Политическая культура: понятие, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия и сущности политической культуры, анализе ее структурных элементов и функций.

Содержание

Введение

1. Понятие политической культуры

2. Содержание понятия политической культуры

3. Феномен политической культуры в исследованиях политологов

4. Структура политической культуры

5. Функции политической культуры

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа пополитологии №9.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

   Политическая культура общества  может быть проанализирована  как по суммарным показателям  уровней политических культур  его членов – граждан, их  социальных групп и слоев, классов,  так и по показателям, характеризующим только общество как единый и неделимый организм. К числу последних следует отнести характер существующей политической организации общества, формы и методы функционирования политических институтов, степень и способы участия граждан в политической жизни общества, накопленный социально-политический опыт, существующие политические традиции и обычаи, систему политических идей, знаний, принципов, используемых в общественном развитии.

   Политическая культура — это составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, качества политических знаний и предпочтений, образцов поведения и функционирования политических субъектов; интегральная характеристика образа и стиля политической жизни общества. Политическая культура представляет собой политический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение.  
 
 
 

         3. Феномен политической культуры в исследованиях политологов

   Стремление к объяснению феноменов политики с помощью теории политической культуры наблюдалось в явной и неявной форме на протяжении всей истории политической науки. В эту традицию внесли свой вклад Платон, Аристотель, Макиавелли, Руссо и другие выдающиеся мыслители.

   Само понятие «политическая культура» сравнительно недавно вошло в систему категорий политических и социальных наук. Существенную роль в процессе институализации данной категории сыграли работы американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы, которые были опубликованы в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века и посвящались изучению общественных явлений, находящихся как бы на пересечении сферы культуры и сферы политики. Однако изучение характера связей между социальной структурой общества и культурой, степени влияния традиций и обычаев различных народов и наций на развитие политического процесса, роли психологических факторов в политике имеет давнюю историю. То, что в настоящее время охватывается понятием «политическая культура», являлось предметом внимания многих мыслителей прошлого: Аристотеля, Н.Макиавелли, Ш. Монтескье, А. де Токвиля, М. Вебера, Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева и др.5

   Если раньше этот термин зачастую  применялся в узкотехническом  или вспомогательном плане, то  теперь наблюдается его использование  в качестве необходимой концептуальной составляющей исследований в области политики. Изначально новый статус понятия “политическая культура” определялся задачами классификации и сравнения политических систем. Впервые в политико-социологический дискурс данное понятие было введено в 1956 г. известным американским специалистом Г. Алмондом. Он писал: “Каждая политическая система является укорененной в конкретной совокупности ориентации на политическое действие... отношений к политике. Представляется целесообразным рассматривать это как политическую культуру”6. Таким образом, для автора политическую культуру составляли явные и латентные ориентации на политическое действие. Причем политическая культура является некоторой частью культуры общества в целом, хотя и обладает некоторой автономией.

   Основные концептуальные представления  о политической культуре были  разработаны американскими политологами  С. Вербой, Л. Паем, Г. Алмондом, Р. Такером, С. Липсетом, и другими  теоретиками, принадлежавшими по  преимуществу к функционалис-тскому направлению. Политическую культуру эти авторы представляют себе как определенный набор ценностей, внутри которого действует политическая система, что-то вроде историко-психологического фона, на котором разворачиваются политические события, он же — дух, он же — культура. В своем первом исследовании Г. Алмонд определил ее как особый тип ориентации на политические объекты, в число которых включена и политическая система. Его соратники Л. Пай и С. Верба добавили к этому определению, трактовку политической культуры как «субъективного потока политики, который наделяет значением политические решения, упорядочивает институты и придает социальный смысл индивидуальным действиям. Работы начала 60-х, подводили читателя к главному выводу: политические институты демократии должны соответствовать политической культуре данной нации. Используя инструменты социологии и психологии в политологическом анализе, исследователи прежде всего вели поиск специфичных для каждой политической культуры норм и ценностей, выступавших в качестве независимых переменных в их анализе.

   Понятие политической культуры  оказалось очень привлекательным  в силу многозначности и многогранности  его значений. Так, с одной стороны,  оно представляется результатом  личного опыта человека. С другой — в нем отражается история политической системы, которая уходит корнями в общественные события. Было очень заманчиво перебросить мостик от психологического исследования поведения индивида к макрополитическим и историческим исследованиям. Следует добавить, что уже первые работы по изучению политической культуры сформировали новые подходы к пониманию политики в целом как области, которая не сводится к институционализированным формам. Интерес к трудноуловимым культурным оболочкам политики проявился в поиске глубинных психологических составляющих политики. Их обнаруживали в произведениях литературы и кино, в слухах и юморе, поп-музыке и фольклоре. Использовались такие методы изучения, которые позволили зафиксировать качественные характеристики культуры, ее уникальность и неповторимость в индивидуальном проявлении и в массовых стереотипах, переходящих из поколения в поколение: глубинные интервью, фокус-группы, контент-анализ мемуаров, изучение политического дискурса и др.

   Классическое определение политической культуры, данное Алмондом и Вербой, сводит ее к определенному образу ориентации, системе ценностей, символам, верованиям, установкам на политическое действие: «Когда мы говорим о политической культуре общества, мы имеем в виду политическую систему, интернализованную в знании, чувствах и оценках его членов»7. Л. Пай также подчеркивает, что политическая культура — это психологическое измерение политики, выраженное в обобщенной форме. Для психоаналитика Л. Пая понятие политической культуры необходимо для того, чтобы уйти от вопроса о том, что первично — личность или ролевая структура политики. Для него политическая культура — это двуликий Янус. Подобно тому, как в социологии культура и личность рассматриваются как две стороны одной медали, так и политическая культура помогает увидеть индивидуальное и коллективное политическое поведение как проявление общего феномена. Конечно, в идеале следует стремиться к учету и социологических и психологических переменных. На практике же акцент делается на психологии.

 В середине XX века понятие «политическая культура» оформилось как концепция, более или менее очерчивающая определенную сферу политической реальности и ее параметры. Смысл этой концепции состоит в том, что политический процесс при всех присущих ему случайностях, многовариантности и альтернативности возникающих ситуаций подчиняется неким внутренним закономерностям, которые не выводятся непосредственно из экономики или психологии, а относятся к специфической области общественной жизни, принадлежащей одновременно и сфере политики, и сфере культуры, то есть «политической культуре».

   Нельзя смешивать концепцию (и понятие) политической культуры в широком смысле с концепцией (и понятием) политической культуры в узком смысле. Проблема в том, что политическая культура - это действительно один из существенных элементов общей культуры общества. Как таковая политическая культура - это комплекс элементов и проявлений общей культуры той или иной страны, связанных с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывающих значительное влияние на формирование, функционирование и развитие государственных и иных политических институтов. Именно они придают определенную значимость и направление политическому процессу в целом, поведению широких масс населения, отдельных социальных групп и отдельных индивидов. В свою очередь, это предполагает возможность рассмотрения политической культуры (ее генезиса) в узком смысле. Т. Гоббс (1588-1679) полагал, что, когда люди не знали над собой (политической) власти, естественным состоянием была «война всех против всех», а жизнь людей в этих условиях «беспросветна, убога и отвратительна». С появлением власти человечество вышло из этого состояния.

   Термин «политическая культура» в том значении, в каком оно употребляется в современной политической науке, было введено в научный оборот в 1956 г. Г. Алмондом в статье «Сравнительные политические исследования», где он определил политическую культуру как «субъективное изменение социальных основ политической системы, т.е. как совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий  и придающую им значение».8

   Исследуя политическую систему, наряду с традиционным — институциональным характером ее изучения, предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования государственной политики, Г. Алмонд выделил также ориентационный, использовавший в качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам. Последний и представлял собой характеристику особого класса политических явлений — политическую культуру, соединявшую институциональный и реальный уровни функционирования политической системы. В анализе политической культуры Г. Алмонд руководствовался функциональным подходом и поэтому рассматривал данное явление как политический феномен9.

   Концепция политической культуры стала попыткой выйти за рамки функционального и нормативного описания политических процессов. Заслуга создателей политико-культурного подхода состояла в том, что они предприняли попытку поставить в центр политических исследований человека с его интересами, эмоциями, стереотипами, мифами и т.п.

  В современной политической науке нет общепринятого понятия политической культуры. Можно выделить три основных группы базовых концепций этого явления политической жизни.

   К первой группе относится, как мы уже отмечали выше, концепция Габриэля Алмонда, впервые сформулированная в 1956 г. в статье «Сравнительные политические исследования». Под политической культурой Г. Алмонд понимал определенный образец ориентаций на политические действия, отражающий особенности каждой политической системы. Позднее, в совместной работе с Сиднеем Вербой «Гражданская культура и стабильность демократии», это представление о политической культуре было уточнено. По мнению американских ученых понятие «политическая культура» указывает на специфические политические ориентации - установки в отношении политической системы и ее различных частей и установки в отношении собственной роли в системе. «Политическая культура общества, - писал С. Верба, - состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику»10.

   Другими словами, политическая культура – это политическая система, интериоризованная в знаниях, чувствах и оценках населения. Концепция Г.Алмонда и С. Вербы в дальнейшем получила развитие в работах Л. Пая, С.Хантингтона, Д. Элазара, Х. Доменигера, А. Брауна и др.

   Представители этой концепции отождествляют политическую культуру с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Б.И. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Неудивительно, что понятие политической культуры расценивается некоторыми из них не более чем «новый термин для старой идеи»11, обобщенно характеризующий субъективный контекст властно-политических отношений. В этом смысле политическая культура понимается по сути, как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования.

   Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Уайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считает, что это особый, специфический субъективный ракурс политики. Так, американский политолог Д. Пол определяет политическую культуру как конфигурацию ценностей, лежащих в основе политики общества. У. Розенбаум понимает под политической культурой концептуальное обозначение чувств, мыслей и поведения, которые мы замечаем или выводим, наблюдая за людьми, живущими своей повседневной жизнью. Признанные образцы поведения включает в содержание политической культуры и Р. Такер. Иными словами, политическая культура понимается этими учеными в данном случае как регулятор политического поведения.

   Еще одна — третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов (П. Шаран, И. Шапиро)12. Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности.

   Характеризуя таким образом неразрывную связь практических действий человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти.

Информация о работе Политическая культура: понятие, функции