Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:28, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие понятия и сущности политической культуры, анализе ее структурных элементов и функций.
Введение
1. Понятие политической культуры
2. Содержание понятия политической культуры
3. Феномен политической культуры в исследованиях политологов
4. Структура политической культуры
5. Функции политической культуры
Заключение
Список использованной литературы
Политическая культура
Политическая культура — это составная
часть общей культуры, совокупный показатель
политического опыта, качества политических
знаний и предпочтений, образцов поведения
и функционирования политических субъектов;
интегральная характеристика образа и
стиля политической жизни общества. Политическая
культура представляет собой политический
опыт, память социальных общностей и отдельных
людей в сфере политики, их ориентации
и навыки, влияющие на политическое поведение.
3. Феномен политической культуры в исследованиях политологов
Стремление к объяснению феноменов политики с помощью теории политической культуры наблюдалось в явной и неявной форме на протяжении всей истории политической науки. В эту традицию внесли свой вклад Платон, Аристотель, Макиавелли, Руссо и другие выдающиеся мыслители.
Само понятие «политическая культура» сравнительно недавно вошло в систему категорий политических и социальных наук. Существенную роль в процессе институализации данной категории сыграли работы американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы, которые были опубликованы в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века и посвящались изучению общественных явлений, находящихся как бы на пересечении сферы культуры и сферы политики. Однако изучение характера связей между социальной структурой общества и культурой, степени влияния традиций и обычаев различных народов и наций на развитие политического процесса, роли психологических факторов в политике имеет давнюю историю. То, что в настоящее время охватывается понятием «политическая культура», являлось предметом внимания многих мыслителей прошлого: Аристотеля, Н.Макиавелли, Ш. Монтескье, А. де Токвиля, М. Вебера, Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева и др.5
Если раньше этот термин
Основные концептуальные
Понятие политической культуры
оказалось очень
Классическое определение
В середине XX века понятие «политическая культура» оформилось как концепция, более или менее очерчивающая определенную сферу политической реальности и ее параметры. Смысл этой концепции состоит в том, что политический процесс при всех присущих ему случайностях, многовариантности и альтернативности возникающих ситуаций подчиняется неким внутренним закономерностям, которые не выводятся непосредственно из экономики или психологии, а относятся к специфической области общественной жизни, принадлежащей одновременно и сфере политики, и сфере культуры, то есть «политической культуре».
Нельзя смешивать концепцию (и понятие) политической культуры в широком смысле с концепцией (и понятием) политической культуры в узком смысле. Проблема в том, что политическая культура - это действительно один из существенных элементов общей культуры общества. Как таковая политическая культура - это комплекс элементов и проявлений общей культуры той или иной страны, связанных с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывающих значительное влияние на формирование, функционирование и развитие государственных и иных политических институтов. Именно они придают определенную значимость и направление политическому процессу в целом, поведению широких масс населения, отдельных социальных групп и отдельных индивидов. В свою очередь, это предполагает возможность рассмотрения политической культуры (ее генезиса) в узком смысле. Т. Гоббс (1588-1679) полагал, что, когда люди не знали над собой (политической) власти, естественным состоянием была «война всех против всех», а жизнь людей в этих условиях «беспросветна, убога и отвратительна». С появлением власти человечество вышло из этого состояния.
Термин «политическая культура» в том значении, в каком оно употребляется в современной политической науке, было введено в научный оборот в 1956 г. Г. Алмондом в статье «Сравнительные политические исследования», где он определил политическую культуру как «субъективное изменение социальных основ политической системы, т.е. как совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение».8
Исследуя политическую систему, наряду с традиционным — институциональным характером ее изучения, предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования государственной политики, Г. Алмонд выделил также ориентационный, использовавший в качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам. Последний и представлял собой характеристику особого класса политических явлений — политическую культуру, соединявшую институциональный и реальный уровни функционирования политической системы. В анализе политической культуры Г. Алмонд руководствовался функциональным подходом и поэтому рассматривал данное явление как политический феномен9.
Концепция политической культуры стала попыткой выйти за рамки функционального и нормативного описания политических процессов. Заслуга создателей политико-культурного подхода состояла в том, что они предприняли попытку поставить в центр политических исследований человека с его интересами, эмоциями, стереотипами, мифами и т.п.
В современной политической науке нет общепринятого понятия политической культуры. Можно выделить три основных группы базовых концепций этого явления политической жизни.
К первой группе относится, как мы уже отмечали выше, концепция Габриэля Алмонда, впервые сформулированная в 1956 г. в статье «Сравнительные политические исследования». Под политической культурой Г. Алмонд понимал определенный образец ориентаций на политические действия, отражающий особенности каждой политической системы. Позднее, в совместной работе с Сиднеем Вербой «Гражданская культура и стабильность демократии», это представление о политической культуре было уточнено. По мнению американских ученых понятие «политическая культура» указывает на специфические политические ориентации - установки в отношении политической системы и ее различных частей и установки в отношении собственной роли в системе. «Политическая культура общества, - писал С. Верба, - состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику»10.
Другими словами, политическая культура – это политическая система, интериоризованная в знаниях, чувствах и оценках населения. Концепция Г.Алмонда и С. Вербы в дальнейшем получила развитие в работах Л. Пая, С.Хантингтона, Д. Элазара, Х. Доменигера, А. Брауна и др.
Представители этой концепции отождествляют политическую культуру с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Б.И. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Неудивительно, что понятие политической культуры расценивается некоторыми из них не более чем «новый термин для старой идеи»11, обобщенно характеризующий субъективный контекст властно-политических отношений. В этом смысле политическая культура понимается по сути, как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования.
Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Уайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считает, что это особый, специфический субъективный ракурс политики. Так, американский политолог Д. Пол определяет политическую культуру как конфигурацию ценностей, лежащих в основе политики общества. У. Розенбаум понимает под политической культурой концептуальное обозначение чувств, мыслей и поведения, которые мы замечаем или выводим, наблюдая за людьми, живущими своей повседневной жизнью. Признанные образцы поведения включает в содержание политической культуры и Р. Такер. Иными словами, политическая культура понимается этими учеными в данном случае как регулятор политического поведения.
Еще одна — третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов (П. Шаран, И. Шапиро)12. Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности.
Характеризуя таким образом неразрывную связь практических действий человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти.