Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:50, контрольная работа
Цель данной контрольной работы состоит в раскрытии содержания политической культуры и определении её основных функций.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
· изучить понятие «правовая культура», ее структуру и типы политической культуры;
· раскрыть функции правовой культуры;
· проанализировать особенности политической культуры России.
Введение …………………………………………………………………….… 3
1. Понятие «политическая культура» ………………………………… 4
2. Функции политической культуры ….…….………………………... 10
3. Особенности политической культуры России ……………………. 11
Заключение ……………………………………………………………….…... 14
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
План:
Введение …………………………………………………………………….… 3
1. Понятие «политическая культура» ………………………………… 4
2. Функции политической культуры ….…….………………………... 10
3. Особенности политической культуры России ……………………. 11
Заключение ……………………………………………………………….…... 14
Список
использованной литературы ………………………………………..
16
Введение
Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако такие интересы реализуются не прямо, а опосредуются теми значениями и смыслами, в которых выражено отношение субъектов политики к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т. д. Сами же смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, то есть нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов.
С момента своего возникновения политика как одна из главных публичных сфер жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все возникающие политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определяются существующей политической культурой общества.
Цель данной контрольной работы состоит в раскрытии содержания политической культуры и определении её основных функций.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
· изучить понятие «правовая культура», ее структуру и типы политической культуры;
· раскрыть функции правовой культуры;
· проанализировать
особенности политической культуры России.
1.Понятие «политическая культура»
Процесс коренного переустройства общественных отношений, как правило, оказывается сложным и даже мучительным для основной части населения государства, вступающего на этот путь. Осмыслению причин и оснований тех трудностей и коллизий, с которыми сталкивается общество в процессе преобразований, способствует его культурологический анализ.
Понятие «политическая культура», как полагают, введено в научный оборот немецким философом И. Гердером (1744-1803). В трудах российских мыслителей оно появилось в 70-х годах XIX века и, по всей видимости, впервые встречается у В.И. Герье (1837-1919). На западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли Х.Файер, С.Верба, А.Липсет, Л.Пай, М.Дюверже, К. фон Бойм, У.Розенбаум, Р.Роуз, М.Крозье.
Настоящий всплеск культурологического исследования политики приходится на 50-60-е годы ХХ века с появлением работ американского политолога Г. Алмонда. В советской науке этот метод утверждается в 80-х годах, когда обостряется осознание всей пагубности отрыва политической жизни от общечеловеческой нравственности, культуры, исконных российских традиций и народного опыта.
Анализ
а) это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность;
б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя те её элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами;
в) это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности;
г) это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.
Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде, ей возможно дать следующее определение:
Политическая культура — это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе.
Как очевидно из приведенных определений, основными характерными чертами политической культуры являются:
- «предписывание» во взаимоотношениях властей и граждан определенных норм, образцов поведения и ценностей. Из них часть оформлена законодательно, а другая часть утверждается в обществе в форме традиций, обрядов, обычаев;
- обеспечение целостности и интегрированности политической сферы. Такое обеспечение происходит через присущие политической культуре принципы политического поведения, политические идеалы. Именно они способствуют единству и взаимодействию политических институтов и организаций общества;
- координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом. Сочетание интересов различных социальных групп, интересов государства и его граждан.
Основными элементами политической культуры являются:
1. Политические традиции.
2. Идеи,
концепции и убеждения о
3. Ориентации
и установки людей в отношении
существующей политической системы
в целом.
Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.
Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления.
Нравственно-оценочный элемент состоит из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей.
Поведенческий элемент содержит в себе политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение.
Политическая культура включает в себя четыре компонента: когнитивный, аффективный, оценочный, поведенческий.
1. Когнитивный (познавательный) компонент составляют знания и представления о различных сторонах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизмах властвования, о принимаемых решениях и их реализации и т.д.
2. Аффективный (эмоционально-чувственный) компонент составляют чувства и переживания, которые испытывает субъект политики в связи с участием в политической жизни общества, эмоционально окрашенное отношение к различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение и отвержение, симпатии или антипатии, восхищение или презрение и т.д. Сюда же входят и конкретные чувства и переживания: нетерпимость к социальному и национальному угнетению, ненависть к врагам, любовь «к спасителям Отечества», разочарование по поводу неисполнения предвыборных обещаний со стороны конкретных политиков, партий и движений.
3. Аксиологический (оценочный) компонент составляют выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия определенным целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам.
4. Поведенческий компонент — результат когнитивного аффективного и оценочного компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирования на происходящие в политической жизни события.
Категория политической культуры многопланова. Она раскрывается как образ поведения и деятельности индивидуальных и коллективных субъектов в сфере политики, как способ функционирования политических институтов и системы в целом. Эта категория фиксирует в теоретической форме исторически сложившееся политическое сознание, формы реализации политической активности членов общества, системы ценностей, норм и институтов, обеспечивающих осуществление политической власти как орудия регуляции общества.
Методологии
(концепции) политической культуры характеризуются
двумя познавательными
Политическая культура выступает неотъемлемой частью культуры в целом. В понятии «политическая культура» органически выражается единство политики и её общественного сознания.
Политическая культура включает в себя политические ориентации трех
типов: патриархальную, подданническую и ориентацию на активное участие. В конкретном обществе может доминировать какой-либо из них. Эти три "чистых" (идеальных) типа ориентаций выступают основой трех типов политической культуры: патриархальной, подданнической и культуры участия.
Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией наместные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид слабовосприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип политической культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура представлена населением местных субкультур.
Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий) и опасается ее диктата.
Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся с помощью законных средств (выборов, демонстраций) влиять на политику и власть.
Структура политической культуры
В политологии можно выделить два подхода, в рамках которых идет дискуссия о политической культуре. Оба определяют ее через понятие «ценности», но понимают по-разному.
Первый («объективный») подход осуществляется в рамках структурного функционализма (Т. Парсонс), когда ценности рассматриваются как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие в обществе и в малых группах. Ценности объективны и исследуются в той мере, в какой поддерживают нормальное функционирование системы. Сторонник этой позиции Д. Истон выработал представление о политической культуре как совокупности лишь тех верований и представлений, которые явно определяют политические действия.
Второй («субъективный»), «психологический» подход, представленный Г. Алмондом и С. Вербой, рассматривает политическую культуру как систему политических ориентации и убеждений, присущих той или иной личности. Эти ориентации (ценности) могут не разделяться большинством членов этого общества, даже противодействовать функционированию режима. Главное — они есть в индивидуальном сознании.
В структуре политической культуры можно выделить следующие элементы.
Ценности — они конституируют смысл поступков любого субъекта политического действия. Для определения характера политической культуры важную роль играют две пары ценностей: во-первых, порядок и развитие и, во-вторых, равенство (важнейшее качество социальной системы — обеспечение равных условий или возможностей для всех) и свобода (назначение политики — снять ограничения с деятельности индивида).
Представления — они касаются разных аспектов политической жизни и составляют неотъемлемую часть нормального функционирования субъектов политической активности. Все мы обладаем какими-то, может быть, не очень четкими, представлениями о политической системе государства, в котором живем, ее институтах, о политическом режиме, механизме власти и управления, о принятии решений и их реализации, о носителях властных полномочий, о своем месте в политической жизни.