизни можно  лишь при условии строго научного определения содержания политики. Классики марксизма-лененизма создали стройную теориюполитики, раскрыли ее генезис, классовую сущность и социальные функции, впервые в истории поставили изучение явлений политической жизнина научную основу, выявили  типичные черты и особенности политики в разных общественно-экономических формациях.

Информация о работе Политическая культура: содержание и функции